Типы рыночных структур

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 13:35, курсовая работа

Описание

Любая попытка исследовать каждую отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Следовательно, можно поставить более реалистичную цель – определить и обсудить несколько основных рыночных структур.
Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные структуры:
1) совершенную конкуренцию,
2) чистую монополию,
3) монополистическую конкуренцию,
4) олигополию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Совершенная конкуренция
1.1 Понятие и основные черты совершенной конкуренции…………………5
1.2 Совершенно конкурентная фирма в краткосрочном периоде.Совершенно конкурентная фирма в долгосрочном периоде………………………………...6
1.3 Совершенная конкуренция и общественная эффективность…………...17

2. Монополия
2.1 Виды монополии…………………………………………………………..20
2.2 Типы монополии. Формы монопольных объединений…………………22
2.3 Монополистическая конкуренция. Равновесие для монополистического конкурента………………………………………………………………………23

3. Олигополия
4.1 Теория олигополистического ценообразования. Лидерство в ценах….28
4.2 Олигополия и картельные соглашения………………………………….29
4.3 Оценка олигополии……………………………………………………….30

Заключение…………………………………………………………………….32

Список используемой литературы……………

Работа состоит из  1 файл

курсовая.doc

— 263.50 Кб (Скачать документ)


35

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ

Губкинский институт (филиал)

Московского государственного открытого университета

 

Кафедра экономики, маркетинга и менеджмента

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по экономической теории

на тему:

«ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Губкин, 2005


Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

1. Совершенная конкуренция

1.1              Понятие и основные черты совершенной конкуренции…………………5

1.2              Совершенно конкурентная фирма в краткосрочном периоде.Совершенно конкурентная фирма в долгосрочном периоде………………………………...6

1.3              Совершенная конкуренция и общественная эффективность…………...17

 

2. Монополия

2.1              Виды монополии…………………………………………………………..20

2.2              Типы монополии. Формы монопольных объединений…………………22

2.3 Монополистическая конкуренция. Равновесие для монополистического конкурента………………………………………………………………………23

 

3. Олигополия

4.1              Теория олигополистического ценообразования. Лидерство в ценах….28

4.2              Олигополия и картельные соглашения………………………………….29

4.3              Оценка олигополии……………………………………………………….30

 

Заключение…………………………………………………………………….32

 

Список используемой литературы………………………………………….34

 

Приложение……………………………………………………………………35

 


ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена структуре рынка и его основным типам. Актуальность этой темы в том, что мы подробно изучим рыночную структуру. Её положение, факторы производств, рынки продуктов и услуг.

Любая попытка исследовать каждую отдельную отрасль экономики была бы бесконечной и невыполнимой задачей. Их просто слишком много. Следовательно, можно поставить более реалистичную цель – определить и обсудить несколько основных рыночных структур.

Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные структуры:

1) совершенную конкуренцию,

2) чистую монополию,

3) монополистическую конкуренцию,

4) олигополию.

Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция стандартизированной или дифференцированной и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль.

Опираясь на приложение в конце данного реферата, можно кратко охарактеризовать основные черты этих четырех моделей. В условиях чистой конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт (например, пшеницу или кукурузу). Новые фирмы могут легко войти в отрасль. На другом полюсе – чистая монополия, под которой подразумевается рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуг (например, электрическая компания). Проникновение в отрасль дополнительных фирм заблокировано, так что фирма представляет собой всю отрасль. Поскольку существует только один продукт, очевидно, что отсутствует дифференциация продукции.Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении в области ценообразования и определения объема производства.

Ниже рассмотрим более подробно каждый тип рынка.

 


1. СОВЕРШЕННАЯ КОНКУРЕНЦИЯ

 

1.1              Понятие и основные черты совершенной конкуренции

 

Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса на общую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь. Обычно выделяются следующие признаки совершенной конкуренции:

                  множество продавцов — мелких фирм (предприятий), доля которых на рынке отрасли ничтожно мала (менее 1% продаж за любой период) и покупателей. Такой рынок называют атомизированным;

                  свободный, не затрудненный ничем вход предприятий в отрасль и абсолютная мобильность производственных ресурсов (никакое искусственное ограничение не препятствует факторам производства переходить от одного хозяйствующего объекта к другому);

