Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2011 в 22:04, контрольная работа
Логика относится к числу древнейших наук, первые учения которой о формах и способах рассуждений возникли еще в цивилизациях Древнего Востока (Китай, Индия). В западную культуру принципы и методы логики вошли главным образом благодаря усилиям античных греков.
Введение.........................................................................................стр.2
1. Предмет и значение логики......................................................стр.4
2. Логика и язык............................................................................стр.5
3. Законы формальной логики......................................................стр.9
4. Чувственное познание и абстрактное мышление........................стр.11
5. Основные этапы развития формальной логики........................стр.12
6. Теоретическое и практическое значение логики.......................стр.18
Заключение…………………………………………………………....стр.19
Список использованной литературы..................................................стр.20
В-четвертых, язык развивается под влиянием предметной деятельности и традиций культуры общества, а мышление связано с овладением законами логики субъектом, с его познавательными способностями.
Поэтому
овладение языком, грамматическими
формами, лексикой является предпосылкой
для формирования мышления. Не случайно
известный отечественный
С другой стороны: язык является средством формирования и формулирования мысли во внутренней речи; язык выступает по отношению к мышлению в качестве основного средства вызова мысли у партнера, ее выражения во внешней речи, тем самым делая мысль доступной для других людей; язык представляет собой средство мышления для моделирования мысли; язык представляет мышлению возможность управлять мыслью, так как оформляет мысль, придает ей форму, в которой мысль легче обрабатывать, перестраивать, развивать; язык по отношению к мышлению выступает как средство воздействия на действительность, средство прямого, а чаще всего косвенного преобразования действительности через практическую деятельность людей, управляемую мышлением с помощью языка; язык выступает в качестве средства тренировки, оттачивания, совершенствования мышления.
Таким
образом, соотношение языка и
мышления разнообразно и существенно.
Главное в этом соотношении: как
для мышления необходим язык, так
и для языка необходимо мышление.
Для природы и общества характерна взаимосвязь предметов и явлений. Эти связи могут быть объективными и субъективным, случайными и необходимыми, общими и частными. Наиболее объективные, устойчивые, необходимые и существенные связи носят название закона. Законы природы фиксируют то наиболее прочное, повторяемое, что остается в явлении. Человек в своем развитии приобрел способность познавать окружающий мир, субъективный образ которого должен совпадать с реальностью.
Во-первых, все законы объективны в том смысле, что отражают одну и ту же реальность и не могут противоречить друг другу. Законы мышления и законы развития объективной реальности неразрывно связаны друг с другом.
Во-вторых,
законы мышления это, прежде всего, внутренняя,
устойчивая, существенная связь между
мыслями. Ведь если человек не способен
связать и уяснить свои мысли,
то он не придет к верному выводу,
и его не поймут люди. Законы мышления
имеют внеисторический и
Для формальной логики наибольшее значение имеют четыре основных логических закона: непротиворечивости, исключенного третьего, тождества и достаточного основания. Содержание и формулировка первых трех законов развивалась в трудах Платона и Аристотеля. Разработка четвертого принадлежит Г.Лейбницу. Основные логические законы выделяют важные свойства правильного мышления: определенность, непротиворечивость, выбор «или-или», в некоторых жестких ситуациях, обоснованность. Они носят нормативный характер, поскольку только их соблюдение говорит о правильности мышления. Нарушение законов приводит к логическим противоречиям и невозможности отличить истину ото лжи. Четвертый закон менее нормативен и имеет ограниченное применение [13].
Не
основные законы логики включают: правила
оперирования с понятиями и суждениями,
правила получения истинного
вывода в простом категорическом
силлогизме, правила повышения вероятности
выводов в индуктивных и
Закон непротиворечивости выражает требование непротиворечивости мышления и отражает качественную определенность объектов. С позиции этого замечания объект не может обладать взаимоисключающими свойствами, то есть невозможно, одновременно, наличие и отсутствие у предмета какого-либо свойства.
Формула закона гласит: неверно, что А и не А одновременно истинны. Так не могут быть одновременно истины суждения: этот человек хороший специалист – этот человек плохой специалист. Объективное содержание закона в отражении мышлением особых биномерных признаков самой действительности. Эти противоположные признаки, или конструкты, позволяют классифицировать явления и выделить положительные и отрицательные явления. Не сделав это, нельзя провести различие, с которого начинается умственная деятельность [10].
