Особенности олигополий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2012 в 23:24, курсовая работа

Описание

Целью настоящей работы является освещение основных теоретических и практических вопросов по типологии рыночных структур.

Данная цель достигается посредством решения ряда конкретных задач:
 Определить место и роль предприятия в условиях совершенной конкуренции.
 Рассмотреть вопросы, связанные особенностями рынка чистой монополии.
 Определить понятие ценовой дискриминации.
 Осветить особенности монополистической конкуренции.
 Дать общую оценку олигополистических структур

Содержание

Введение.

Содержание:

1.1. Предприятие в условиях совершенной конкуренции .
1.2. Особенности рынка чистой конкуренции .
1.3. Предприятие в условиях несовершенной конкуренции .
2.1. Чистая монополия .
2.2. Виды чистой монополии .
2.3.Монополистическа конкуренция. Особенности монополистической конкуренции .
3.1.Олигополия.
3.2.Особенности олигополий.

Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

тема11 редоктировать!.doc

— 401.50 Кб (Скачать документ)

Последняя может  привести к существенным издержкам и истоще­нию конкурентов, а иногда и к нарастанию монополистических тенден­ций на рынке. В крайнем случае, следствием ценовой конкуренции может стать переход от разряженной олигополии к плотной, а это, в свою очередь, открывает путь  к  прямому тайному сговору конкурентов. Другой причиной пред­почтения неценовой  конкуренции  обусловлено  крупными  масштабами производства  олигополистов,  значительными финансовыми ресурсами, которые позволяют им осуществлять мероприятия, обусловленные неце­новой конкуренцией.

3.2.Общая оценка олигополистических структур.

Оценивая значения олигополистических структур, необходимо отметить, во-первых, неиз­бежность их формирования как объективного процесса, вытекающего из открытой  конкуренции  и стремления предприятий к достижению опти­мальных масштабов производства. Во-вторых,  несмотря как на положи­тельную, так и негативную оценку олигополий в современной экономи­ческой жизни, следует признать объективную реальность их существо­вания. Положительная оценка олигополистических структур связывает­ся, прежде всего, с достижениями научно-технического прогресса. Дейс­твительно, в последние десятилетия во многих отраслях с олигополизированными структурами достигнуты значительные успехи в  развитии научно-технического   прогресса   (аэрокосмическая, авиационная, электронная, химическая, нефтяная промышленность). Олигополии обла­дают значительными финансовыми ресурсами, а также заметным отличи­ем в политических и экономических кругах общества,  что  позволяет им  с  той или иной степенью доступностью участвовать в реализации выгодных проектов и программ,  финансируемых нередко из обществен­ных фондов. Небольшие конкурентные фирмы,  как правило, не обладают достаточными средствами для не привлекательных стимулов при реали­зации имеющихся разработок. Негативная оценка олигополий определя­ется следующими моментами.

Это, прежде  всего  то,  что олигополия очень близка по своей структуре к монополии, а следовательно, можно ожидать таких же отрицательных  последствий как и при рыночной власти монополиста. Но, если монополизированный рынок оказывается под контролем и  регули­руется государством, то олигополия получает возможность заключения тайных соглашений и тем самым уходит из-под контроля государства и создает видимость конкуренции,  тогда как на самом деле стремиться извлечь выгоду за счет покупателей. В конечном счете, это сказывает­ся  на  снижении  эффективности использования имеющихся ресурсов и ухудшении удовлетворения потребностей общества. Другим отрицатель­ным моментом может служить то, что, несмотря на значительные финан­совые  ресурсы, сосредоточенные  в  олигополистических  структурах, большая часть новых продуктов и технологий разрабатываются незави­симыми изобретателями,  а также небольшими и средними фирмами, осу­ществляющими исследовательскую деятельность.

В целом,  когда обращается внимание на оценку  эффективности олигополий,  то отмечается, что последние нередко заинтересованы в сдерживании научно-технического прогресса,  так как они  не  будут спешить  внедрять появившиеся "новинки" до тех пор,  пока не будет достигнута максимизация прибыли на ранее вложенный  крупный  капи­тал. Такая политика препятствует моральному износу как машин и обо­рудования, так и технологий и продуктов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Из всего рассмотренного можно подвести следующие итоги :

- считается,  что все многообразие рыночных структур охваты­вается четырьмя теоретическими моделями :

l ) совершенно конкурент­ный рынок ; 

2) монополия ; 

3) монополистическая конкуренция ;

4) олигополия ;

- два основополагающих правила применимы  для  анализа 2  любой рыночной структуры :

1 ) фирма должна продолжать производство това­ра, если при достигнутом уровне выпуска готовой продукции ее  сум­марный доход  превышает  суммарные  переменные издержки ; 

2) если фирма решила продолжать производство, то она должна выпускать та­кое количество продукции,  при котором предельный доход равен пре­дельным издержкам ;

- в условиях совершенно конкурентного рынка кривая спроса от­дельной фирмы абсолютно эластична, предельный доход равен цене то­вара, а  кривая предложения совпадает с отрезком кривой предельных издержек, расположенной выше кривой средних переменных  издержек. В краткосрочном периоде фирма приспосабливается к вариациям рыночных цен только изменяя величину переменного фактора. Она максимизирует прибыль, когда предельные издержки равны цене товара. Если цена Р выше средних общих издержек АТС,  то фирма получает прибыль, когда Р=АТС, фирма  имеет  нулевую прибыль,  в случае Р<АТС фирма несет убытки, при P<AVC фирме надо прекратить производство.

Для равновесия  фирмы  в  долгосрочном периоде необходимы три условия : l) MR=MC ; 2) экономическая прибыль равна нулю; 3) фирма отрасли вырабатывают  все резервы "экономии на масштабах" и произ­водят продукцию в объемах,  соответствующих точкам минимума кривых LRAC;

- при монополии кривая спроса и среднего дохода  совпадает  с рыночной кривой  спроса.  Кривая  MR  лежит ниже кривой спроса.  В краткосрочном периоде фирма достигает максимальной прибыли,  когда MR=MC . Это происходит всегда при объемах производства, меньших,

чем в условиях совершенной конкуренции ,  но  более  высоких  це­нах . Равновесие монополиста  в  долгосрочном  периоде будет продол­жаться,  пока фирма сохранит монополию. Путем ценовой дискримина­ции монополист может увеличить объемы продаж и получаемую прибыль;

- модель монополистической конкуренции характеризуется  соче­танием совершенно конкурентного (свобода входа и выхода) и монопо­листического ( падающий характер кривой спроса )  рынков.  Отличи­тельной чертой  является наличие в отрасли достаточного числа кон­курентов, которые проводят собственную ценовую политику,  не взи­рая на реакцию  конкурентов ;

- при олигополии выполняются три условия : 1 ) в отрасли дейс­твуют несколько  фирм,  так что отрасль не является монополизиро­ванной; 2) кривая спроса каждой фирмы имеет падающий характер;  3) в отрасли  присутствует, по крайней мере, одна крупная фирма,  любое действие которой вызывает ответную реакцию конкурентов.

В краткосрочном периоде фирма-олигополист реагирует на коле­бание спроса не изменением цен,  а уменьшая или увеличивая  объем продаж.

На сегодняшний день, проблема монополий и эффективного антимо­нопольного законодательства в России стоит как никогда остро. И то, как и когда эти меры будут приняты,  во многом определит время, на которое растянется переход россии к нормальным рыночным  отношени­ям.

 



Информация о работе Особенности олигополий