Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:39, реферат
Целью моего реферата является раскрытие содержания и объема понятия, а также определения понятий. Я планирую исследовать данную тему в полном объеме, то есть выяснить, что собой представляет содержание и объем понятия вообще, как они связаны друг с другом. Особое внимание будет уделено определению понятия.
Введение……………………………………………………………………….3
Что такое понятие?.................................................................................4
Понятие и предмет……………………………………………………..4
Определение понятий………………………………………………….7
Логическая структура и основные характеристики понятия………..9
4.1. Содержание понятия………………………………………………9
4.2. Объем понятия……………………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………… 12
Реальные – являются определениями самого предмета. Отраженного соответствующим понятием («Электролиты – это вещества и растворы, которые проводят электрический ток»).
Номинальные – раскрывают термин, который обозначает понятие, или вводят знаки, заменяющие понятие («Осью конуса называется прямая, соединяющая вершину конуса и центр основания»). С помощью номинальных определений вводятся новые термины, понятия, знаки.
Деление определений на реальные и номинальные относительно. Реальное определение может принять номинальную форму, а номинальное стать реальным.
По
характеру определяющего
Определения через ближайший род и видовое отличие. Будучи наиболее распространенным, имеет множество разновидностей. Основными среди низ выступают следующие:
1.
Генетическое определение – в
нем раскрывается
2.
Сущностное определение – в
нем раскрывается сущность
3. Функциональное определение – в нем раскрывается назначение предмета, его роль и функции.
4.
Структурное определение – в
нем раскрываются элементы
Применительно к универсальным понятиям выработан другой вид определения – относительное (или определение через противоположность), например: «Свобода есть познанная необходимость».
В зависимости от того как раскрывается характер того или иного понятия, определения делятся на явные и неявные.
Явные – это такие определения, в которых между определяемым и определяющим устанавливается некоторое отношение равенства.
Неявные
– это такие определения. В
которых на место определяющего
понятия подставляется
4. Всякое понятие имеет содержание и объем.
Содержанием понятия – называется совокупность существенных признаков одноэлементного класса или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Содержание понятия схематически можно выразить так: А (BCD…), где А – всякое понятие вообще, а BCD… - мыслимые в нем признаки предметов.
Следует
учитывать. Что различие между понятием
и его структурным элементом-
Объем понятия – это класс обобщаемых в понятии предметов. Предметы, входящие в объем понятия, называются в логике классом, или множеством. Класс состоит из подклассов. Например, класс явлений, охватываемых понятием «право», включает в себя такие подклассы, как: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, трудовое, гражданское право и т. п. Отдельный предмет, принадлежащий к классу предметов, называется элементом: римское право, украинское право… Классы длятся на конечные и бесконечные. Множество А называется подмножеством множества В, если каждый элемент А является элементом В.
Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий: чем меньше информации о предметах, заключенной в понятии. Тем шире класс предметов и неопределеннее его состав и наоборот. Иными словами: чем шире объем понятия, тем уже его содержание.
Понятия делятся на виды по объему и содержанию.
По объему на:
1.
Единичные – понятия,
2. Общие (универсальные) – включает всю совокупность предметов исследуемой области (класс планет Солнечной системы, городов мира и др.).
3.
Пустые (нулевые) – не содержат
ни одного предмета (кентавр, мировой
разум. Вечный двигатель и др.)
По содержанию на:
1.
конкретные – понятия, в
2. Абстрактные – это понятия, в которых мыслятся свойства предметов или отношения между предметами, не существующие самостоятельно, без этих предметов: «белизна», «честность», «долговечность» и т.п.
3.
Соотносительные – такие
4.
Безотносительные – предмет
5. Положительные – характеризуют в предмете наличие того или иного качества или отношения: «грамотный человек», «алчность» и т. п.
6.
Отрицательные – означают, что
указанное качество
7.
Собирательные – такие понятия,
8.Несобирательные
– данные понятия можно
Заключение
На мой взгляд, выбрав данную тему, я не ошиблась. В реферате я исследовала взаимосвязь содержания и объема понятия. Я открыла для себя сущность закона обратного отношения между объемами и содержаниями понятий: чем меньше информации о предметах, заключенной в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав и наоборот.
В своей работе я постаралась раскрыть вопрос, касающийся определения понятий. Именно с помощью определения понятий мы в явной форме раскрываем содержание понятия и тем самым отличаем круг определяемых предметов от других предметов.
Для
себя я сделала вывод, что искусство
оперирования понятиями не дано человеку
от рождения. Оно формируется и
развивается лишь в практике мышления.
Значение логики состоит здесь в
том, что она помогает превратить
этот процесс из стихийного в сознательный.
А следовательно, сделать его более кратким,
интенсивным и плодотворным.
Список
используемой литературы
Информация о работе Содержание и объем понятий. Определение понятий