Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 19:38, курсовая работа
В качестве критерия эффективности правомерно принять принцип максимального результата, поэтому математическая постановка задачи выглядит следующим образом: найти вектор X, обеспечивающий максимум линейной форме Z=30x1+11x2+45x3+6x4 при ограничивающих неравенствах (1) на его компоненты.
Требуется найти такое распределение X=(х1, х2, x3, х4) капиталовложений между предприятиями, которое максимизирует суммарный прирост прибыли.
Но так же не стоит забывать, что в данной задаче происходит распределение капиталовложений в рамках выделенных 700 млн. руб., т.е. х1+ х2+ x3+ х4=700.
Кроме того, вкладываемые капиталы в предприятия кратны 100 млн. руб., т.е. xj=100 * n , где n=0,1,2,…,7.
В качестве показателя эффективности выступает суммарный прирост прибыли 4-х предприятий: Z=f1(x1)+ f2(x2)+ f3(x3)+ f4(x4) → max.
В качестве критерия эффективности
выступает принцип
Итак, требуется найти X, компоненты которого обеспечили бы максимум функции Z, при ограничении на его компоненты. Воспользуемся методом динамического программирования для решения этой задачи.
Для решения данной задачи введём параметр t, обозначающий кол-во млн. руб., выделяемых сразу k предприятиям вместе. Тогда прибыль от такого вклада составит Fk(t) при 0<= t <=700.
Представим ситуацию, что последнее, а именно k-предприятие, получит xk млн. руб., тогда остальные (t-xk) млн. руб. должны быть распределены между предприятиями от первого до (k-1)-предприятия, причем не надо забывать, что при вложении капиталов мы должны получить максимальную прибыль.
Таким образом, приходим к рекуррентному соотношению, которое выполняет роль критерия эффективности:
Для k=2,3,4 : Fk(t) = fk(xk) + Fk-1 (t-xk) → max при 0<=xk<=t ;
Для k=1 : Fk(t) = f1(t)
Функции прибыли Fk(t) и соответствующие им значения xk табулируются в следующих таблицах:
t-x2 |
0 |
100 |
200 |
300 |
400 |
500 |
600 |
700 | |
x2 |
F1(t-x2) f2(x2) |
0 |
42 |
58 |
71 |
80 |
89 |
95 |
100 |
0 |
0 |
0 |
42 |
58 |
71 |
80 |
89 |
95 |
100 |
100 |
30 |
30 |
72 |
88 |
101 |
110 |
119 |
125 |
|
200 |
49 |
49 |
91 |
107 |
120 |
129 |
138 |
||
300 |
63 |
63 |
105 |
121 |
134 |
143 |
|||
400 |
68 |
68 |
110 |
126 |
139 |
||||
500 |
69 |
69 |
111 |
127 |
|||||
600 |
65 |
65 |
107 |
||||||
700 |
60 |
60 |
t |
0 |
100 |
200 |
300 |
400 |
500 |
600 |
700 |
F2(t) |
0 |
42 |
72 |
91 |
107 |
121 |
134 |
143 |
x2 |
0 |
0 |
100 |
200 |
200 |
300 |
300 |
300 |
t-x3 |
0 |
100 |
200 |
300 |
400 |
500 |
600 |
700 | |
x3 |
F2(t-x3) f3(x3) |
0 |
42 |
72 |
91 |
107 |
121 |
134 |
143 |
0 |
0 |
0 |
42 |
72 |
91 |
107 |
121 |
134 |
143 |
100 |
22 |
22 |
64 |
94 |
113 |
129 |
143 |
156 |
|
200 |
37 |
37 |
79 |
109 |
128 |
144 |
158 |
||
300 |
49 |
49 |
91 |
121 |
140 |
156 |
|||
400 |
59 |
59 |
101 |
131 |
150 |
||||
500 |
68 |
68 |
110 |
140 |
|||||
600 |
76 |
76 |
118 |
||||||
700 |
82 |
82 |
t |
0 |
100 |
200 |
300 |
400 |
500 |
600 |
700 |
F3(t) |
0 |
42 |
72 |
94 |
113 |
129 |
144 |
158 |
x3 |
0 |
0 |
0 |
100 |
100 |
100 |
200 |
300 |
t-x4 |
0 |
100 |
200 |
300 |
400 |
500 |
600 |
700 | |
x4 |
F3(t-x4) f4(x4) |
0 |
42 |
72 |
94 |
113 |
129 |
144 |
158 |
0 |
0 |
158 | |||||||
100 |
50 |
194 |
|||||||
200 |
68 |
197 |
|||||||
300 |
82 |
195 |
|||||||
400 |
92 |
186 |
|||||||
500 |
100 |
172 |
|||||||
600 |
107 |
149 |
|||||||
700 |
112 |
112 |
Zmax = 197 тыс. руб., причем четвертому предприятию должно быть выделено 200 млн. руб.
x3(700-200)=100 млн. руб.
x2(400)=200 млн. руб.
x1=700-200-100-200=200 млн. руб.
