Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:38, реферат
Эдуард Тайлор, известный английский исследователь первобытной культуры, задавался вопросом: существуют ли на земле или существовали когда-нибудь прежде племена людей, у которых совсем не было бы никаких религиозных понятий? В своей книге «Первобытная культура», в которой собрано огромное количество мифов самых разных народов мира, автор сделал вывод: нет, наука не знает таких племен.[1] У исследователя, стремящегося заглянуть в прошлое на 30-40 тыс. лет, т.е. увидеть первые ростки человеческих сообществ на земле, имеется в распоряжении только два инструмента.
Введение.
1.Верования древних.
1.1.Фетишизм.
1.2.Тотомизм.
1.3.Анимизм.
1.4.Шаманизм.
1.5.Магия.
2.1.Культ богини – матери.
2.2.Культ животных (зоолатрия)
2.3.Культ растений (фитолатрия)
2.4. Аграрные культы.
2.5.Культ предков.
Заключение.
Список использованной литературы.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫХ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН
РЕФЕРАТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ «Логика».
«Предмет логики».
Выполнил:
Студент 1 курса
группы «ЗУП – 108 п. »
Грязнова Кристина Сергеевна.
Проверил:
к.ф.н., преподаватель
Матыцин А.А.
Москва
2013 г.
Содержание:
Введение.
1.Верования древних.
1.1.Фетишизм.
1.2.Тотомизм.
1.3.Анимизм.
1.4.Шаманизм.
1.5.Магия.
2.1.Культ богини – матери.
2.2.Культ животных (зоолатрия)
2.3.Культ растений (фитолатрия)
2.4. Аграрные культы.
2.5.Культ предков.
Заключение.
Список использованной литературы.
Эдуард Тайлор, известный
английский исследователь первобытной
культуры, задавался вопросом: существуют
ли на земле или существовали когда-нибудь
прежде племена людей, у которых совсем
не было бы никаких религиозных понятий?
В своей книге «Первобытная культура»,
в которой собрано огромное количество
мифов самых разных народов мира, автор
сделал вывод: нет, наука не знает таких
племен.[1] У исследователя, стремящегося
заглянуть в прошлое на 30-40 тыс. лет, т.е.
увидеть первые ростки человеческих сообществ
на земле, имеется в распоряжении только
два инструмента. Первый – это археологические
находки, и среди них – немногочисленные
каменные, глиняные или деревянные фигурки,
а также наскальные рисунки, связанные
с древнейшими религиозными культами.
Второй – это мифы, легенды, поверья племен,
по той или иной причине оказавшихся в
стороне от так называемых цивилизованных
народов и живущих, видимо, так, как жили
их предки тысячи лет назад.
Во всяком случае, именно у народов, по
сей день сохранивших в целом примитивный
уклад жизни, логично искать ответ на вопрос
о религиозных представлениях наших пращуров.
Сопоставляя мифы с археологическими
находками, неизбежно придется сделать
вывод о том, что с самых первых своих
шагов по земле человек всегда ощущал
рядом с собой присутствие таинственной
незримой силы, от которой во многом зависела
его жизнь.
В глубокой древности человек и не думал
отделять себя от природы, но это не значит,
что он не стремился понять, объяснить
мир, в котором жил. Видимо, одним из первых
способов подобного объяснения стало
перенесение человеком своих собственных
свойств и ощущений на весь окружающий
мир. Так родилась вера в то, что природа
– живая.[2]
Глава I Верования древних.
1.Верования древних.
1.1 Фетишизм.
Когда первые португальские
мореплаватели в XV в. высадились на побережье
Западной Африки, они столкнулись со сложным
и незнакомым миром представлений темнокожих
туземцев. Попытки обратить их в «истинную
веру» не удались, поскольку местное население
имело собственную веру, и португальцам
поневоле пришлось заняться её изучением.
Чем дальше продвигались они вглубь африканского
континента, тем более поражались распространённому
у местных племён обычаю поклоняться различным
предметам, которым приписывались сверхъестественные
свойства. Португальцы назвали их фетишами
(от португ. fetiso — «амулет»). В дальнейшем
эта форма религии получила название фетишизм.
Видимо, она является одной из самых ранних
форм,
известных всем народам нашей планеты.
Фетишем мог стать любой предмет, почему-либо
поразивший воображение человека: камень
необычной формы, кусок дерева, части тела
животного (зубы, клыки, кусочки шкуры,
высушенные лапки, кости и т. д.). Позднее
появились изготовленные из камня, кости,
дерева, металла фигурки, Нередко фетишем
оказывался случайно выбранный предмет.
И если его владельцу сопутствовала удача,
значит, фетиш обладает магической силой.
