Логика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2011 в 22:04, контрольная работа

Описание

Логика относится к числу древнейших наук, первые учения которой о формах и способах рассуждений возникли еще в цивилизациях Древнего Востока (Китай, Индия). В западную культуру принципы и методы логики вошли главным образом благодаря усилиям античных греков.

Содержание

Введение.........................................................................................стр.2
1. Предмет и значение логики......................................................стр.4
2. Логика и язык............................................................................стр.5
3. Законы формальной логики......................................................стр.9
4. Чувственное познание и абстрактное мышление........................стр.11
5. Основные этапы развития формальной логики........................стр.12
6. Теоретическое и практическое значение логики.......................стр.18
Заключение…………………………………………………………....стр.19
Список использованной литературы..................................................стр.20

Работа состоит из  1 файл

логика как наука.docx

— 53.12 Кб (Скачать документ)

     В-четвертых, язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением законами логики субъектом, с его познавательными способностями.

     Поэтому овладение языком, грамматическими  формами, лексикой является предпосылкой для формирования мышления. Не случайно известный отечественный психолог Л.С. Выготский подчеркивал, что мысль  никогда не равна прямому значению слова, однако она и невозможна без  слов. Язык и мышление, находясь в  таком противоречивом единстве, оказывают  друг на друга взаимное влияние. С  одной стороны: мышление представляет содержательную основу для языка, для  речевых выражений; мышление контролирует использование языковых средств  в речевой деятельности, саму речевую  деятельность, управляет использованием языка в коммуникации; в своих  формах мышление обеспечивает освоение и наращивание знания языка и  опыта его употребления; мышление определяет уровень языковой культуры; обогащение мышления ведет к обогащению языка.

     С другой стороны: язык является средством  формирования и формулирования мысли  во внутренней речи; язык выступает  по отношению к мышлению в качестве основного средства вызова мысли  у партнера, ее выражения во внешней  речи, тем самым делая мысль  доступной для других людей; язык представляет собой средство мышления для моделирования мысли; язык представляет мышлению возможность управлять  мыслью, так как оформляет мысль, придает ей форму, в которой мысль легче обрабатывать, перестраивать, развивать; язык по отношению к мышлению выступает как средство воздействия на действительность, средство прямого, а чаще всего косвенного преобразования действительности через практическую деятельность людей, управляемую мышлением с помощью языка; язык выступает в качестве средства тренировки, оттачивания, совершенствования мышления.

     Таким образом, соотношение языка и  мышления разнообразно и существенно. Главное в этом соотношении: как  для мышления необходим язык, так  и для языка необходимо мышление. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Законы  формальной логики  
 

     Для природы и общества характерна взаимосвязь  предметов и  явлений. Эти связи могут быть объективными и субъективным, случайными и необходимыми, общими и частными. Наиболее объективные, устойчивые, необходимые и существенные связи носят название закона. Законы природы фиксируют то наиболее прочное, повторяемое, что остается в явлении. Человек в своем развитии  приобрел способность познавать окружающий мир, субъективный образ которого должен совпадать с реальностью.

     Во-первых, все законы объективны в том смысле, что отражают одну и ту же реальность и не могут противоречить друг другу. Законы мышления и законы развития объективной реальности неразрывно связаны друг с другом.

     Во-вторых, законы мышления это, прежде всего, внутренняя, устойчивая, существенная связь между  мыслями. Ведь если человек не способен связать и уяснить свои мысли, то он не придет к верному выводу, и его не поймут люди. Законы мышления имеют внеисторический и общечеловеческий характер и с успехом применяются  в обычных и рассуждениях.

     Для формальной логики наибольшее значение имеют четыре основных логических закона: непротиворечивости, исключенного третьего, тождества и достаточного основания. Содержание и формулировка первых трех законов развивалась в трудах Платона и Аристотеля. Разработка четвертого принадлежит Г.Лейбницу. Основные логические законы выделяют важные свойства правильного мышления: определенность, непротиворечивость, выбор «или-или», в некоторых жестких  ситуациях, обоснованность. Они носят  нормативный характер, поскольку  только их соблюдение говорит о правильности мышления. Нарушение законов приводит к логическим противоречиям и  невозможности отличить истину  ото лжи. Четвертый закон менее нормативен и имеет ограниченное применение [13].

     Не  основные законы логики включают: правила  оперирования с понятиями и суждениями, правила получения истинного  вывода в простом категорическом силлогизме, правила повышения вероятности  выводов в индуктивных и традуктивных умозаключениях. Действуют и законы математической логики.

     Закон непротиворечивости выражает требование непротиворечивости мышления и отражает качественную определенность объектов. С позиции этого замечания  объект не может обладать взаимоисключающими свойствами, то есть невозможно, одновременно, наличие и отсутствие у предмета какого-либо свойства.

     Формула закона гласит: неверно, что А и  не А одновременно истинны. Так не могут быть одновременно истины суждения: этот человек хороший специалист – этот человек плохой специалист.  Объективное содержание закона в отражении мышлением особых биномерных признаков самой действительности. Эти противоположные признаки, или конструкты, позволяют классифицировать явления и выделить положительные и отрицательные явления. Не сделав это, нельзя провести различие, с которого начинается умственная деятельность [10].

     Закон исключенного третьего предъявляет, более  сильные требования к суждениям  и требует, не уклоняться от признания  истинности одного из противоречащих высказываний и не искать между ними нечто третье. «Один из членов противоречия должен быть истинным», - отмечал Аристотель [2]. Этот закон и его действие не сводимо к будущему, где событие либо состоится, либо нет. Закон альтернативен в характеристике  вещей, гипотез и путей решения проблем, требует выделять различные  подходы и определить истинный. Закон исключенного третьего требует ясных, четких с указанием на невозможность решения вопроса в одном и том же смысле: и “да” и “нет”. Его смысл в том, что истина либо в высказывании, либо в его отрицании по правилам  классической двузначной логики. При этом для Аристотеля характерно различное толкование закона [2]: 

    • Логическое, об истинности одного из высказываний;
 
    • Онтологическое, о существовании и не существовании  объекта;
 
    • Методологическое, обо всей полноте исследования объекта.
 

