Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 08:24, контрольная работа
Логика - одна из древнейших наук. Точно установить, кто, когда и где впервые обратился к тем аспектам мышления, которые составляют предмет логики, в настоящее время не представляется возможным. Отдельные истоки логического учения можно обнаружить еще в Индии, в конце II тысячелетия до н.э. Однако если говорить о возникновении логики как науки, то справедливым будет считать родиной логики великую цивилизация Древней Греции. Именно здесь в V-IV веках до н.э. в период бурного развития демократии и связанного с ним небывалого оживления общественно-политической жизни трудами Демокрита, Сократа и Платона были заложены основы этой науки.
Введение…………………………………………………………………………...3
Задание 1………………………………………………………………………......4
Задание 2…………………………………………………………………………..5
Задание 3………………………………………………………………………….6
Задание 4 ………………………………………………………………………….8
Задание 5………………………………………………………………………......9
Задание 6………………………………………………………………………....10
Задание 7…………………………………………………………………….......12
Задание 8 ………………………………………………………………………...13
Задание 9………………………………………………………………………....15
Задание 10………………………………………………………………………..17
Задание 11…………………………………………………………………….....18
Задание 12………………………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………………………….....20
Список использованной литературы…………………………………………...21
Содержание:
Введение…………………………………………………………
Задание 1………………………………………………………………………..
Задание 2………………………………………………………………………….
Задание 3………………………………………………………………………….
Задание 4 ………………………………………………………………………….8
Задание 5………………………………………………………………………..
Задание 6………………………………………………………………………..
Задание 7……………………………………………………………………...
Задание 8 ………………………………………………………………………...
Задание 9………………………………………………………………………..
Задание 10……………………………………………………………………….
Задание 11……………………………………………………………………..
Задание 12……………………………………………………………………….
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...
Введение
Логика - одна из древнейших наук. Точно установить, кто, когда и где впервые обратился к тем аспектам мышления, которые составляют предмет логики, в настоящее время не представляется возможным. Отдельные истоки логического учения можно обнаружить еще в Индии, в конце II тысячелетия до н.э. Однако если говорить о возникновении логики как науки, то справедливым будет считать родиной логики великую цивилизация Древней Греции. Именно здесь в V-IV веках до н.э. в период бурного развития демократии и связанного с ним небывалого оживления общественно-политической жизни трудами Демокрита, Сократа и Платона были заложены основы этой науки. Родоначальником же, «отцом» логики, по праву считается величайший мыслитель древности, ученик Платона – Аристотель (384-322 г.г. до н.э.)
«Логика есть великий преследователь темного и запутанного мышления, - писал известный английский логик Дж.Ст.Милль, - она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющее нас думать, что мы понимаем предмет в то время, когда мы его не понимаем».1
Логика (от греч. logos – слово, понятие, рассуждение, разум) – в наиболее широком понимании ее предмета – исследует структуру мышления, раскрывает лежащие в его основе закономерности движения к истине.
Изучение логики необходимо для формирования культуры мышления.
В данной контрольной работе выполнены задания к Варианту № 5.
Контрольная работа состоит из вступительной, основной и заключительной частей. В основной части выполнены двенадцать заданий.
При выполнении данной контрольной работы была исследована учебная и специальная литература по логике.
Задание 1. Дайте логическую характеристику следующих понятий:
Криминальная среда, небеззащитный, невропат, неотвратимость
Задание 2. Определите логические отношения между следующими понятиями и выразите эти отношения с помощью круговых схем:
Сотрудник милиции, оперативный работник, законопослушный гражданин
Отметим каждое из понятий буквами латинского алфавита:
Сотрудник милиции (А), оперативный работник (В), законопослушный гражданин (С). И покажем их отношения: А, В и С между собой находятся в отношении пересечения, так как сотрудник милиции может быть оперативным работником, а может и не быть им, так же как и законопослушным гражданином. В свою очередь оперативный работник может быть сотрудником милиции, может и не быть, так же как и законопослушным гражданином.
Задание 3. Являются ли следующие высказывания определением? Если определение неверное, то укажите, какие правила нарушены.
3.1 Кассационная инстанция – суд, рассматривающий в кассационном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов первой и апелляционной инстанций.
Зная, что определением понятия является логическая операция, раскрывающая содержание понятия либо устанавливающая значение термина, которая выражается суждением, мы может отличить определение от других суждений тем, что оно отвечает на вопрос: что это такое? Определение является правильным, если соблюдены все присущие ему правила, и неправильным, если нарушено, хотя бы одно из них.
Поскольку суждение «кассационная инстанция – суд, рассматривающий в кассационном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов первой и апелляционной инстанций» отвечает на вопрос, что такое кассационная инстанция, оно является определением. Для ответа на вопрос правильное ли оно, проверим правила определения:
Так определение «кассационная инстанция – суд, рассматривающий в кассационном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов первой и апелляционной инстанций» - соразмерно. Определяемое и определяющее можно переставить местами, и смысл не изменится: «суд, рассматривающий в кассационном порядке уголовные дела по жалобам и представлениям на не вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления судов первой и апелляционной инстанций - кассационная инстанция»;
Итак, данное определение неправильное, потому что в нем повторяется косвенно через тавтологию.
3.2 Следователь – должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также иные полномочия, предусмотренные УПК.
Итак, данное определение неправильное, потому что оно слишком широкое, под это определение может подойти дознаватель, а также допущена логическая ошибка – «определение через неизвестное».
Задание 4. Дайте объединенную классификацию суждений, изобразите отношение между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность субъекта и предиката:
4.1 Не каждый способен к состраданию - это частноутвердительное суждение, по объединенной классификации обозначается I. Частное по количеству, утвердительное по качеству. Объем субъекта и предиката не совпадают, и мы можем это представить как «Некоторые S есть Р». Таким условиям отвечает любое несоразмерное частноутвердительное суждение.
Отношения между субъектом и предикатом изображаются при помощи кругов Эйлера следующим образом:
Это общеутвердительное суждение, по объединенной классификации обозначается А.
Формула суждения в традиционной логике – «Все S есть Р или SаР».
Если объем
Субъекта и предиката совпадают, и мы можем это представить как «Все S и есть Р», то такое суждение называется общеутвердительным не распределенным- субъект распределен, а предикат не распределен. В данном случае приводится именно такое суждение. Это видно по графической схеме при помощи кругов Эйлера:
Задание 5. Признав первое суждение ложным, определите, что может быть сказано при этом условии относительно истинности второго суждения. Используйте в случаях, когда это можно «логический квадрат»:
Все следственные действия по данному делу правомерны.
Не все следственные действия по данному делу правомерны.
Суждение «Все следственные действия по данному делу правомерны» является общеутвердительным. А суждение «Не все следственные действия по данному делу правомерны» - частноотрицательным.
Таким образом, отношение между суждениями, как общеутвердительное (А) и частноотрицательное (О) находятся в противоречии друг с другом (контрадикторность). Им присущи следующие закономерности: они не могут быть одновременно истинными и не могут быть одновременно ложными. Из истинности одного непременно следует ложность другого, и наоборот.
Если суждение «Все следственные действия по данному делу правомерны» является ложным, то суждение «Не все следственные действия по данному делу правомерны» - истинным. Если суждение «Все следственные действия по данному делу правомерны» является истинным, то суждение «Не все следственные действия по данному делу правомерны» - ложным. Это можно проверить по логическому квадрату.
Задание 6. Определите вид и составьте символическую запись следующих сложных суждений