В противном случае его заменяли другим.
У некоторых народов существовал обычай
благодарить, а иногда и наказывать фетиши.
До наших дней дошло множество фетишей
в форме амулетов-оберегов. Амулетом служит
предмет, которому приписываются магические
свойства отвращать от человека несчастья
и приносить удачу. Амулет-оберег должен
был оберегать своего владельца. Фетишем
иногда становилась часть чего-то большого:
например, камень с почитаемой горы, кусочек
священного дерева или изображение почитаемого
животного (фигурка кита, тигра, медведя,
птицы, змеи и т. д.). Фетиш мог быть просто
рисунком и даже татуировкой на теле. Особая
группа фетишей связана с распространённым
у многих народов мира культом предков.
Их изображения становятся фетишами, которым
поклоняются. Иногда это идолы — человекоподобные
фигурки из дерева, камня, глины, а иногда
предка изображает специальный знак, как
это было принято, например, в Китае. Ярким
примером фетиша, связанного с культом
предков, являются алэлы енисейских кетой.
Алэл — деревянная кукла с большой головой,
с руками, ногами, глазами из бусин или
пуговиц, одетая в традиционную кетскую
одежду из сукна и оленьих шкур. Обычно
куклы изображают старух, которые призваны
помогать семье во всех её делах. Они охраняют
дом, следят за детьми и скотиной — оленями,
собаками. Аэлы переходят от родителей
к,
детям. При перекочёвках их возят в специальном
берестяном туеске. По представлениям
китов, человек должен о них заботиться,
кормить, одевать почтительно с ними обращаться.
В противном случае членам семьи грозит
гибель.[3]
Эдуард Тайлор относит к области фетишизма
и многочисленные формы погребальных
обрядов, существующие у разных народов.
Обычай сохранять некоторые части тела
умершего или даже в мумифицированном
виде всё его тело как вместилище сверхъестественных
сил существовал когда-то в Перу и Египте.
В первой четверти XX в. он неожиданно возродился
в России. Фетиши-черепа хорошо известны
у многих народов. Гвинейские негры сохраняют
кости родных в ящиках и время от времени
ходят беседовать с ними в маленькие хижины-гробницы.
Женщины одного из островов Филиппинского
архипелага ежегодно приносят, пишу черепам
своих родственников и способны часами
болтать самым ласковым образом с останками
своих мужей и детей. В основе существования
фетишей такого рода лежит простая мысль
о реальном присутствии духа в безжизненных
предметах, когда-то бывших живыми.[4]
1.2 Тотемизм.
Фетишизм тесно переплетается с другими
формами верований, в первую очередь с
тотемизмом. Тотемизм (“от-отем” на языке
североамериканских индейцев оджибве
означает “его род”) система религиозных
представлений о родстве между группой
людей (обычно родом) и тотемом мифическим
предком, чаще всего каким-либо животным
или растением. К тотему относились как
к доброму и заботливому предку и покровителю,
который оберегает людей своих родственников
от голода, холода, тотемом считались только
настоящее животное, птица, насекомое
или растение. Затем достаточно было их
более или менее реалистического изображения,
а позже тотем мог обозначаться любым
символом, словом или звуком. Каждый род
носил имя своего тотема, но могли быть
и более “специализированные” тотемы.
Например, все мужчины племени считали
своим предком одно животное или растение,
а у женщин был другой тотем. Выбор тотемов
часто связан с физико-географическим
характером местности. Так, например, у
многих племён Австралии в качестве тотемов
выступают обычные здесь кенгуру, страус
эму, опоссум (крупная сумчатая крыса),
дикая собака, ящерица, ворон, летучая
мышь. В то же время в пустынных или полупустынных
областях страны, где природные условия
и животный мир скудны, тотемами становятся
различные насекомые и растения, которые
в этом качестве больше нигде не встречаются.
Важно отметить, что тотем не обожествляется,
его не наделяют свойствами и качествами
бога, люди просто верят в своё родство
с ним. Жители Южной и Юго-Восточной Австралии
обращаются к тотему со словами: “Наш
старший брат”, “Наш отец”. Близость
между человеком и тотемом выражается,
прежде всего, в запрете (табу)
убивать тотем и употреблять его в пишу.
Однако при исполнении некоторых обрядов
обычай предписывал съесть немного мяса
тотема для укрепления магической связи
с ним. Делались попытки связать происхождение
тотемов с древнейшей традицией изображения
промысловых животных, игравших важную
роль в жизни рода, племени. Но такая гипотеза
едва ли состоятельна, поскольку трудно
представить, чтобы древние считали ценной
добычей кузнечика или летучую мышь.[5]
Тотемизм — это религия раннего родового
общества, где кровнородственные связи
являются самыми важными между людьми.
