Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:54, дипломная работа
Обоснование актуальности темы исследования. Проблема развития у растущего человека воображения, как важного для полноценной самореализации его личностных качеств, является для современной школы одной из важных педагогических задач.
Введение 3
1 Теоретические основы воображения 8
Воображение как психологический процесс 8
Современные подходы к развитию воображения на уроках математики 18
Критерии, показатели, уровни развития воображения в процессе решения простых задач 24
2 Анализ опытно-экспериментальной работы 26
2.1. Общая характеристика простых задач, как средство развития воображения младших школьников 26
2.2. Педагогические условия воображения младших школьников в процессе решения простых задач 35
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию воображения 44
Заключение 62
Библиографический список 63
4 + 3. Чему равно значение этой суммы? |
У Миши на носу 4 веснушки, а у Маши – 3. Сколько веснушек у детей? |
2) Выбери задание, в котором нужно догадаться, какое действие поможет найти ответ.
3) Почему в другом задание такая догадка не нужна?
4) Реши оба задания. Как ты узнал, каким действием нужно решать задачу?
5) Придумай свою задачу. (Аргинская И.И.)
13. На детской площадке в зоопарке поселились 6 тигрят и 9 медвежат.
Сколько малышей оказалось на площадке?
1) Сделай к задаче рисунок и реши ее.
2) Придумай
и запиши свою задачу. Подчеркни
в ней данные зеленым, а
3) Реши свою задачу. (Аргинская И.И.)
14. 1) Прочитай и сравни тексты:
На площадке играли 4 девочки и 5 мальчиков. |
На площадке играли в мяч 4 девочки и 5 мальчиков. Сколько детей играли в мяч? |
2) Найди задачу и реши ее.
3) Дополни другой текст до задачи. Сделай это так, чтобы новая задача отличалась от данной.
4) Если ты затрудняешься, подумай, какой из вопросов подойдет к данному условию:
«Сколько девочек играли в мяч?»
«На сколько больше играло в мяч девочек, чем мальчиков?»
«На сколько меньше играло в мяч девочек, чем мальчиков?»
5) Реши новую задачу. Объясни выбор действия. (Аргинская И.И.)
Вывод. Проанализировав педагогические условия для развития воображения в процессе решения простых задач авторов: Моро М. И., Истомина Н. Б., Аргинская И. И., Петерсон Л. Г., мы делам вывод, что у всех имеется достаточное количество педагогических условий для развития воображения это:
Но у каждого из них есть свои особенности, у Истоминой Н.Б. это сравнение, диалоги, схемы. Петерсон Л.Г. использует такие методические приемы это схемы, преобразование задач. У Аргинской И.И. в 1 упражнении дан целый комплекс методических приемов.
Нами на практике была проведена опытно – экспериментальная работа по теме: «Развитие воображения младших школьников в процессе решения простых задач». Она состоялась из трех этапов:
Цель: подтвердить или опровергнуть гипотезу: воображение младших школьников повысится на более высокий уровень, если в системе учить детей: составлять вспомогательные модели к задаче; объяснять выбор действий; сравнивать задачи; изменять условия задачи; изменять вопрос задачи; умение составить задачу, так как в процессе такой деятельности они учатся выделять главное устанавливать взаимосвязи, преобразовывать.
Констатирующий этап был проведен во время активно – пассивной практики. На этом этапе мы наблюдали уроки учителя с целью применения разнообразных методических приемов при обучению решению простых задач. Это наблюдение показало, что учитель методические приемы по мере наличии их в учебнике Моро М.И.. Перед нами встала задача разнообразить использования методических приемов.
Цель: проверить начальные знания по теме: «Развитие воображения младших школьников в процессе решения простых задач».
Незаконченные фигуры
Детям раздаются листы бумаги с нарисованными на них фигурках (кругами, квадратами, треугольниками, разными ломаными линиями). У каждого ребенка наборы фигуры должны быть одинаковыми. Дети должны за 5-10 мин. Пририсовать к фигурам все, что угодно так, чтобы получились предметные изображения.
Инструкция: «Перед вами листок, разделенный на восемь частей. В каждой части листа нарисованы фигурки. Листочки с этими фигурками потерял художник. Он собирался нарисовать на листочках картинки, но не успел. И вот листочки попали к вам. Значит, теперь вы художники. Вам эти фигурки надо дорисовать и превратить так, чтобы не было одинаковых рисунков. В каждой из восьми частей листа картинки должны быть разными. Начинайте работу пожалуйста».
