Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 15:38, реферат
Эдуард Тайлор, известный английский исследователь первобытной культуры, задавался вопросом: существуют ли на земле или существовали когда-нибудь прежде племена людей, у которых совсем не было бы никаких религиозных понятий? В своей книге «Первобытная культура», в которой собрано огромное количество мифов самых разных народов мира, автор сделал вывод: нет, наука не знает таких племен.[1] У исследователя, стремящегося заглянуть в прошлое на 30-40 тыс. лет, т.е. увидеть первые ростки человеческих сообществ на земле, имеется в распоряжении только два инструмента.
Введение.
1.Верования древних.
1.1.Фетишизм.
1.2.Тотомизм.
1.3.Анимизм.
1.4.Шаманизм.
1.5.Магия.
2.1.Культ богини – матери.
2.2.Культ животных (зоолатрия)
2.3.Культ растений (фитолатрия)
2.4. Аграрные культы.
2.5.Культ предков.
Заключение.
Список использованной литературы.
то время, когда идеи об
эволюции, связывающиеся сейчас с именем
Дарвина, буквально носились в воздухе.
Основатель антропологии был убежден
в том, что человеческая психология, наряду
с человеческой культурой и обществом,
также прошла определенный эволюционный
путь подобно тому, как это произошло с
физическим телом человека. Такие взгляды
позволили ученому определить своего
рода историческую последовательность,
в которой развивались те понятия, которые
человечество связывало с душами и духами.
Эта последовательность брала свое начало
от душ, связанных с человеком, и затем,
через представления о духах, ведущих
независимое существование, проходила
путь до политеизма, а потом и до монотеизма,
т.е. идеи о едином высшем Боге, что объединяет
все современные религии Запада.
Эндрю Ланг стал первым, кто усомнился
в справедливости разработанной Тайлором
эволюционной последовательности, указав
в своей книге "Создание религии"
(Making of Religion) на то обстоятельство, что
некоторые весьма примитивные сообщества
имели своих "высших богов". Более
поздние исследования показали, что боги,
о которых говорил Ланг, не являлись полным
аналогом Всевышнего в великих религиях
Запада, тем самым на справедливость теории
Тайлора удалось бросить тень. Раздавались
также голоса, ставившие под сомнение
то, что анимизм следует считать самой
ранней формой религии. Сэр Джеймс Фрэзер
в своей книге "Золотая ветвь" (Yhe
Golden Bough, 1890) оспаривал, что на ранней стадии
развития человечество верило в магию.
Другие исследователи высказали предположение,
что вера в некую физическую субстанцию,
именовавшуюся "мана", существовала
до появления верований, связанных с душами
и духами. Однако ввиду того, что не удалось
найти такие сообщества, члены которых
верили бы в магию и ману, но не верили
в души и духов, такие предположения так
и остались гипотезой. Современные антропологи
отвергают эволюционную ориентированность
Тайлора и разработанную им последовательность
развития верований, но признают, что описанная
им система верований, объединенная названием
"Анимизм", является довольно-таки
распространенной. Сейчас слово "анимизм"
пишут с маленькой буквы и понимают под
этим совокупность верований, характерную
для сохранившихся до наших дней племенных
сообществ. Такое мировоззрение основано
на представлениях о том, что жизнь человека
продолжается и после его физической смерти
и что наряду с обычным (физическим) миром
существует и потусторонний (нефизический)
мир. И в той мере, в какой это мировоззрение
дает определенную направленность религиозным
чувствам людей (а в том, что оно дает такую
направленность, сомнений нет), его можно
считать религией. Однако все это не позволяет
дать окончательный ответ на вопрос, являлся
ли анимизм действительно самой первой
религией зародившейся в недрах истории
человечества.
Анимизм — это нечто большее, нежели просто
совокупность дарований, касающихся душ
и духов. Анимистические представления
обладают своей
собственной логикой и последовательностью,
позволяющие назвать анимизм
"системой верований". В современном
мире трудно найти сообщество, придерживающееся
полностью анимистических представлений,
однако некоторые части такой системы
встречаются во многих местах. Это наводит
на мысль о том, что анимизм — весьма древний
способ восприятия человеком окружающего
мира и что давным-давно именно он являлся
наиболее распространенным. Эндрю Ланг
возражал против предложенной Тайлором
модели эволюции верований, но не в том,
что касалось описания таких верований.
