Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 12:58, реферат
Данный реферат посвящен одной из центральных проблем теории познания - соотношению интуиции и логики в историческом развитии науки и научного знания. Важность этой проблемы, ее исключительная значимость может быть объяснена тем, что конечные формы научного знания ( научные открытия, теории, законы специальных наук, т.д.) и методы их достижения часто находятся в весьма противоречивых взаимодействиях между собой.
Введение............................................................................................................2
Логика и интуиция в контексте развития античной философии и науки......3
Интуиция и логика в контексте развития науки Нового времени..................9
Заключение.......................................................................................................15
Литература.........................................................................................................17
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
Введение......................
Логика и интуиция в контексте развития античной философии и науки......3
Интуиция и логика в контексте развития науки Нового времени..................9
Заключение....................
Литература....................
ВВЕДЕНИЕ
Данный реферат посвящен одной из центральных проблем теории познания - соотношению интуиции и логики в историческом развитии науки и научного знания. Важность этой проблемы, ее исключительная значимость может быть объяснена тем, что конечные формы научного знания ( научные открытия, теории, законы специальных наук, т.д.) и методы их достижения часто находятся в весьма противоречивых взаимодействиях между собой.
С одной стороны,
ссылаясь на регулятивные принципы действия
человеческого разума, вполне можно
утверждать, что в том смысле,
в каком наука определяется как
способ истолкования событий или
фактов, она совпадает с методом
этого истолкования. Однако очень
часто - особенно в социальных науках,
- от этих принципов зависит судьба
и выводы самого исследования. Более
того, один и тот же фактический
материал может привести к противоположным
выводам при различном к нему
подходе. Другими словами, мы ничем
не застрахованы от такой ситуации,
когда логически обоснованный метод
способен подчинить себе фактический
материал исследования или заставить
человека принимать решения и
действовать без четкого
С другой стороны, можно сослаться и на признание М.Борна, который недвусмысленно подчеркивал значение интуитивных поисков для достижения научной истины. “...В науке нет, - утверждал М.Борн, - философской столбовой дороги с гносеологическими указателями. ... Мы находимся в джунглях и отыскиваем свой путь, посредством проб и ошибок, строя свою дорогу позади себя, по мере того, как мы продвинулись вперед” Борн М., Эксперимент и теория в физике. В журн.: “Успехи физических наук”, 1958, т. LXVI, вып.3, с. 374. .
Это высказывание М.Борна
вполне можно расценить как
Таким образом, постановка вопроса об интуиции и логике в науке, их значимом для научного исследования соотношении и роли в формировании идеалов, норм и образцов научного творчества важна прежде всего в контексте нашего понимания конечных целей и смысла развития самой науки, оценок добытых ею результатов, а также характера и допустимых пределов их применения в социальной практике.
ЛОГИКА И ИНТУИЦИЯ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ФИЛОСОФИИ И НАУКИ
Логика представляет собой науку о законах, формах и приемах познания мира на ступени абстрактного мышления, а также о языке как средстве такого познания. С точки зрения логики всякий процесс мышления представляет собой оперирование сложившимися понятиями и суждениями. Логика фактически постулирует некий общий мир, мир значений, в котором нет перегородок между умами отдельных индивидов.
Формально-логический аппарат познания состоит из определений, обобщений, ограничения и деления понятий, способности человеческого мышления к преобразованию суждений из одних форм в другие, логическому выведению одних суждений из других, обоснованию или опровержению одних суждений посредством других.
Логика как самостоятельная
дисциплина имеет длительную историю.
Со времен Аристотеля она выступала
как дисциплина нормативная, ставившая
своей целью выработку
Античная философия, однако, в своем развитии опиралась не только на формальные логические средства, вырабатываемые ею для истолкования природы и всего многообразия предметов окружающего мира. Не менее значительным ее достижением вполне можно считать последовательно диалектическое учение о знании, с наибольшей последовательностью разработанное Платоном. Само знание Платон различает на две противоположных сферы - умную и чувственную, -с тем, чтобы в конечном итоге предположить и назвать различия в характере использования ума для получения наибольшей, как говорит Платон “причастности к истине и ясности созерцания идей”.
