Логика как наука

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2011 в 22:04, контрольная работа

Описание

Логика относится к числу древнейших наук, первые учения которой о формах и способах рассуждений возникли еще в цивилизациях Древнего Востока (Китай, Индия). В западную культуру принципы и методы логики вошли главным образом благодаря усилиям античных греков.

Содержание

Введение.........................................................................................стр.2
1. Предмет и значение логики......................................................стр.4
2. Логика и язык............................................................................стр.5
3. Законы формальной логики......................................................стр.9
4. Чувственное познание и абстрактное мышление........................стр.11
5. Основные этапы развития формальной логики........................стр.12
6. Теоретическое и практическое значение логики.......................стр.18
Заключение…………………………………………………………....стр.19
Список использованной литературы..................................................стр.20

Работа состоит из  1 файл

логика как наука.docx

— 53.12 Кб (Скачать документ)

     Основателем арабоязычной логики считается сирийский  математик аль - Фараби (870-950), прокомментировавший весь аристотелевский "Органон". Его логика направлена на анализ научного мышления. Аль - Фараби выделяет в логике две ступени: одна охватывает представления и понятия; другая - теорию суждений, выводов и доказательств.

     Развивает логику в этот период известный таджикский мыслитель Ибн Сина (Авиценна, 980-1037). В работе "Логика" он стремится  обобщить аристотелевскую силлогистику, установить зависимость между категорическими  и условными суждениями.

     В XV - XVI вв., в эпоху Возрождения, происходит активизация эмпирических тенденций  в логике и методологии научного знания. В этот период происходит бурное развитие науки, она сближается с  практикой. Все значительнее место  среди других наук начинает занимать математика.

     В развитии логики большую роль сыграл английский философ-материалист Ф. Бэкон (1561-1626). Он разработал основы индуктивной  логики в своем труде "Новый  Органон", который, по мысли автора, должен был заменить старый аристотелевский "Органон". Если прежние философы подчеркивали в логике только средство проверки и обоснования истины, то Ф. Бэкон предложил использовать логику в качестве эффективного средства для осуществления научных открытий. Задача логики, согласно взглядам Ф. Бэкона, состоит в обоснованности индуктивных  выводов, в которых рассуждения  человека идут от частного вывода к  общему знанию. Он также разработал методы определения причинной связи  между явлениями: метод сходства, метод различия, соединенный метод  сходства и различия, метод сопутствующих  изменений, метод остатков [7].

     Успехи  опытного естествознания ХVI-ХVII вв. характеризовались прежде всего развитием математики и механики земных и небесных тел. Ограниченность научного познания того времени привела к установлению метафизического взгляда на природу как на застывшую и неизменную систему. Метафизический способ мышления впоследствии сказался на понимании предмета формальной логики. Ее законам придали абсолютный характер, т.е. распространили их сферу действия не только на мышление, но и на окружающий человека природный мир. Весомый вклад в развитие логики внесли французские исследователи, прежде всего Р. Декарт (1596-1650). Он сформулировал четыре основных правила любого научного исследования [7]: 

    1. истинно лишь то, что познано, проверено и доказано;
    2. расчленять сложное на простое;
    3. восходить от простого к сложному, от более очевидного к менее очевидному;
    4. исследовать предмет во всех деталях.
 

     Последователи Р. Декарта Арно и Николь в 1662 г. написали книгу "Логика, или Искусство мыслить", где поставили задачу освобождения логики Аристотеля от внесенных в нее последующими представителями логической науки схоластических ошибок.

     Немалая заслуга в развитии логики принадлежит  представителям немецкой классической философии, особенно И. Канту (1724-1804) и  Г.В.Ф. Гегелю (1770-1831). Так, И. Кант выступил, в частности, против абсолютизации  законов логики. По взглядам И. Канта, логика представляет собой науку  о необходимых законах, правилах рассудка вообще. Вот почему логика, по его рассуждениям, должна изучать  форму мышления в отрыве от его  содержания, т.е. независимо от объекта  мышления. Он утверждал, что логика отвлекается от всякого содержания, а следовательно, и от самих вещей. И. Кант выдвинул новый тип логики, которую назвал трансцендентальной (от лат. transcendere - переступать). В ней логические формы рассматриваются как априорные (доопытные) свойства рассудка, обусловливающие возможность всеобщего и необходимого знаний явлений опыта. Позитивным вкладом в логику является то, что немецкий ученый отличал логическое основание и логическое следствие от реальной причины и реального следствия. И. Кант признавал также существование "чисто формальной" логики, которая имеет дело с "чистыми" формами мышления.