И здесь Ланг пошел дальше Тайлора, утверждая,
что сны и видения ясновидцев потому и
привели к верованиям, связанным с душами
и духами, что были правдивыми. Это же подтверждается
и проведенными с тех
пор исследованиями, не оставляющими
сомнений в том, что живучесть
анимистических представлений обусловлена
реалистичностью заложенного в
них восприятия окружающего мира.
1.4 Шаманизм.
Данные археологии и этнографии свидетельствуют,
что шаманизм (от эвенкийского шаман, саман
- возбужденный, исступленный человек)
существует уже от 20 до 30 тысяч лет. Не
исключено, что на самом деле он еще старше
и появился на свет одновременно с человечеством.
Следы шаманизма обнаружены во всем мире,
включая очень удаленные части обеих Америк,
Сибирь, Азию, Австралию, северную Европу
и Африку. В соответствии с некоторыми
современными теориями определенные формы
шаманизма, составившие основу европейского
волшебства и колдовства, практиковали
кельты и друиды. Шаманство само по себе
не является какой-либо отдельной религией.
Религиозное мировоззрение, на котором
оно основывается - это анимизм, или вера
в духов-хозяев природных стихий и окружающих
предметов. Шаманизм особенно широко распространен
в племенных культурах, которые, развиваясь
на значительных удалениях, друг от друга,
создали системы поверий, поразительно
схожие между собой. В основе шаманства
стоит фигура жреца-шамана, являющегося
посредником между людьми и духами.[7] Шаманом
называется человек, который, погружаясь
в особое исступленное состояние сознания,
обретает способность общаться с оберегающими
и помогающими духами и черпать из потусторонних
источников значительную силу. Главной
целью шаманизма является лечение тела
и рассудка. Его используют также для гадания
и для обеспечения хорошей охоты и процветания
племени или деревни. Шаманизм представляет
собой сложное явление, и его часто ошибочно
приравнивают к магии, волшебству и колдовству.
Способность впадать в экстатический
транс, связываться с духами, исцелять
или предсказывать будущее еще не
делает человека шаманом. Шаманами обычно
становятся мужчины, хотя и женщины также
могут это, и некоторые из них достигают
огромного могущества. Когда избирается
шаман, с ним происходит "пересотворение",
то есть духи «забирают" его душу, и,
"переродив" ее по своему усмотрению,
"возвращают" шаману. Это "пересотворение"
происходит как видимым способом, так
и невидимым. Над шаманом совершают всевозможные
жестокие ритуальные действия, в результате
чего его тело покрывается кровоподтеками
и ссадинами. Но самое страшное происходит
с внутренними ощущениями: по рассказам,
они чувствовали, как духи "изменяют"
их разум и сердце, вкладывая в них свои
мысли и чувства. Стоит отметить и то, что
человек становится кандидатом в шаманы,
когда ощущает внутренний толчок и появление
духов в своей жизни. Одной из главных
задач шамана является камлание (от тюркского
"кам" - шаман), то есть его общение
с духами во время ритуальной пляски. Во
время этого зловещего обряда шаман впадает
в глубочайший экстаз, при котором его
психика совершенно отключается. Системы
шаманизма весьма разнообразны, но все
они связаны некоторыми общими чертами.
