Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 18:12, контрольная работа
Логика — одна из древнейших наук. Точно установить, кто, когда и где впервые обратился к тем аспектам мышления, которые составляют предмет логики, в настоящее время не представляется возможным. Отдельные истоки логического учения можно обнаружить еще в Индии, в конце II тысячелетия до н. э. Однако если говорить о возникновении логики как науки, то есть о более или менее систематизированной совокупности знаний, то справедливым будет считать родиной логики великую цивилизацию Древней Греции.
Введение.
1.Разработка проблем логики в античной Греции, в древних Индии и Китае.
2.Вклад Аристотеля в становление формальной логики
3.Развитие логики в эпоху Нового времени (ХVII – XIX вв.). Ф. Бэкон, Г. Лейбниц, Р. Декарт, Дж.Ст. Милль
Заключение.
Список литературы.
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО
«Уральский государственный экономический
университет»
Центр дистанционного
образования
Контрольная работа
по дисциплине: Логика
по теме:
История логики.
Исполнитель: студент(ка)
Специальность: экономическая безопасность
Группа: ЭПБ-11П
Ф.И.О:
Катаева Ксения Сергеевна
Пермь
2012
Содержание.
Введение.
1.Разработка проблем логики в античной Греции, в древних Индии и Китае.
2.Вклад Аристотеля в становление формальной логики
3.Развитие логики в эпоху Нового времени (ХVII – XIX вв.). Ф. Бэкон, Г. Лейбниц, Р. Декарт, Дж.Ст. Милль
Заключение.
Список
литературы.
Введение.
Логика
— одна из древнейших наук. Точно
установить, кто, когда и где впервые
обратился к тем аспектам мышления,
которые составляют предмет логики, в
настоящее время не представляется возможным.
Отдельные истоки логического учения
можно обнаружить еще в Индии, в конце
II тысячелетия до н. э. Однако если говорить
о возникновении логики как науки, то есть
о более или менее систематизированной
совокупности знаний, то справедливым
будет считать родиной логики великую
цивилизацию Древней Греции. Именно здесь
в V—IV веках до н. э. в период бурного развития
демократии и связанного с ним небывалого
оживления общественно-политической жизни
трудами Демокрита, Сократа и Платона
были заложены основы этой науки. Родоначальником
же, «отцом» логики, по праву считается
величайший мыслитель древности, ученик
Платона — Аристотель(384—322 гг. до н. э.).
Именно он в своих трудах, объединенных
общим названием «Органон» (орудие познания),
впервые обстоятельно проанализировал
и описал основные логические формы и
правила рассуждений, а именно: формы выводов
из так называемых категорических суждений
— категорический силлогизм («Первая
аналитика»), сформулировал основные принципы
научных доказательств («Вторая аналитика»),
дал анализ смысла некоторых видов высказываний
(«Об истолковании»), наметил основные
подходы к разработке учения о понятии
(«Категории»). Серьезное внимание Аристотель
уделял также разоблачению различного
рода логических ошибок и софистических
приемов в спорах («О софистических опровержениях»).
Разработка проблем логики в античной Греции, в древних Индии и Китае.
История логики Индии связана с развитием индийской философии. Древнейший литературный памятник Индии - Веды (II-начало I тысячелетия до н.э.), а наиболее древняя ее часть - Ригведа. С целью разъяснения Вед появляются Упанишады, прозаические трактаты брахманов, в которых они развивают или комментируют многие философские мысли, содержащиеся в Ведах.
Индийский ученый Мадхава в своем сочинении “Обзор всех систем” (1350) насчитывает 16 школ древнеиндийской философии. На первом месте стоит материалистическая философская школа чарвака (основатели Брихаспати и его ученик Чарвака). К ней примыкала школа локаята. В основном материалистическими были рационалистические философские системы вайшешика (ее основатель получил прозвище Канада, что значит “пожиратель атомов”), ньяя (основатель школы ньяя - Гаутама) и джайнизм (основатель Вардхамана Махавира, получивший прозвище “Джина” - победитель). Материализм как философское направление исходит из того, что мир материален, существует объективно, что материя первична, существует вечно, а сознание, мышление - свойство материи.
Были
в Древней Индии и
Среди ведущих философских систем следует назвать также санкхью - систему дуалистическую, исходящую из признания равноправными двух начал - духа и материи, идеального и материального.
Диспуты
между представителями
Индийская логика развивалась на протяжении двух тысячелетий, и история ее развития на мировом уровне еще до конца не изучена. Хотя библиография по индийской философии и логике огромна, единства во взглядах на ход ее развития не достигнуто.
В
индийской логике много внимания
уделяется теории умозаключения, которое
в ней отождествляется с
Особенностями индийской логики являются следующие:
1)
оригинальное учение о
2)
суждение не признается
3)
восприятие не есть нечто
4)
различение речи “в себе”
(т. е. внутренней речи, являющейся
формой процесса мышления, когда
человек как бы ведет разговор
с самим собой) и речи “для
других” (т. е. внешней речи,
когда происходит передача
В сжатой форме системы индийской логики (“старая” ньяя, буддийская логика, “новая” нъяя) изложены в двухтомной “Индийской философии” С. Радхакришнана.
Одним
из наиболее полных систематических
изложений основ индийской
Навья-ньяя (“новый метод”, “новая логика”) - единственная завершенная система логики, возникшая вне пределов европейской культуры. Основоположником школы считается автор трактата “Таттва-чин-тамани” Гангша (ХII-ХIII вв.). В этой школе логика становится самостоятельной наукой, выступает методом и инструментом познания. Однако восходящая к древней традиции громоздкая система категорий, несоблюдение различия между абстрактным выводом и конкретным примером вывода говорят о том, что эта логика не лишена недостатков. Во многом их преодолевает поздняя, или радикальная, школа навья-ньяя, основанная Рагхунатхой.