     В последнем случае учитываются неопределенные, переходные ситуации и  истинность одного из противоречивых суждении определяется с некоторой степенью правдоподобия. При анкетировании, голосовании и пр. применение закона требует учета ситуации и особенностей предметной области.

     Закон тождества устанавливает требование определенности мышления: употребляя в процессе размышления термин, мы должны понимать под ним нечто определенное. Поэтому, в рассуждениях необходимо оставлять понятия и суждения теми же самыми по содержанию и смыслу. Это требование сохраняется, если каждое преобразование аннулируется ему обратным образом (нулевое преобразование).

       Например, операция 2+5=7-5=2. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Чувственное познание и абстрактное  мышление
 

     Всякое  познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия, представления, которые  являются формами чувственного познания. Ощущение – это отражение отдельных  свойств предметов или явлений  материального мира, непосредственно  воздействующих  на органы чувств (например: отражение свойств горького, сладкого, теплого и т. д.) [8].

     Восприятие  есть целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно  воздействующего на органы чувств (например: образ автобуса, пшеничного поля и  т.д.).

     Представление – это чувственный образ предмета, в данный момент нами не воспринимаемого, но воспринятого ранее в той  или иной форме. Примерами воспроизводящего представления являются образы своего дома, образы наших знакомых и родных. Представление может быть не только воспроизводящим, но и творческим, но и в том числе фантастическим [8].

     Путем чувственного отражения мы познаем  отдельные предметы и их свойства. Законы мира, сущность предметов, общее  в них мы познаем посредством  абстрактного мышления, более сложной  формы познания. Абстрактное или  рациональное мышление отражает мир  и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание.

     Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, и умозаключения.

     Понятие – форма мышления, в которой  отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов [8].

     Суждение  – форма мышления, в которой  что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными [8].

     Умозаключение - форма мышления, посредством которой из одного или нескольких истинных суждений, называемых посылками мы по определенным правилам вывода получаем заключение [8].  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Основные  этапы развития формальной логики
 

     Логика  как самостоятельная наука начинала формироваться в Индии, Китае, Греции задолго до нашей эры. На начальных  этапах ее развития в Древней Индии  большое внимание уделялось теории умозаключения, которое отождествлялось  с доказательством. В Древнем  же Китае большинство логических теорий было разбросано по различным  трактатам, которые посвящались  вопросам философии, этики, политики и  естествознания. В них акцентируется  внимание на таких логических проблемах, как теория имен, теория высказывания, теория рассуждения, законы мышления [9].

     Наиболее  обстоятельно теоретические проблемы логики были разработаны и систематизированы  в Древней Греции. Одним из ее видных представителей был известный  философ-материалист Демокрит (460 - 370 до н.э.). Он - создатель системы логики, которая была отражена в специальном  трактате "О логике, или Каноны", состоявшем из трех книг. Название "Каноны" означает "правила", "критерии". Свою логику Демокрит строит на эмпирической основе, поэтому он выступает как  один из основателей индуктивной  логики.

     Проблемами  логики занимались также и древнегреческие  философы - Сократ (около 469 -399 до н.э.), Платон (428 - 347 до н.э.). Сократ, например, считал, что любой предмет может быть познан лишь в том случае, если его можно свести к общему понятию. И судить о нем необходимо на основе этого понятия. Платон, являясь учеником Сократа, значительное место отводил в своих взглядах вопросам теории познания и логики. Он стремился образовать понятия и затем осуществить деление понятия на его виды. Излюбленным логическим приемом Платона была дихотомия, т.е. деление понятия "А" на "В" и "не - В" (например, животные делятся на позвоночных и беспозвоночных).

     Одним из значительных философов и ученых Древней Греции был Аристотель (384 - 322 до н.э.). Он дал систематическое изложение логики. Его основными трудами в этой области явились "Первая аналитика" и "Вторая аналитика", в которых дана теория силлогизма, определение и деление понятий, теория доказательства. Впоследствии все шесть своих логических трактатов он объединил под общим наименованием "Органон" (орудие познания действительности). Заслуга Аристотеля заключается также в том, что он сформулировал такие законы правильного мышления, как закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего. Это он изложил в своем труде "Метафизика".

     Важно иметь в виду, что Аристотель впервые  в истории античной философии  занялся специальным изучением  внутренней структуры человеческого  мышления и стремился вывести  логические формы из реального содержания мысли. Законы и правила логики, на его взгляд, не произвольны, а берут  объективные истоки в отношениях предметного мира.

     В середине века (VI-XV вв.) логика в значительной мере была подчинена интересам богословия. В этот период теоретический поиск  в логике развернулся вокруг проблемы объяснения природы общих понятий. Так, представители реализма того периода, продолжая взгляды Платона, утверждали, что общие понятия в логике существуют реально вне единичных  понятий; при этом они составляют некую сверхъестественную сущность последних. Подобной точки зрения придерживались, например, Ансельм Кентерберийский (1033-1109), Фома Аквинский (1225-1274).

     Представители же номинализма, напротив, полагали, что  реально существуют только единичные  понятия, а общие - лишь имена, названия для них. Такой позиции придерживались И. Росцелин (1050-1120), У. Оккам (1285-1349) и  др. Однако в итоге этих споров как  одна, так и другая сторона принижали  роль логического знания.

Информация о работе Логика как наука