Шаман должен одинаково комфортабельно
чувствовать себя в двух реальностях:
обычной, повседневной реальности или
пробуждающемся мире и в необычной реальности,
связанной с сознанием шамана. Проникнуть
в необычную реальность можно в состоянии
транса, изменяющемся от легкого забытья
до глубокой комы. Это состояние позволяет
шаману видеть и делать то, что в обычной
реальности невозможно. Погрузившись
в транс, шаман отправляется в нижний мир,
проскальзывая в нору или отверстие в
земле. В нижнем мире он узнает причину
заболевания пациента и способ его излечения,
общается со своими потусторонними хранителями
и помощниками. Он может перевоплощаться
в этих духов и летать по воздуху. Он делает
все необходимое для излечения и может
заглянуть в будущее. Когда работа закончена,
он проникает из нижнего мира обратно
в обычную реальность. Говорят, что шаманы
могут также подниматься на небо в призрачных
лодках и сидеть верхом на духах лошадей,
принесенных в жертву. Для шамана необычная
реальность так же вещественна, как и обычная
реальность. Предметы, которые он видит,
не являются галлюцинациями, они просто
внешние по отношению к нашему миру. Проникновение
в эту реальность сознания шамана происходит
при помощи барабанного боя, трещоток
и танцев, а также, в некоторых сообществах,
с помощью галлюциногенов. Практикующих
шаманов можно встретить и в наше время
у американских индейцев, в Сингапуре,
Малайзии, Таиланде. Шаманство занимало
важное место и продолжает играть определенную
роль в культуре коренных народов Сибири:
якутов и тувинцев, бурят и хакасов, эвенков
и ненцев.[8]
1.5 Магия.
Магия, как одна из форм первобытных
верований появляется на заре существования
человечества. Восприятие её в отрыве
от иных первобытных верований невозможно
— все они были тесно связаны между собой.
Если придерживаться теории о магическом
(«симпатическом» по Фрезеру) значении
наскальной живописи (как это трактуется
многими историками религии, например
советским исследователем Сергей Александровичем
Токаревым или румынским религиоведом
Мирчей Элиаде), время появления магии
можно отнести к периоду Верхнего палеолита.[9][10] В
ранних формах социума магия ещё не была
отделена от прочих верований, так же как
ещё не существует специальных «должностей»
мага, шамана или жреца. Каждый член племени,
в меру необходимости и своего понимания
занимается собственной магической практикой:
просит духов или животное-тотем о помощи
на охоте, поклоняется предметам, приносящим
удачу и т. п. Важнейшее значение имели
групповые действия, необходимые всему
племени, в первую очередь связанные с
обрядами перехода (роды, инициация, свадьба,
похороны)[11] и охотой. Развитие культуры
и выделение особой социокультурной роли
служителей культа (шаманов, жрецов и колдунов)
постепенно приводят к превращению магии
из общедоступных практик в «элитарную
дисциплину» — что, однако, не мешает сохранению
огромного количества простых народных
магических обрядов, доступных любому
человеку. Необходимо так же учитывать,
что это разделение весьма условно, и часто
разница между шаманом, колдуном и знахарем
весьма условна. Развитие жречества, в
свою очередь, тесно связано с развитием
политеизма, формированием культов отдельных
божеств. В политеистический период, с
уходом шаманизма, магические практики
становятся одним из основных занятий
жречества.
Глава II Культы древних.
1.1 Культ богини-матери.
Зарождение одного из древнейших
религиозных культов отделяют от нас десятки
тысяч лет. Неудивительно, что известно
о нём немногое, а то, чем располагают учёные,
может послужить основой лишь более или
менее достоверных гипотез. Вот что писал
об этом в своей книге “Магизм и единобожие”
известный современный христианский мыслитель
отец Александр (Мень): “Археология даёт
нам поразительные свидетельства всеобщего
распространения культа Богини-Матери
в эпоху каменного века. На громадном пространстве
от Пиренеев до Сибири и по сей день находят
женские фигурки, вырезанные из камня
или кости. Все эти изображения, древнейшее
из которых найдено в Австрии, условно
называют „венерами". Всех их объединяет
одна важная черта. Руки, ноги, лицо — едва
намечены. Главное, что привлекает первобытного
художника, это органы деторождения и
кормления. Выдвигалось предположение,
что древние женщины, как и женщины некоторых
современных примитивных племён, имели
в действительности такие огромные груди
и отвислые животы. Но если признать, что
в „венерах" отразилось лишь стремление
к реализму, то остаётся предположить,
что у первобытных женщин не было лица
и были крошечные руки. „Порою, - писал П.