Когда ребенок сдает листочек, экспериментатор обязательно спрашивает. Как можно назвать каждый из восьми рисунков и подписывает под каждой картинкой ее название.
Выполнение задания может быть оценено в баллах:
0 баллов – ничего не нарисовал;
1 балл
– стереотипные, примитивные рисунки,
трудность вербализации при
2 балла
– простые, стандартные
3 балла – сложные. Оригинальные рисунки, хорошая вербализация.
Результаты теста О. М. Дьяченко «Художник»
Имя Фамилия |
Балы |
Уровень |
|
2 3 2 2 3 2 2 3 1 2 2 2 2 3 3 2 1 3 2 2 3 2 3 3 3 3 2 3 |
Средний Высокий Средний Средний Высокий Средний Средний Высокий Низкий Средний Средний Средний Средний Высокий Высокий Средний Низкий Высокий Средний Средний Высокий Средний Высокий Высокий Высокий Высокий Средний Высокий |
Высокий уровень – 12 человек – 43 %
Средний уровень – 14 человек – 50 %
Низкий уровень – 2 человека – 7 %
Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например: «Стоял солнечный день. По улице шла девочка и вела на поводке смешного щенка. Вдруг откуда ни возьмись…».
Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время работы – 10 мин.
Рассказ можно оценить по следующим критериям:
Работы оценивались по двум критериям: законченность рассказа, яркость
и оригинальность образов.
Таблица 3 – Результаты проведения теста «Завершение рассказа»
Имя Фамилия |
Оценка |
Уровень |
|
4 5 2 5 5 3 3 3 2 2 3 4 1 3 3 3 4 3 2 3 3 3 4 3 2 5 2 3 |
Высокий Высокий Низкий Высокий Высокий Средний Средний Средний Низкий Низкий Средний Высокий Низкий Средний Средний Средний Высокий Средний Низкий Средний Средний Средний Высокий Средний Низкий Высокий Низкий Средний |
Высокий уровень – 8 человек – 29 %
Средний уровень – 13 человек – 46 %
Низкий уровень – 7 человек – 25 %
Формирующий этап.
Цель: систематически на каждом уроке развивать воображение учащихся второго класса в процессе решения простых задач.
Тема: Вычитание вида 52 - 24.
ТЦУ: 1 обеспечить понимание детьми нового письменного приема вычитания вида 52 - 24; закрепить вычислительные умения и навыки, навык решения задач.
Этапы |
Д.м. |
СУМ | |
Деятельность учителя |
Деятельность уч-ся | ||
II. Актуализация знаний |
2 |
На стоянке было несколько машин. Когда 3 машины уехали, осталось 6 машин. Сколько машин было на стоянке сначала? Рассмотрим краткую запись и схематический чертеж к задаче. Было – ? 6 м. 3 м. Уехали – 3 м. Осталось – 6 м. ? - Что нам известно в задаче?
- Что нам нужно найти в задаче?
Рассмотрим краткую запись. Все что мы с вами сказали, обозначено в краткой записи. Рассмотрим схематический чертеж к задаче. Кто мне его разъяснит? Записываем решение задачи. |
Известно, что 3 машины уехали, а 6 машин осталось. Сколько машин было.
(Объясняет Маша П.) 1) 6+3=9 (м.) – было Ответ: 9 машин. (решение записывает Радик К.) |
С задачей справились все под руководством учителя.
Тема: Свойство противоположных сторон прямоугольника
ТЦУ: 1 обеспечить понимание детьми о свойствах сторон прямоугольника.
Этапы |
Д.м. |
СУМ | |
Деятельность учителя |
Деятельность уч-ся | ||
II. Актуализация знаний |
3 |
Решаем устно. В этой задаче нам с вами нужно продолжить вопрос задачи. На одном автобусе в Киев приехали 42 туриста, а на другом – на 10 туристов больше. Сколько всего туристов…? |
приехало на другом автобусе в Киев? 1) 42+10=52 (т.) Ответ: 52 триста. |
Информация о работе Развитие воображения младших школьниов в процессе решения простых задач