     Обстоятельную критику взглядам И. Канта на сущность формальной логики дал Г.В.Ф. Гегель. В то же время он критически относился  вообще к формальной логике. Свое отношение  к этой науке как "метафизической" он строил исходя из объективно-идеалистического положения о тождестве законов  мышления и бытия. Критику законов  формальной логики Г.В. Ф. Гегель дал  во второй книге своей работы "Наука  логики", в разделе "Учение о  сущности". По мнению Гегеля, законы логики носят всеобщий характер, распространяются на все сферы действительности. Однако такой универсальной логикой  должна стать не формальная логика, а диалектика саморазвития, "инобытием" которого является внешний мир.

     Определенное  внимание развитию логики уделяли К. Маркс (1818-1883), Ф. Энгельс (1820-1895), а позже  В.И. Ленин (1870-1924). В своих философских работах они отмечали, что традиционная логика является теорией правильно познающего мышления. Мышление же, не подчиняющееся положениям логики, не способно адекватно отразить объективную реальность. В.И. Ленин отмечал, в частности, ограниченность познавательных задач формальной логики. Однако такая ограниченность не лишает ее права оставаться наукой со своим специальным предметом изучения.

     Крупными  русскими исследователями в области  логики были М.И. Каринский (1840-1917) и  Л.В. Рутковский (1859-1920). Так, М.И. Каринский  внес значительный вклад в разработку классификации умозаключений. Основной замысел его логической теории характеризуется  стремлением построить аксиоматико-дедуктивную  систему логики, исходя из основного  отношения равенства (т.е. "тождества"); описать в ней дедуктивные  и индуктивные умозаключения.

     Л.В. Рутковский - автор труда "Основные типы умозаключений" (1888). Если М.И. Каринский  строил теорию выводов, используя лишь отношения тождества, то Л.В. Рутковский считает возможным признать равноправными  с отношениями тождества и  такие, как отношения сходства, сосуществования  и др. Умозаключения делятся им на интенсивные (т.е. рассматриваемые  в логике содержания) и экстенсивные (рассматриваемые в логике объема).

     С начала XX столетия формальная логика получает дальнейшее развитие. Возникла математическая логика, широко применившая метод  математической формализации и специальный  аппарат символов к определенному  кругу логических операций. Представляют математическую логику Г. Фреге (1848-1925), Б. Рассел (1872-1970), Б. Аккерман (1896-1962) и  другие мыслители. Так, Б. Рассел считал, что если гипотеза относится не к  одной или нескольким частным  вещам, но к любому предмету, то такие  выводы составляют математику.

     Формализация  и предельное абстрагирование от конкретного содержания высказываний позволили решить ряд трудных  логических задач в области математики, и нашли применение в работе электронно-вычислительных машин, теории программирования и т.п. Значительный вклад в разработку современной математической логики внесли наши отечественные ученые математики: А.П. Колмогоров, А.А. Марков, П.С. Новиков, М.В. Келдыш и др. Однако математическая логика не охватывает всех проблем  естественной логики мышления. За формальной логикой остается ее познавательная функция и методическая роль как  науки о законах и формах правильной мысли, ведущей к утверждению  истины.

     Выяснение специфической особенности логической формы служит предпосылкой для определения  предмета формальной логики. Он, как  и предмет любой науки, представляет объективный характер. Формальная логика изучает объективно сложившуюся  структуру мыслительного процесса, установившиеся связи понятий и  суждений при выведении нового знания в умозаключениях. Вполне естественно, что устойчивые связи элементов правильной мысли приобретают характер законов. Анализ таких связей наряду с описанием структурных форм мышления составляет предмет изучения формальной логики. Логика есть наука о законах и формах правильного мышления.