Закон
исключенного третьего предъявляет, более
сильные требования к суждениям
и требует, не уклоняться от признания
истинности одного из противоречащих
высказываний и не искать между ними
нечто третье. «Один из членов противоречия
должен быть истинным», - отмечал Аристотель
[2]. Этот закон и его действие не сводимо
к будущему, где событие либо состоится,
либо нет. Закон альтернативен в характеристике
вещей, гипотез и путей решения проблем,
требует выделять различные подходы и
определить истинный. Закон исключенного
третьего требует ясных, четких с указанием
на невозможность решения вопроса в одном
и том же смысле: и “да” и “нет”. Его смысл
в том, что истина либо в высказывании,
либо в его отрицании по правилам классической
двузначной логики. При этом для Аристотеля
характерно различное толкование закона
[2]:
В последнем случае учитываются неопределенные, переходные ситуации и истинность одного из противоречивых суждении определяется с некоторой степенью правдоподобия. При анкетировании, голосовании и пр. применение закона требует учета ситуации и особенностей предметной области.
Закон
тождества устанавливает
Например, операция 2+5=7-5=2.
Всякое познание начинается с живого созерцания. Предметы воздействуют на наши органы чувств и вызывают в мозгу ощущения, восприятия, представления, которые являются формами чувственного познания. Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов или явлений материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств (например: отражение свойств горького, сладкого, теплого и т. д.) [8].
Восприятие есть целостное отражение внешнего материального предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств (например: образ автобуса, пшеничного поля и т.д.).
Представление
– это чувственный образ
Путем чувственного отражения мы познаем отдельные предметы и их свойства. Законы мира, сущность предметов, общее в них мы познаем посредством абстрактного мышления, более сложной формы познания. Абстрактное или рациональное мышление отражает мир и его процессы глубже и полнее, чем чувственное познание.
Основными формами абстрактного мышления являются понятия, суждения, и умозаключения.
Понятие – форма мышления, в которой отражаются существенные признаки отдельного предмета или класса однородных предметов [8].
Суждение – форма мышления, в которой что-либо утверждается или отрицается о предметах, их признаках и отношениях. Суждение выражается в форме повествовательного предложения. Суждения могут быть простыми и сложными [8].
Умозаключение
- форма мышления, посредством которой
из одного или нескольких истинных суждений,
называемых посылками мы по определенным
правилам вывода получаем заключение
[8].
Логика
как самостоятельная наука
Наиболее
обстоятельно теоретические проблемы
логики были разработаны и
Проблемами логики занимались также и древнегреческие философы - Сократ (около 469 -399 до н.э.), Платон (428 - 347 до н.э.). Сократ, например, считал, что любой предмет может быть познан лишь в том случае, если его можно свести к общему понятию. И судить о нем необходимо на основе этого понятия. Платон, являясь учеником Сократа, значительное место отводил в своих взглядах вопросам теории познания и логики. Он стремился образовать понятия и затем осуществить деление понятия на его виды. Излюбленным логическим приемом Платона была дихотомия, т.е. деление понятия "А" на "В" и "не - В" (например, животные делятся на позвоночных и беспозвоночных).
Одним из значительных философов и ученых Древней Греции был Аристотель (384 - 322 до н.э.). Он дал систематическое изложение логики. Его основными трудами в этой области явились "Первая аналитика" и "Вторая аналитика", в которых дана теория силлогизма, определение и деление понятий, теория доказательства. Впоследствии все шесть своих логических трактатов он объединил под общим наименованием "Органон" (орудие познания действительности). Заслуга Аристотеля заключается также в том, что он сформулировал такие законы правильного мышления, как закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего. Это он изложил в своем труде "Метафизика".
Важно иметь в виду, что Аристотель впервые в истории античной философии занялся специальным изучением внутренней структуры человеческого мышления и стремился вывести логические формы из реального содержания мысли. Законы и правила логики, на его взгляд, не произвольны, а берут объективные истоки в отношениях предметного мира.
В
середине века (VI-XV вв.) логика в значительной
мере была подчинена интересам
Представители же номинализма, напротив, полагали, что реально существуют только единичные понятия, а общие - лишь имена, названия для них. Такой позиции придерживались И. Росцелин (1050-1120), У. Оккам (1285-1349) и др. Однако в итоге этих споров как одна, так и другая сторона принижали роль логического знания.