Содержание и объем понятий. Определение понятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 13:39, реферат

Описание

Целью моего реферата является раскрытие содержания и объема понятия, а также определения понятий. Я планирую исследовать данную тему в полном объеме, то есть выяснить, что собой представляет содержание и объем понятия вообще, как они связаны друг с другом. Особое внимание будет уделено определению понятия.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3
Что такое понятие?.................................................................................4
Понятие и предмет……………………………………………………..4
Определение понятий………………………………………………….7
Логическая структура и основные характеристики понятия………..9
4.1. Содержание понятия………………………………………………9
4.2. Объем понятия……………………………………………………10
Заключение…………………………………………………………………… 12

Работа состоит из  1 файл

Логика.doc

— 71.50 Кб (Скачать документ)

       Реальные  – являются определениями самого предмета. Отраженного соответствующим  понятием («Электролиты – это вещества и растворы, которые проводят электрический ток»).

       Номинальные – раскрывают термин, который обозначает понятие, или вводят знаки, заменяющие понятие («Осью конуса называется прямая,  соединяющая вершину конуса и центр основания»). С помощью номинальных определений вводятся новые термины, понятия, знаки.

       Деление определений на реальные и номинальные  относительно. Реальное определение может принять номинальную форму, а номинальное стать реальным.

       По  характеру определяющего выделяются определения через ближайший  род и видовое отличие, а также  соотносительные определения.

       Определения через ближайший род и видовое  отличие. Будучи наиболее распространенным, имеет множество разновидностей. Основными среди низ выступают следующие:

       1. Генетическое определение – в  нем раскрывается происхождение  предмета.

       2. Сущностное определение – в  нем раскрывается сущность предмета, его природа или качество.

       3. Функциональное определение –  в нем раскрывается назначение  предмета, его роль и функции.

       4. Структурное определение – в  нем раскрываются элементы системы,  виды какого-либо рода или части  целого.

       Применительно к универсальным понятиям выработан  другой вид определения – относительное (или определение через противоположность), например: «Свобода есть познанная необходимость».

       В зависимости от того как раскрывается характер того или иного понятия, определения делятся на явные  и неявные.

       Явные – это такие определения, в которых между определяемым и определяющим устанавливается некоторое отношение равенства.

       Неявные – это такие определения. В  которых на место определяющего  понятия подставляется контекст, набор аксиом, описание, сравнение.

       4.  Всякое понятие имеет содержание и объем.

       Содержанием понятия – называется совокупность существенных признаков одноэлементного  класса или класса однородных предметов, отраженных в этом понятии. Содержание понятия схематически можно выразить так: А (BCD…), где А – всякое понятие вообще, а BCD… - мыслимые в нем признаки предметов.

       Следует учитывать. Что различие между понятием и его структурным элементом-признаком, относительно: то, что по отношению  к одному понятию выступает как  признак, в другом случае есть самостоятельное понятие, имеющее свои признаки.

       Объем понятия – это класс обобщаемых в понятии предметов. Предметы, входящие в объем понятия, называются в  логике классом, или множеством. Класс состоит из подклассов. Например, класс явлений, охватываемых понятием «право», включает в себя такие подклассы, как: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, трудовое, гражданское право и т. п. Отдельный предмет, принадлежащий к классу предметов, называется элементом: римское право, украинское право… Классы длятся на конечные и бесконечные. Множество А называется подмножеством множества В, если каждый элемент А является элементом В.

       Закон обратного отношения между объемами и содержаниями понятий: чем меньше информации о предметах, заключенной в понятии. Тем шире класс предметов и неопределеннее его состав и наоборот. Иными словами: чем шире объем понятия, тем уже его содержание.

       Понятия делятся на виды по объему и содержанию.

       По  объему на:

       1. Единичные – понятия, представляющие  собой, одноэлементный класс (планета  Земля, столица Украины и др.).

       2. Общие (универсальные) – включает всю совокупность предметов исследуемой области (класс планет Солнечной системы, городов мира и др.).

       3. Пустые (нулевые) – не содержат  ни одного предмета (кентавр, мировой  разум. Вечный двигатель и др.).

       По содержанию на:

       1. конкретные – понятия, в которых  находят свое отражение сами  предметы и явления, обладающие  относительной самостоятельностью  существования (материальные и  идеальные): «дом», «романс» и  др.

       2. Абстрактные – это понятия,  в которых мыслятся свойства предметов или отношения между предметами, не существующие самостоятельно, без этих предметов: «белизна», «честность», «долговечность» и т.п.

       3. Соотносительные – такие понятия,  в которых мыслятся предметы, существование одного из которых  предполагает существование другого: «родители» - «дети», «ученик» - «учитель» и др.

       4. Безотносительные – предмет мыслится  существующим в достаточной мере  самостоятельно: «человек», «деревня»  и пр.

       5. Положительные – характеризуют  в предмете наличие того или  иного качества или отношения: «грамотный человек», «алчность» и т. п.

       6. Отрицательные – означают, что  указанное качество отсутствует:  «бескорыстная помощь», «неграмотный»  и т. п.

       7. Собирательные – такие понятия,  в которых группа однородных  предметов мыслится как единое целое: «полк», «созвездие» и пр.

       8.Несобирательные  – данные понятия можно отнести  к каждому отдельному предмету  данного класса, мыслимого в понятии:  «река», «ручка» и т. д.

         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Заключение 

       На  мой взгляд, выбрав данную тему, я  не ошиблась. В реферате я исследовала взаимосвязь содержания и объема понятия.  Я открыла для себя сущность закона обратного отношения между объемами и содержаниями понятий: чем меньше информации о предметах, заключенной в понятии, тем шире класс предметов и неопределеннее его состав и наоборот.

       В своей работе я постаралась раскрыть вопрос, касающийся определения понятий. Именно с помощью определения  понятий мы в явной форме раскрываем содержание понятия и тем самым  отличаем круг определяемых предметов  от других предметов.

       Для себя я сделала вывод, что искусство  оперирования понятиями не дано человеку от рождения. Оно формируется и  развивается лишь в практике мышления. Значение логики состоит здесь в  том, что она помогает превратить этот процесс из стихийного в сознательный. А следовательно, сделать его более кратким, интенсивным и плодотворным.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Список  используемой литературы  

 
    1. Билецкий И.П., КузьО.Н., Черненко В.А. Логика: Учебное пособие для студентов вузов. – К., 2007, с. 62 – 70.
    2. Е.А.Иванов. Логика. – М.: Издательство БЕК, 1996 г. – с. 45 – 53. 
         3.   А.А. Ерышев, Н.П. Лукашевич, Е.Ф. Сластенко. Логика. – К.:МАУП, 2003 г.- с 60 – 63.

Информация о работе Содержание и объем понятий. Определение понятий