                  полная однородность выпускаемого продукта (отсутствие торговых марок и т.д.). Это условие называется гомогенностью товаров;

                  отсутствие возможности покупателей и продавцов влиять на цены (стихийное ценообразование), а также отсутствие у любого участника рынка возможности оказывать непосредственное влияние на решение другого участника как экономическими, так и неэкономическими методами. Последнее можно объяснить тем, что на совершенно конкурентных рынках наблюдается эффективное размещение ресурсов (аллокативная эффективность), что, в свою очередь, в долгосрочном периоде приводит к соразмерности прибылей, которые получают фирмы на таком рынке. Из этого вытекает и нивелирование тех возможностей, которые могли позволить одному предприятию (фирме) каким-то образом повлиять на положение другого;

                  наличие у каждого участника (предпринимателя) исчерпывающей информации о текущем состоянии рынка. Это условие называется прозрачностью (транспарентностью) рынка;

                  отсутствие монополии, монопсонии и государственного регулирования.

Свое понимание совершенной конкуренции скорее нужно формировать как отношение к абстракции: в настоящее время, да и в прошлом в различной мере имело и имеет место регулирование рынка, а условиям свободного рынка совершенной конкуренции не отвечает никакая государственность.

 

1.2              Совершенно конкурентная фирма в краткосрочном периоде

 

В условиях совершенной конкуренции производятся однородные товары, часто являющиеся совершенно идентичными. Для покупателя не имеет значения, у какой фирмы их покупать, если цена одинаковая. При любой цене, превышающей рыночную, спрос равен нулю, поскольку покупатель не заинтересован в приобретении товара дороже, чем он может заплатить. Таким образом, спрос на продукцию отдельного продавца абсолютно эластичен.

К рассматриваемой ситуации можно подойти и с другой стороны. Если фирма является ценополучателем, то она может продать по рыночной цене любое количество продукции. В любом случае ее поставки на рынок принципиально не изменят ее объем отраслевого предложения. Продавать дешевле нет смысла, если можно все продать по данной рынком цене. Продавать дороже фирма не сможет: в этом случае спрос на ее продукцию сразу же упадет до нуля. Таким образом, рынок примет продукцию фирмы только по рыночной цене. В связи с этим кривая спроса на продукцию фирмы будет представлять собой горизонтальную прямую, отстоящую от горизонтальной оси на высоту, равную рыночной цене продукта (рис.1,а).

 

Рисунок 1 - а) Кривая спроса на продукцию фирмы; б) Совокупный доход (OP1TQ1)

 

Валовый доход, или валовая выручка TR — общая сумма поступлений от продажи определенного количества товара TR=PxQ, где Р—цена проданного товара, Q—объем продаж. Средний доход, или средняя выручка AR, определяется как доход, приходящийся на единицу проданного блага (AR=TR/Q). Предельный доход (предельная выручка) –MR – приращение дохода, возникающего за счет дополнительного увеличения выпуска продукции МR-TR/Q. Обычно Q принимают равным 1.

Графически величину совокупного, или валового, дохода можно проиллюстрировать на примере треугольника OP1TQ1 (см. риc.1,б), либо изобразить как особую кривую (рис.2,а). В условиях совершенной конкуренции кривая совокупного дохода есть прямая линия, проходящая через начало координат.

 

Рисунок 2 - а) Кривая совокупного дохода фирмы; б) Кривая отраслевого спроса

 

       Из приведенных определений вытекает ряд следствий.

Следствие 1. Валовая выручка продавца в условиях чистой конкуренции прямо пропорциональна количеству проданного товара (рис.2,а).

Следствие 2. Средняя выручка продавца в условиях чистой конкуренции есть цена товара (рис.1,б).

 

AR=TR:Q=PQ:Q=P

 

Следствие 3. Предельная выручка (MR)продавца в условиях чистой конкуренции есть цена товара.

 

MR=TR:Q=PQ:Q=PQ:Q=P

 

Совокупность однородных фирм, выпускающих продукцию одной номенклатуры, образуют отрасль. Именно совокупный выпуск продукции отрасли в целом формирует общий объем предложения, а также влияет на рыночную цену. В таких условиях величина спроса различна при разных уровнях цен. Отраслевая (рыночная) кривая спроса является нисходящей кривой и может быть изображена как в форме условной прямой, так и в форме кривой (рис.2,б). Это объясняется тем, что спрос на ту продукцию, которая предлагается производителями на совершенно конкурентных рынках, может иметь как одну и ту же, так и отличающуюся эластичность на разных участках кривой совокупного спроса отрасли в отличие от кривой спроса отдельной фирмы, отличающейся абсолютной эластичностью (см. рис.1,а).