Итак, наилучшее вложение капитала выглядит следующим образом:
1-ому предприятию – 200 млн. руб.
2-ому предприятию – 200 млн. руб.
3-ему предприятию – 100 млн. руб.
4-ому предприятию – 200 млн. руб.
Этот план обеспечивает производственному объединению наибольший возможный прирост прибыли на 197 млн. руб.
В качестве проверки правильности решения задачи можно использовать равенство:
f1(x1) + f2(x2) + f3(x3) + f4(x4) = Zmax
f1(200) + f2(200) + f3(100) + f4(200) = 58 + 49 + 22 + 68 = 197 = Zmax
Следовательно, полученные решения верны.
6. Матричная игра
Два игрока А и В играют в матричную игру. Дана платёжная матрица (А), отражающая выигрыш игрока А или проигрыш игрока В при использовании ими их стратегий.
Требуется найти решения игры для каждого игрока, а именно пару оптимальных стратегий, при которых каждому из игроков не выгодно отступать от них, поскольку это приведёт к их проигрышу.
Попытаемся упростить матрицу А, если это возможно, за счёт выявления дублирующих и доминирующих стратегий.
Стратегия Ae дублирует стратегию Ak, если элементы e-строки равны элементам k-строки.
Стратегия Bm дублирует стратегию Bn, если элементы m-столбца равны элементам n-столбца.
В нашем случае B1 дублирует B4. Исключим B4 из рассмотрения.
Стратегия AL доминирует стратегию Ak, если элементы L-строки превышают или равны элементам k-строки. Доминируемая k-стратегия из рассмотрения исключается.
1-я стратегия доминирует 2-ую стратегию, так что 2-ую стратегию из рассмотрения исключаем.
Стратегия Bm, доминирует стратегию Bn, если элементы m-столбца меньше или равны элементам n-столбца. Доминируемая n-стратегия из рассмотрения исключается. В нашем случае такого нет.
Выясним, есть ли решении игры в чистых стратегиях (проверим на оседлую точку).
A\B |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 |
αi |
A1 |
9 |
-2 |
1 |
0 |
-2 |
A2 |
-3 |
4 |
-5 |
6 |
-5 |
A3 |
5 |
-7 |
8 |
-9 |
-9 |
βj |
9 |
4 |
8 |
6 |
α≠β, т.е. можно сделать вывод, что игры в чистых стратегиях нет.
Введём новые переменные: для игрока A P(p1,p2,p3) , т.е. вероятности использования игроком А 1-ой стратегии, 2-ой стратегии и т.д. соответственно, для игрока B Q(q1,q2,q3,q4) , т.е. вероятности использования игроком B 1-ой стратегии, 2-ой стратегии и т.д. соответственно. Так же введем υ – цену игры.
Добавим к каждому элементу матрицы значение +9, чтобы выигрыши были неотрицательные.
A\B |
q1 |
q2 |
q3 |
q4 | |
B1 |
B2 |
B3 |
B4 | ||
p1 |
A1 |
18 |
7 |
10 |
9 |
p2 |
A2 |
6 |
13 |
4 |
15 |
p3 |
A3 |
14 |
2 |
17 |
0 |
Пусть игрок В играет по оптимальной стратегии, а игрок А – по чистым.
A1: 18*q1+ 7*q2+ 10*q3+ 9*q4<= υ
A2: 6*q1+ 13*q2+ 4*q3+ 15*q4<= υ
A3: 14*q1+ 2*q2+ 17*q3+ 0*q4<= υ
Поделим данные три неравенства на υ>0 и введём новую переменную xj=qj/ υ при xj=>0 j=1,2,3,4 , тогда получим:
18*x1+ 7*x2+ 10*x3+ 9*x4<= 1
6*x1+ 13*x2+ 4*x3+ 15*x4<= 1
14*x1+ 2*x2+ 17*x3+ 0*x4<= 1
xj=>0 j=1,2,3,4
Так как q1,q2,q3,q4 – вероятности использования стратегий игроком В, то:
q1+q2+q3+q4=1 Делим на υ>0 и получаем:
q1/υ +q2/υ +q3/υ +q4/υ =1/υ
x1+x2+x3+x4=1/υ
Так как υ – проигрыш игрока В, то он хочет минимизировать, тогда 1/υ – максимизировать. Итак, приходим к постановке задачи: найти значение вектора X=( x1; x2; x3; x4 ), которое обеспечивало бы максимальное значение функции x1+x2+x3+x4=1/υ=Z → max при следующих линейных ограничениях (*).
Информация о работе Задача о «расшивке узких мест производства»