Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2011 в 22:04, контрольная работа
Логика относится к числу древнейших наук, первые учения которой о формах и способах рассуждений возникли еще в цивилизациях Древнего Востока (Китай, Индия). В западную культуру принципы и методы логики вошли главным образом благодаря усилиям античных греков.
Введение.........................................................................................стр.2
1. Предмет и значение логики......................................................стр.4
2. Логика и язык............................................................................стр.5
3. Законы формальной логики......................................................стр.9
4. Чувственное познание и абстрактное мышление........................стр.11
5. Основные этапы развития формальной логики........................стр.12
6. Теоретическое и практическое значение логики.......................стр.18
Заключение…………………………………………………………....стр.19
Список использованной литературы..................................................стр.20
Содержание
Введение.................
Заключение………………………………………
Список
использованной литературы....................
Введение
Логика
относится к числу древнейших
наук, первые учения которой о формах
и способах рассуждений возникли
еще в цивилизациях Древнего Востока
(Китай, Индия). В западную культуру
принципы и методы логики вошли главным
образом благодаря усилиям
Логика – наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания. К общезначимым формам мысли относятся понятия, суждения, умозаключения, а к общезначимым средствам мысли – определения, правила (принципы) образования понятий, суждений и умозаключений, правила перехода от одних суждений или умозаключений к другим как следствиям из первых (правила рассуждений), законы мысли, оправдывающие такие правила, правила связи законов мысли и умозаключений в системы, способы формализации таких систем и т.п.
Логику
можно определить как науку о
рациональных методах рассуждений,
которые охватывают как анализ правил
дедукции (вывода заключений из посылок),
так и исследование степени подтверждения
вероятностных или
Традиционная логика сформировалась на основе логического учения Аристотеля. Затем она дополнилась методами индуктивной логики. Именно эта логика в течение долгого времени преподавалась в школах и университетах под именем формальной логики.
Возникновение математической логики коренным образом изменило отношение между дедуктивной и недедуктивной логиками, которое существовало в традиционной логике. Это изменение было сделано в пользу дедукции. Благодаря символизации и применению математических методов сама дедуктивная логика приобрела строго формальный характер.
Каждый человек обладает определенной логической культурой, уровень которой характеризуется той совокупностью логических приемов и способов рассуждения, которые человек понимает, а также совокупностью логических средств, которые он использует в процессе познания и практической деятельности.
Логическая культура приобретается в ходе общения, учебы в школе и ВУЗе, в процессе чтения литературы.
Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без которого оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и кончая научно-исследовательской работой.
Знание логики является неотъемлемой частью юридического образования. Оно позволяет правильно строить судебно-следственные версии, составлять четкие планы расследования преступлений, не допускать ошибок при составлении официальных документов, протоколов, обвинительных заключений, решений и постановлений.
Знаменитые
юристы всегда использовали знание логики.
В суде они обычно не ограничивались простым
несогласием , например с доводами обвинения,
если видели в них логическую ошибку. Они
объясняли, какая ошибка допущена, говорили,
что эта ошибка специально рассматривается
в логике и имеет особое название. Такой
довод оказывал воздействие на всех присутствующих,
даже если присутствующие никогда не изучали
логики.
Знание правил и законов логики не является
конечной целью ее изучения. Конечная
цель изучения логики - умение применять
ее правила и законы в процессе мышления.
Истина и логика взаимосвязаны, поэтому значение логики невозможно переоценить. Логика помогает доказывать истинные сужения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно. Логика нужна всем людям, работникам самых различных профессий.
Итак,
логика - это философская наука о формах,
в которых протекает человеческое мышление,
и о законах, которым она подчиняется.
Термин «Логика» происходит от греческого слова logos , что значит «мысль, слово, разум», и используется как для обозначения совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и для обозначения науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых оно осуществляется [8].
Предметом
изучения логики являются формы и
законы правильного мышления. Мышление
есть функция человеческого мозга. Мышление
изучается не только логикой, но и рядом
других наук: психологией, кибернетикой,
педагогикой и т.д., при этом каждая из
них изучает мышление в определенном аспекте.
Логика изучает не только абстрактное
мышление как средство познания объективного
мира, исследует формы и законы, в которых
происходит отражение мира в полном объеме.
Поскольку процессы познания мира в полном
объеме изучаются философией, а логика
изучает лишь один из аспектов познающего
мышления, логика является философской
наукой.