     Задача  формальной логики - установить правила  обеспечения стройности и последовательности истинного мышления. Не охватывая  всех сторон познавательного процесса, формальная логика не представляет собой  всеобщего метода познания. Законы этой науки остаются специфическими законами мышления, они не распространяются на всю окружающую действительность.

     Особенностью  предмета формальной логики служит также  анализ форм и законов мышления вне  их возникновения и развития.

     Следует подчеркнуть, что логика берет уже  сложившуюся форму, рассматривая ее как нечто устоявшееся, без всякой собственной истории. Сложный процесс  формирования и совершенствования  внутренней структуры мысли лежит  за пределами предмета логики; она  раскрывает форму мышления вне связи  с историческим развитием познания.

     Логическая  форма и законы мышления являются общими для всех людей. Внутренняя структура  мысли, как и синтаксические, правила  языка, непосредственно вплетены в  конкретную деятельность человека, определяются свойствами и отношениями объективного мира.

     Так, вполне очевидно, что в содержательном плане мысли юриста отличаются от мыслей биолога, музыкант думает иначе, нежели экономист; ученый использует в  своих исследованиях такие понятия  и термины, которые не употребляются  в повседневном мышлении.

     Однако  во многих различных по содержанию мыслях можно обнаружить нечто существенно  общее. Общее характеризуется не конкретным содержанием этих мыслей, а схемой, способом построения. Дело в том, что логический строй мышления человека обладает важнейшей особенностью, - какую бы словесную оболочку не принимали наши мысли, на каком бы языке они не излагались, они обязательно  должны принять общечеловеческие формы. Без этого невозможны осуществление "обмена" мыслями людей разных поколений и профессий, а также  взаимное понимание представителей различных стран и народов. Единство человеческого мышления обусловлено  единством материального мира и  его законов, отражающихся в законах  человеческого мышления.

     Великий русский писатель-мыслитель Л.Н. Толстой не без основания считал, что "мысль - начало всего. И мыслями  можно управлять. И потому главное  дело совершенствования: работать над  мыслями"'. Управлять мыслью можно  по следующим направлениям [7]: 

  • со стороны содержания, т.е. предельно просто и всесторонне отражать основные признаки исследуемого объекта;
 
  • со стороны логической формы (структуры) нашей мысли, добиваясь ее определенности, непротиворечивости, последовательности и обоснованности.
 

     Первое  направление исследуется диалектической логикой, а второе - логикой формальной, которая и является объектом нашего внимания. Но формальная логика, хотя и  отвлекается от конкретного содержания мыслей, вовсе не пренебрегает вопросом о том, являются истинными или  ложными те утверждения, которыми мы оперируем в мышлении. В зависимости  от того, истинны или ложны исходные утверждения, можно получить истину или ложь в выводе. Поэтому формальная логика, чтобы быть средством обнаружения  истины, должна на основе изучения формальных структур мышления обнаруживать законы зависимости между истинными  и ложными суждениями.

     Вот почему формальная логика позволяет  отвлекаться от содержания объекта  и концентрировать внимание только на формах, в которых протекает  тот или иной мыслительный процесс. Эти аспекты взаимозависимости  логики и мышления определяют особенности  логики как науки.

     Таким образом, логика - это наука об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области [8]. Следовательно, предмет логики составляют: 

     1. Законы, которым подчиняется мышление  в процессе познания объективного  мира.

     2. Формы мыслительного процесса - понятия,  суждения и умозаключения.

     3. Методы получения нового выводного  знания - сходства, различия сопутствующих  изменений, остатков и другие.

     4. Способы доказательства истинности  полученных знаний: прямое и косвенное  доказательство, опровержение и  т.д. 

     Итак, логика (в наиболее широком понимании  ее предмета) исследует структуру  мышления, раскрывает лежащие в его  основе закономерности. При этом абстрактное  мышление, обобщенно, опосредствованно и активно отражая действительность, неразрывно связано с языком. Языковые выражения являются той реальностью, строение и способ употребления которой  дает нам знание не только о содержании мыслей, но и об их формах, о законах  мышления. Поэтому в исследовании языковых выражений и отношений  между ними логика видит одну из своих основных задач. А язык в  целом является при этом косвенным  объектом ее внимания и интереса. 
 
 
 

Информация о работе Логика как наука