Знакомя с главными понятиями, теорией и методами малоизвестной за пределами Индии логики навья-ньяя, с крупнейшими представителями этой школы за период с XII по XVII в., Инголлс опирается на достижения современной ему символической логики.
Со
времени своего возникновения и
до 20-х гг. XX в. логика преимущественно
развивалась в направлении
С ходом истории логика поднимается на вторую, более высокую ступень развития. Сегодня она систематизирует формы мышления, применяя математические методы и специальный аппарат символов. Исследуя содержательное мышление с помощью исчислений, она идет по пути абстрагирования. Эта формальная логика носит название символической или математической, но является классической в том смысле, что по-прежнему оперирует двумя значениями истинности. Вместе с тем в современной математической логике развиваются и неклассические логики, которые оперируют либо бесконечным множеством значений истинности, либо конструктивными (по сравнению с классической логикой) методами доказательства истинности суждений, либо модальными суждениями, либо исключают отрицания, имеющиеся в классической логике.
Д. Инголлс в своей книге отмечает, что формальная логика навья-ньяя отличалась высокой степенью абстракции. Ньяики ограничивались чисто лингвистическим анализом, всегда пытались вскрыть отношения между самими вещами. В некоторых отношениях, считает американский исследователь, навья-ньяя превосходит аристотелевскую логику. Ее создатели, например, имели понятие о конъюнкции, дизъюнкции и их отрицании, знали следствие о классах из законов де Моргана. В школе навья-ньяя кванторы, т. е. логические термины, выраженные словами “все”, “некоторые”, “любые” и т. п., почти никогда не использовались, так как они выражались с помощью абстракции свойств и путем комбинирования отрицаний. В навья-ньяя анализировались следующие проблемы: отношение “проникновения” (т. е. теория логического следования), проблема отрицательных высказываний, способы образования сложных терминов и др.
Навья-ньяя так и не пришла к использованию символов. Хотя, по мнению Д. Инголлса, незнание представителями этой школы символов вряд ли справедливо считать недостатком. Ведь никто, за исключением стоиков, не использовал в логике символов вплоть до XIX в. Вместо символов здесь была разработана сложная система клише, благодаря которой удавалось получить множество выражений. Д. Инголлс склонен видеть в логике рассматриваемой формальной логической системы зачатки ряда идей, получивших развитие в математической логике.
Древнеиндийская логика самобытна. Она возникла и развивалась независимо от древнегреческой. С греческой философией и логикой Индия познакомилась лишь в результате похода Александра Македонского (356-323 до н. э.).
Под логикой Древнего Китая, по утверждению Пань Шимо, принято понимать прежде всего логику периода Чуньцю и Чжаньго (722-221 до н. э.), когда появляется понятие “философская дискуссия” и создается ситуация, известная как “соперничество ста школ”. Ученые исследуют теорию имен, понятий, вопросы об искусстве спора (дискуссии). Такими мыслителями являлись: Дэн Си (ок. 545-501 до н. э.), Конфуций (551-501 до н. э.), Хуэй Ши (ок. 370-318 до н. э.), Гунсунь Лун (ок. 325-250 до н. э.), Мо-цзы (ок. 490-403 до н. э.), Сюнь-цзы (ок. 313-238 до н. э.), Хань Фей-цзы (ок. 280-233 до н. э.) и др.
Пань Шимо так характеризует достижения различных школ того периода: “Усилиями школы имен (минцзя), школы законников фацзя), конфуцианской школы (жуцзя) и особенно школы поздних моистов (моцзя) была создана более или менее целостная логическая концепция. В Древнем Китае большинство логических теорий было рассеяно по различным трактатам, посвященным вопросам политики, философии, этики и естествознания. Поздние моисты обобщили достижения своих предшественников, взяв при этом за основу учение Мо-цзы, и создали первый в истории китайской логики энциклопедический трактат “Мобянь” (Рассуждения Мо-цзы), называемый также “Мо-цзы”.
Автор статьи “Логика Древнего Китая” дает концентрированную интересную информацию о тех проблемах, которые разрабатывались в логических теориях периода раннего Циня: 1) теория имени; 2) теория “цы” (высказываний); 3) теория “шо” (рассуждения) и “бянь” (спора)3; 4) об основных законах мышления. Пань Шимо отметил ряд особенностей логики Древнего Китая:
а) логические теории концентрировались вокруг основных понятий - “мин” (имени) и “цы” (предложения, высказывания);
б) развитие логики было тесно связано с языком того времени; не обращалось внимания на различие между логической природой “мин” и “цы” и их языковыми свойствами;
в)
логика этого периода “обычно
исходила из практических требований
риторики (способы ведения спора)
и познавательного аспекта
г) логика в Древнем Китае находилась под сильным влиянием различных политических доктрин и морально-этических концепций.
В результате обстоятельного анализа Пань Шимо сформулировал следующий вывод: “Хотя логические концепции в Древнем Китае и сформулировались раньше, чем в Древней Греции, но после периода ранний Цинь они практически прекратили свое дальнейшее развитие. Это одна из причин того, что логика в Китае не достигла той зрелости, которой она достигла на Западе”.
В Древней Греции логическую форму доказательства в виде цепи дедуктивных умозаключений мы встречаем в элейской школе (у Парменида и Зенона). Гераклит Эфесский выступает с учением о всеобщем движении и изменении. Борьба между элейской и гераклитовской философией в Древней Греции была борьбой между метафизическим (рассматривающим явления в их неизменности и независимости друг от друга) и диалектическим (когда явления действительности познавались в их развитии и самодвижении) направлениями в философии.