Язык – средство повседневного общения людей, средство общения в научной и практической деятельности. Он позволяет передавать накопленные знания практические умения и жизненный опыт от одного поколения к другому [8].
Язык это знаковая система или средство выражения человеческой мысли. Естественный язык это основа речи и средство общения людей. Искусственный язык более формализован и однозначен, используется в различных науках.
Семиотика как общая теория знаков и знаковых систем изучает принципы построения различных языков. Семиотическими категориями логики являются: знаки, как материальные предметы и явления, представляющие другие предметы и служащие для приобретения, хранения, переработки и передачи информации.
Неязыковые знаки это показатели, символы и сигналы. Языковые или описательные термины используются в целях общения и обозначения имени и значения предмета.
Имя это языковое выражение для обозначения предмета. Имя предмета может быть простым (туризм, рынок), сложным (денежная система), собственным (ЗАО «Мостуризм»), общим (туристическая компания).
Каждое имя имеет значение - денотат и смысл имени – концепт [8]. Термином называется слово или словосочетание, которое точно обозначает определенный предмет. Значение имени это обозначаемый данным именем предмет (менеджер, турист). Смысл имени это способ обозначения имени предмета, более точная фиксация его содержания. Денотату туризм соответствует концепт: путешествие с целью отдыха. Предложения это грамматически целостные единицы человеческой речи и оболочки логических суждений. Они несут определенную информацию.
В формальной логике семиотической категорией является суждение (высказывание) - повествовательное предложение. Предложение высказывает мысль по своему логическому значению истинную или ложную.
Для
выявления предмета логики важную роль
приобретает формализованное
Их решение требует:
Отношения между мыслями также изучаются логикой и выражаются логическими терминами: суть (есть, являются); все (каждый, ни один); некоторые (если…, то…; и; или) и т.д. В ходе содержательных рассуждений и оценке конкретных данных, основы наших заключений, наряду с безусловными дедуктивными выводами используются индуктивные и традуктивные (по аналогии) умозаключения. Последние, несмотря на свой вероятностный характер, весьма существенны для доказательства и аргументации спорных положений.
Логика изучает именно эту рациональную ступень познания и мышления, его опосредованную способность перехода от старых знаний к новым, не обращаясь, каждый раз к опыту. Для этого используется выводное знание, полученное путем рассуждений из старых знаний. Если известно, что “где дым, там и огонь. На холме – дым. То вывод: “на холме – огонь” – истинен, если истинно исходное знание и соблюдены требования логики.
Язык и мышление
образуют единство: без мышления не
может быть языка, и мышление без
языка невозможно. Выделяют два основных
аспекта этого единства [1]:
Однако это вовсе не означает, что язык и мышление тождественны друг другу. Между ними существуют и определенные различия [1].
Во-первых, отношение между мышлением и языком в процессе отражения человеком мира не может быть представлено в виде простого соответствия мыслительных и языковых структур. Обладая относительной самостоятельностью, язык специфическим образом закрепляет в своих формах содержание мыслительных образов. Специфика языкового отражения заключается в том, что абстрагирующая работа мышления не прямо и непосредственно воспроизводится в формах языка, а закрепляется в них особым образом. Поэтому язык часто называют вторичной, косвенной формой отражения, так как мышление отражает, познает предметы и явления объективной действительности, а язык обозначает их и выражает в мысли, т.е. они различаются по своим функциям.
Во-вторых, различие существует и в строении языка и мышления. Основными единицами мышления являются понятия, суждения и умозаключения. Составными частями языка являются: фонема, морфема, лексема, предложение (в речи), аллофон (звук) и другие.
В-третьих, в формах мышления и языка действительные процессы получают упрощенное в известном смысле отражение, но в каждом случае это происходит по-разному. Мышление фиксирует противоречивые моменты любого движения. Развиваясь само, оно воспроизводит в идеальных образах с разной степенью глубины и детализации, постепенно приближаясь к полному охвату предметов и их определенности, к постижению сущности. А там, где начинается закрепление, вступает в свои права язык. Язык как форма отражения мира, подобно мыслительным образам, может представлять действительность более или менее полно, приблизительно верно. Закрепляя в своих формах содержание мыслительных образов, язык выделяет и подчеркивает в них то, что ранее было сделано мышлением. Однако делает он это с помощью своих, специально выработанных для этого средств, в результате чего в формах языка достигается адекватное воспроизведение характеристик объективной реальности.