Флоренский о „венерах", — подчёркивание
особенностей женского организма превосходит
пределы даже шаржировки, и статуэтка
изображает уже женский безголовый торс,
в котором особенно выделены груди и бёдра.
Наконец, последний предел упрощения —
статуэтка, представляющая одни только
груди, - чистая деятельность рождения
и вскармливания без малейшего намёка
на мышление. Это древнейшее воплощение
идеи „вечной женственности"". Разгадка
необычайных черт в фигурках „венер"
кроется в том, что они были, как думает
большинство исследователей, культовыми
изображениями. Это не что иное, как идолы,
или амулеты Богини-Матери. Изображения
„Венер" обильны и в исторических слоях
Они найдены и в доарийской Индии, и в доизраильской
Палестине, и в Финикии, и в Шумере. Сходство
их сразу бросается в глаза. Создаётся
впечатление, что культ Матери носил почти
универсальный характер. Это подтверждает
и этнография (наука, изучающая особенности
быта и культуры народов мира. Прим. ред.).
У народов, сохранивших пережитки отдалённых
неолитических времён, практически повсеместно
встречается культ всеобщей Матери. У
маори она именуется
.
Пэпа, Мать-земля, супруга Бога
Небесного. У эвенков Подкаменной Тунгуски
- Бугады Энинитын. Она мыслится хозяйкой
вселенной и одновременно - матерью зверей
и людей. Кетское женское божество Томам
(„ам" дословно „мать") подобно эвенкийской
Бугады Энинитын. В Индии она известна
под именами Шакти и Пракрити. В одном
древнем индийском тексте она прямо связывается
с ростом и рождением. А на одной печати
из Хараппы (доарийский период) можно рассмотреть
изображение женщины, из лона которой
поднимается растение. В Передней Азии
и Африке Великая Богиня-Мать почиталась
почти у всех культурных народов периода
начала письменности. „Та, которая рождает
плоды земли", - египетская Исида, малоазиатская
Кибела, скорбь которой несёт умирание
растительности, её двойник в Элладе - Деметра,
карфагенская Танит, сидонская Астарта,
Артемида Эфесская, изображавшаяся с десятком
грудей, как бы готовая накормить весь
мир, - всё это лишь перевоплощения древней
Матери Мира. В языческой Руси слова „Мать-земля"
имели не просто метафорическое значение.
Они обозначали душу природы, богиню, супругу
„Хозяина неба". Богиня-Мать правит
всеми природными процессами. Это она
заставляет оживать семя, погружённое
в землю; она вселяет любовь в людей и животных,
ей поют песни птицы в дни весеннего ухаживания.
По её мановению распускаются цветы и
наливаются плоды. Её радость - это радость
всего живущего; её глаза смотрят на нас
с небесной лазури, её рука нежно ласкает
листву, она проносится над миром в дуновении
весеннего ветра. Богиня-Мать - всеобщая
прародительница. Из её лона вышли растения,
животные, люди. Поэтому в мышлении первобытного
человека живёт чувство родства, которое
связывает все живые существа. Для охотников
каменного века зубры и медведи, орлы и
бобры - это такие же дети природы, как и
они сами. Даже опасные звери, даже объекты
промысла представлялись им таковыми.
Следы этого чувства мы находим у многих
примитивных народов”.
2.2 Культ животных
(зоолатрия).
Тотемизм послужил одним
из главных источников возникновения
зоолатрии — культа животных, широко
распространённого у многих народов
мира. Формы зоолатрии разнообразны:
прямое поклонение животным, страх
перед ними, вера в оборотней, посвящение
животных божествам, вера в их особую
связь с миром духов и богов. Одним из проявлений
зоолатрии является, например, уподобление
животных людям. При этом считается, что
животные слышат и понимают человеческую
речь, могут превращаться в людей или
когда-то были людьми. С этими поверьями
связаны «звериные» и «птичьи» пляски,
изготовление специальных масок, обычай
надевать шкуры во время обрядов. Именно
культ животных проявляется в запрете
убивать