Подобные же связи человек усматривает
и в окружающем мире, он наделяет всю природу
родственными отношениями. Животные и
растения, составляющие основу жизни охотника
и собирателя, становятся предметом его
религиозных чувств. По мере исторического
развития большинство народов утратило
тотемические представления. Однако кое-где
тотемизм проявил необычайную живучесть,
например у австралийских аборигенов.
Австралию вообще называют классической
страной тотемизма. В обрядах австралийских
племён огромную роль играют священные
предметы — чуринги. Это каменные или
деревянные пластины с нанесёнными на
них рисунками, обозначающими тот или
иной тотем. По представлениям аборигенов,
чуринги хранят магическую силу предка-тотема.
Они обеспечивают размножение зверей,
могут быть источником души новорождённых
детей или вместилищем душ предков. Вера
в абсолютную связь чуринги с судьбой
человека настолько сильна, что в случае
её разрушения человек нередко заболевал,
а иногда и умирал. Это в свою очередь служило
новым подтверждением действия невидимых
чар. В настоящее время многие австралийские
племена, согнанные в колониальный период
с обжитых территорий, стремятся вернуться
к своим тотемическим святилищам, возродить
на вновь обретённой земле предков древние
обряды. “Наша племенная земля — наша
мать, — говорят аборигены. — В ней наши
сновидения, наши тотемы”. Когда-то тотемизм
был широко распространён в Индии. До сих
пор у индийских племён, живущих изолированно
в горных и лесных районах и не приобщённых
к индуизму, сохраняется деление на роды,
носящие названия растений и животных.
Их мифы изобилуют сюжетами о происхождении
первых людей от различных животных, о
чудесных превращениях людей в растения,
зверей и птиц, о браках между людьми и
животными. Культ священных животных (коров,
обезьян, слонов, крокодилов), часто имеющий
тотемические корни, вошёл и в индуизм.
Главных богов индуистского пантеона
обязательно сопровождают священные животные.
Так, Шива
изображается с быком,
Ганеша (сам виде слона) — с крысой, Вишну
— с птицей и т. д. Вероятно, это были тотемы
древних родовых и племенных групп. Тотемические
черты ясно видны в образах богов и героев
в верованиях коренных жителей Центральной
и Южной Америки. Таковы Уицило-почтли
— колибри — верховное божество ацтеков,
Кетсалькоатль (Змей, покрытый зелёными
перьями) — одно из главных божеств индейцев,
творец мира, создатель человека, владыка
стихий. В религиозных представлениях
древних греков следы тотемизма хранят
мифы о кентаврах, часто встречающиеся
мотивы превращения людей в животных и
растения (например, миф о Нарциссе).[6]
виде
1.3. Анимизм.
Кроме тотемизма и фетишизма
к наиболее ранним формам религии
можно отнести и анимизм (от лат.
animus — “душа”). Вера в существование
души и духов присуща всем культурам
человечества. Среди этнографов и
религиоведов распространено мнение,
что анимизму предшествовала более
ранняя ступень религиозного сознания
— аниматизм (от лат. Атташе — “одушевлённый”),
когда существовала вера не в отдельных
духов, а во всеобщую одушевлённость
природы. Поклонение духам не только
в древности, но и в наше время
является важным элементом верований
разных народов. Например, многие племена
Центральной Индии верят в
многочисленных духов, которые населяют
джунгли, горы, водоёмы. Эти духи (бонги)
бывают добрые и злые. Им приносятся
многочисленные жертвы, проводятся ритуалы
и церемонии, чтобы их умилостивить.
У жителей Андаманских островов
распространена вера в духов, олицетворяющих
различные силы и явления природы
(ветры, морские течения, месяц, солнце).
Чаще всего эти духи представляются
андаманцам злыми и опасными, они
олицетворяют враждебные человеку силы
природы. Так, дух леса Эрем-чаугала
ранит или убивает невидимыми
стрелами; злой дух моря Джу-ру-вин
поражает внезапной болезнью и поедает
утопленников; духи Чол убивают невидимыми
копьями во время дневного зноя (по-видимому,
имеется в виду солнечный удар).
Из сонма духов особенно выделяется
Пулугу, олицетворяющий разрушительный
муссон. Он насылает на людей бурю, если
те не соблюдают некоторые запреты,
особенно связанные с пищей. Тайлор
различал две основные разновидности
анимизма (кстати говоря, сам исследователь
писал это слово с заглавной буквы — Animism):
верования о душах и духах, связанных с
человеческим телом, и верования о духах,
ведущих независимое существование. Тайлор
опубликовал свою книгу "Примитивная
культура" (Primitive Culture, 1871) в