Под равновесием совершенно конкурентной фирмы понимается ситуация, когда предприятие не имеет никаких побудительных мотивов для изменения своего состояния, или любое нарушение равновесия может только ухудшить ее положение. Ситуация на рынке может оказаться неблагоприятной, а рыночная цена – настолько низка, что общие средние издержки не будут целиком компенсироваться, следовательно, не будет и нормальной прибыли.В краткосрочном периоде совершенно конкурентная фирма сможет работать либо с прибылью, либо с убытками. долгосрочным.Получение нулевой прибыли возможно как частный случай, поэтому предприятие стремится максимизировать прибыль или минимизировать убытки. В обоих случаях речь идет о выборе оптимального объема выпуска продукции. Рассмотрим пример минимизации убытков.

В случае минимизации убытков рассматривается ситуация когда цена не покрывает единичные издержки. На рис.3 линия цены (совпадающая с линией предельного дохода) пройдет ниже кривой средних издержек (АТС).

 

Рисунок 3 - Минимизация убытков

 

   Точка равновесия в данном случае будет определять наименьшие размеры общих убытков предприятия. Соответственно (на рис.3) площадь прямоугольника 0MKQe - это общие издержки (TC=ATCxQ); 0PeEQe – общая выручка (TR=PxQ); PeMKE – общие убытки (поскольку совокупные издержки превышают совокупный доход).

В случае минимизации убытков фирма исходит из того, что производство каждой дополнительной единицы продукции не только увеличивает общие издержки на величину предельных издержек MC, но и сокращает общую выручку на величину предельной выручки MR. Пока последняя остается выше предельных издержек (MR>MC – слева от точки Е), общие убытки сокращаются и производство имеет смысл продолжать. Но его следует прекратить в том случае, если предельные издержки становятся большими, чем предельная выручка (MC>MR – справа от точки Е). Поэтому в данном случае, как и в случае максимизации прибыли, условием равновесия является равенство предельных издержек и предельной выручки. Поскольку фирма остается совершенно конкурентной, такое равенство дополняется равенством этих величин цене: MC=MR=P.

Итак, общим условием равновесия совершенной конкуренции фирмы в краткосрочном периоде будет равенство предельных издержек и предельного дохода, который в свою очередь равен рыночной цене продукции MC=MR=P.

В кратко срочном периоде фирма может работать, лишь покрывая постоянные издержки, рассчитывая на получение прибыли в будущем. Ситуация может измениться в следствии роста цен на продукцию фирмы или снижение издержек на ее производство . Понятно, что фирма выберет из двух альтернатив ту, какая в большей степени будет способствовать решению стратегической задачи, причем выбор будет зависеть от соотношения цен и минимальных средних переменных издержек.

1. Цена ниже средних общих, но выше средних переменных издержек. В такой ситуации доход, приносимый каждой единицей выпуска, покрывает переменные издержки и обеспечивает частичное покрытие постоянной издержки. Последние, например плата за аренду, должна покрываться всегда, если не за счет выручки, то “из собственного кармана”. Следовательно, фирма должна продолжать выпуск, поскольку убытки будут меньшими, чем при полной остановке производства.

2. Цена ниже средних переменных издержек. В данной ситуации доход, приносимый каждой единицей выпуска, не покрывает ни постоянные, ни переменные издержки, ввиду чего требуется приостановить производства. Это не означает полное отстранение от дел. Если фирма в состоянии уплачивать постоянные издержки, то она может оставаться на рынке, но быть готовой к продолжению производства в случае повышения цен.

В более продолжительном периоде такое положение, конечно, невозможно, и некоторые фирмы вынуждены покидать отрасль. Точку минимума средних переменных издержек называют “точкой бегства фирмы с рынка”.

В зависимости от соотношения цены и минимальных значений общих средних и переменных средних издержек различают четыре типа фирм:

Информация о работе Типы рыночных структур