Так, по Платону, можно
оперировать умом как умом, чистым
умом, не переходя в чувственность. Можно,
далее, пользоваться умом не для него самого,
но лишь постольку, поскольку это необходимо для
осмысления и осознания чувственных
вещей или образов. Эти два вида познания
Платон характеризует как умную сферу
, в которой господствует принцип “созерцательной
умности”. Отличие их состоит в том, что
первый вид знания, или чистое мышление,
хранит в себе все его непосредственно-созерцательное
содержание, а второй вид - Платон называет
его рассудком - отличается прежде всего
дискурсивным употреблением “умных эйдосов”
(или образов вещей) только как “гипотез” или “
В чувственной сфере знания Платон также предположил два вида познания. Первую из них Платон называет “верой”. Ее действия ограничены способностью воспринимать и утверждать вещи как существующие Удивляться термину “вера”, который использует Платон для этого вида чувственного познания нельзя. Философ исходит здесь из той очевидности, что нельзя заставить человека признать что-либо существующим никакими силами, если он в это не поверил. . Вторая чувственная способность состоит не в восприятии вещей, но в их представлении, в их мыслительном комбинировании и обработке. Это - не чистая мысль, поскольку здесь не присутствует оперирование с эйдосами, а только с чувственными вещами и их чувственными же образами. Но это уже и не просто “вера”, это мыслительная комбинация на основе “веры”, а по терминологии Платона - “подобие”.
Фактически в этом учении Платон утверждает иерархию средств познания на основании различения актуальных способностей души: мышления, рассудка, веры и подобия. Однако этого, как считал Платон, мало.
Центральным моментом всех его построений является принцип непосредственного созерцания, который осмыслен Платоном как руководство в обретении навыка в обозначении и построении логического содержания диалектики. Ибо по Платону быть диалектиком значит видеть всю полноту жизни как нечто целое. Быть диалектиком значит уметь вывести из этого целого каждый отдельный его момент и уметь возвести его к этому целому. Быть диалектиком значит быть зрячим не просто глазами, но и умом, быть чистым умом.
Формально поверхностное предубеждение против диалектики всегда будет настаивать на том, что невозможна ситуация, когда наша мысль есть чистое зеркало бытия, что выводы и суждения, сделанные в сфере чистого ума неверифицируемы, а зачастую странны, головоломны и отвлечены от реальности. Однако для самого диалектика все это только момент, - момент непосредственного созерцания или интуиции как чувственной формы самовыражения идей и смыслов, способной приучить ум к поискам истины.
С другой стороны, стоит прислушаться к Аристотелю, который именно в этом пункте своего аналитического исследования мышления настаивал на том, что исходные непосредственные и общие начала знания открываются в особых актах умозрения, илиинтеллектуальной интуиции. “Мы утверждаем, - писал Аристотель, - что не всякая наука есть доказывающая наука, но что знание непосредственных начал недоказуемо” Аристотель. “Вторая Аналитика”, I, 3, 72, в 18 - 20, русс. перевод, Л., 1952. . Однако Аристотель, верный аналитическим началам исследования мышления, само усмотрение общего в единичном истолковывал как итогпроцесса познания, отправляющегося от единичных фактов и назвал его индукцией. Поскольку непосредственные начала доказательства не выводятся из других истин, а открываются умом, то индукция есть не форма умозаключения, а метод исследования.
Таким образом, уже
античная философия в своих, определенных
социальным опытом, культурой и практическими
потребностями границах, теоретически
определила и поставила вопрос о
специфике человеческого
мышления, его формах и содержании, его
границах и возможностях. И это было радикально
важным достижением античности потому
именно, что позволило соизмерять собственно
человеческое мышление и его результаты
со всеми другими формами сознательной
деятельности людей - мифом В античной
культуре миф был задан философии как
нечто, ей предшествующее и содержащее
символически и художественно выраженный
универсум идей и образов. Благодаря систематически
практикуемой рефлексии философ
Итогом развития
античной философии является представление
познавательной деятельности человека
в ее конститутивно-значимых формах.
Способность логически обрабатывать материал
познания, придавая ему определенность,
организованность и строгость, а также
возможность дискурсивного движ
Дискурсивное познание вполне достоверно, однако чем больше шагов у доказательства, тем менее ясным оказывается вывод. И в античности, и в Новое Время предполагали, что “связующим звеном” каждого последующего шага дискурса является интуиция. Интуиция в том смысле, что последовательное движение мысли в дискурсе стремится обладать интуитивной очевидностью. И ограниченность рассудочного, дискурсивного познания состоит в том, что не всегда можно найти промежуточные идеи, которые можно было бы связать одну с другой с помощью интуиции во всех звеньях дедукции.
В дальнейшем логическое
наследие философии и теории познания
античности разрабатывались в европейской
средневековой философии в
ИНТУИЦИЯ И ЛОГИКА В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ НАУКИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Новоевропейская культура
в течение эпохи Возрождения
формирует новые установки