Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 16:54, дипломная работа
Обоснование актуальности темы исследования. Проблема развития у растущего человека воображения, как важного для полноценной самореализации его личностных качеств, является для современной школы одной из важных педагогических задач.
Введение 3
1 Теоретические основы воображения 8
Воображение как психологический процесс 8
Современные подходы к развитию воображения на уроках математики 18
Критерии, показатели, уровни развития воображения в процессе решения простых задач 24
2 Анализ опытно-экспериментальной работы 26
2.1. Общая характеристика простых задач, как средство развития воображения младших школьников 26
2.2. Педагогические условия воображения младших школьников в процессе решения простых задач 35
2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по развитию воображения 44
Заключение 62
Библиографический список 63
Данные умения учитель формирует с помощью различных методических приемов, среди которых можно назвать фронтальную беседу по задаче. В процессе беседы выделяются условие и вопрос задачи, устанавливается, что известно, а что неизвестно. Предлагаются вопросы, ответ на которые помогает учащимся правильно установить взаимосвязь между данными величинами и искомыми и выбрать арифметическое действие для решения задачи.
Беседа может сопровождаться наглядной интерпретацией задачи. Это предполагает использование предметной наглядности.
Подготовительный этап, позволяет организовать деятельность учащихся, направленную на усвоение ее структуры и на осознание процесса ее решения.
Эффективными приемами, способствующим формированию осознанного подхода к решению задач, являются прием сравнения, прием преобразования (учащиеся могут самостоятельно или с помощью учителя составить задачу, которую затем целесообразно сравнить с исходной), прием рассмотрения текстов с недостающими и лишними данными (формирует у учащихся внимательный и осознанный подход к установлению связи между данными и искомыми величинами), прием составления задач самими учащимися по заданию учителя.
Использование различных методических приемов при обучении решению задач способствует развитию кругозора учащихся, правильному пониманию математического смысла различных жизненных ситуаций, что очень важно для реализации практической направленности курса математики. [24, с. 93 – 94]
2.2.
Педагогические условия
В соответствии с разнообразными методическими приемами и видами простых задач распределим их по критериям.
Задачи на умение сосредоточиться на объекте:
Было
- ?
Уехали – 3 м.
Осталось – 6 м. ?
Было – 10 к. 6 к. ?
Взяли
- ?
Осталось – 6 к.
1) Какой схематический чертеж подходит к этой задаче? (Моро М.И.)
2 зн. 5 зн. 2 зн. ?
?
2) Составь задачу по другому чертежу задачу, реши ее.
23 – 2,
У бабушки было 50 р. Она истратила р. Сколько рублей осталось у бабушки? (Моро М. И.)
20
17
Построй отрезок, который будет показывать, сколько марок у Вовы и у Миши вместе.
Построй отрезок, который будет показывать на сколько марок у Миши больше, чем у Вовы.
13
Выбери данные, которыми можно дополнить условие этой задачи, чтобы ответить на ее вопрос, выполнив сложение:
а) В пенале 7 карандашей;
б) В пенале на 6 карандашей меньше;
в) В коробке 9 карандашей;
г) Всего в коробке и в пенале 14 карандашей.
14.1) Друзья подарили Мальвине связку из 11 шаров двух цветов – голубого и розового. Сколько у неё могло оказаться шаров каждого цвета? (Аргинская И.И.)
Запиши суммы и их значения.
2) Могут ли среди сумм быть такие: 11 + 0 и 0 + 11?
Объясни свой ответ.
3) Нарисуй к некоторым суммам соответствующие связки.
15.1) Восстанови
тексты задач по кратким
Взяли – 9кг
Осталось – 6кг
Было - ?
Было – 15кг
Взяли – 9кг
Осталось - ?
Было – 15 кг
Осталось – 6 кг
Взяли - ?
2) Сравни задачи. Какая между ними связь?
3) Реши задачи. Их можно считать обратными?
16. Запиши выражение с помощью знака сложения и найди его значение:
а) Каждая тыква весит столько
же, сколько 25 яблок. Сколько нужно
взять яблок, чтобы
б) В банку входит 4 стакана воды, а в каждый стакан – 15 столовых ложек. Сколько столовых ложек воды входит в банку?
в) В одной коробке лежит 6 цветных карандашей. Сколько цветных карандашей в 2 коробках? (Петерсон Л. Г.)
Преобразование:
Нужно ли выполнять арифметическое действие, чтобы ответить на поставленный вопрос?
Поставь к данному условию вопросы, на которые ты сможешь ответить, выполнив арифметические действия. (Истомина Н. Б.)
Составь еще несколько
задач, имеющих такое же
Оригинальность:
2) У Коли 10 книг. Он отнес 2 книги в классную библиотеку. Сколько книг у него осталось? (Моро М.И.)
1) Было – 8…
Прилетели – 3… Улетели – 7…
1) 1 + 5 = 6 (ч.) 2) 6 – 2 = 4 (ч.)
На одном проводе сидели ласточки, а на другом 7 воробьев. Сколько всего птиц сидело на проводах? |
На одном проводе сидело 9 ласточек, а на другом 7 воробьёв. Сколько всего птиц сидело на проводах? |
Из бочки взяли 10 ведер воды. Сколько ведер осталось в бочке? |
В бочке 40 л воды. Сколько литров воды осталось в бочке? |
Миша сделал 15 флажков, а Коля на 5 флажков меньше. Сколько флажков сделал Коля? |
Миша сделал 15 флажков, а Коля на 5 флажков больше. Сколько флажков сделал Коля? |
Правильно ли решены задачи? Какое равенство является решением одной и другой задачи?
15 + 5 = 20
В первой книге 17 страниц. Это
на 6 страниц больше, чем во второй
книге. Сколько страниц во |
В первой книге 17 страниц. Во второй на 6 страниц меньше, чем в первой. Сколько страниц во второй книге? |
Выбери схему, которая соответствует каждой задаче:
17
6
а) ___________________
?
____________
Доктор Айболит обезьянке Чичи дал 3 ложки микстуры, а собаке Авве – 4 ложки. Всего он дал больным 7 ложек микстуры. |
Доктор Айболит обезьянке Чичи дал 3 ложки микстуры, а собаке Авве – 4 ложки. Сколько ложек микстуры ушло на лечение этих больных? |
Чем эти тексты похожи? Чем отличаются?
2) Какой текст ты считаешь
3) Какое действие поможет
Запиши его и найди ответ. (Аргинская И.И.)
10. Придумай
две различные задачи на
1)
2)
11. а) Алена прочитала за месяц 6 книг, а Таня – на 2 книги больше. Сколько книг прочитала Таня за месяц?
А.
Т.
б) Даша отправила к празднику 6 поздравительных открыток. Это на 2 открытки меньше, чем отправила мама. Сколько открыто отправила к празднику мама?
в) Составь 2 задачи с выражениями «на 2 больше» и «это на 2 меньше», которые решаются так: а + 2 (Петерсон Л.Г.)
12. 1) Чем задания похожи? Чем различаются?
Информация о работе Развитие воображения младших школьниов в процессе решения простых задач