Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2011 в 18:10, лекция
Цель лекции:
· выяснить, что такое умозаключение;
· познакомиться с видами умозаключений;
· узнать способы преобразования суждений и что такое непосредственные умозаключения;
· выяснить, что такое простой категорический силлогизм.
1. Умозаключение как форма мышления.
2. Непосредственные умозаключения.
3. Простой категорический силлогизм.
Вступление
Еще более сложной формой мышления, чем суждение, является умозаключение. Оно содержит в своем составе суждения (а, следовательно, и понятия), но не сводится к ним, предполагает еще их определенную связь. Благодаря этому образуется качественно особая форма с ее специфическими функциями в мышлении.
Формально-логический анализ этой формы означает ответ на следующие основные вопросы: в чем сущность умозаключения и какова их роль и структура; что представляют собой их основные типы; в каких взаимоотношениях между собой они находятся; наконец, какие логические операции с ними возможны.
Значение подобного анализа определяется тем, что именно в умозаключениях (и основанных на них доказательствах) сокрыта “тайна” принудительной силы речей, которая поражала людей еще в древности и с постижения которой началась логика как наука. Именно умозаключения обеспечивают то, что мы называем в настоящее время силой логики. Вот почему нередко логику именуют наукой о выводном знании. И в этом есть значительная доля истины. Ведь весь предшествующий анализ понятий и суждений, хотя и важный сам по себе, в полной мере раскрывает все свое значение лишь в связи с их логическими функциями по отношению к умозаключениям (а значит, и доказательствам).
Теория
умозаключений – наиболее тщательно
и глубоко разработанная часть
логики. Когда на экзамене по логике
одной из отвечающих был задан
вопрос: “Что больше всего Вам понравилось
в логике?”, она ответила: “Умозаключение.
Это очень красивая теория. Здесь
одно вытекает из другого”. И она
права. Добавим от себя, что это
еще очень практичная теория, дающая
нам в руки могущественное орудие
познания и общения.
Цель лекции:
· выяснить, что такое умозаключение;
· познакомиться с видами умозаключений;
· узнать способы преобразования суждений и что такое непосредственные умозаключения;
· выяснить, что такое
простой категорический силлогизм.
План лекции:
1. Умозаключение как форма мышления.
2. Непосредственные умозаключения.
3. Простой
категорический силлогизм.
Основная литература:
1. Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М., 1995. С.120 - 141.
2. Иванов
Е.А. Логика. М., 1996. С. 173 - 198.
Тексты и источники:
1. Гетманова А.Д. Логика. М., 1986. С. 125-198.
2. Ивлев Ю.В. Логика. М., 1994. С. 71-142.
3. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 1994. С. 116-168.
4. Челпанов Г.И. Учебник логики. М., 1994. С. 87-155.
5. Брюшинкин В.Н. Практический курс логики для гуманитариев. М., 1994. С. 202-246.
6. Войшвилло
Е.К., Дегтярев М.Г. Логика как
часть теории познания и
Основные понятия:
Опосредованные
(выводные знания). Умозаключение. Посылка.
Заключение. Вывод. Дедуктивные, индуктивные
и умозаключения по аналогии. Непосредственные
умозаключения. Преобразование суждений
(превращение, обращение, противопоставление
предикату, умозаключение по логическому
квадрату). Простой категорический
силлогизм. Термины силлогизма. Правила
терминов. Правила посылок. Фигуры и
модусы категорического силлогизма.
1. Общая характеристика
умозаключения
В процессе познания действительности мы приобретаем новые знания. Чтобы уяснить происхождение и сущность умозаключения, необходимо сопоставить два рода знаний, которыми мы располагаем и пользуемся в процессе своей жизнедеятельности, – непосредственные и опосредованные. Непосредственные знания – это те, которые получены нами с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния и т.д.
Таковы, например, знания, выраженные суждениями типа “Дерево зеленое”, “Снег бел”, “Птица поет”, “Сосновый лес пахнет смолой”. Они составляют значительную часть всех наших знаний и служат их базой.
Однако далеко не обо всем на свете мы можем судить непосредственно. Например, никто никогда не наблюдал, что в район Москвы некогда бушевало море. А знание об этом есть. Каким образом? Оно получено из других знаний. Дело в том, что в Подмосковье обнаружены большие залежи белого камня, из которого и строилась белокаменная Русь. Он образовался из скелетов бесчисленных мелких морских организмов, которые могли накапливаться лишь на дне моря. Так был сделан вывод о том, что примерно 250 – 300 млн. лет назад Русскую равнину, на которой расположена и Московская область, заливало море. Подобные знания, которые получены не прямо, непосредственно, а опосредованно, путем выведения из других знаний, называются опосредованными (или выводными). Логической формой их приобретения и служит умозаключение. В самом общем виде под ним подразумевается форма мышления, посредством которой из известного знания выводится новое знание.
Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.
Существование
такой формы в нашем мышлении,
как понятия и суждения, обусловлено
самой объективной
Например: “Все космонавты – мужественные люди”. Это означает: “Некоторые мужественные люди – космонавты”. Или более сложный случай взаимосвязи предметов мысли: если один класс предметов (А) входит в другой (В), а этот, в свою очередь, входит в третий (С), то отсюда следует, что первый (А) входит в третий (С).
Пример: “Если А. Леонов – космонавт, а все космонавты - мужественные люди, то А. Леонов – мужественный человек”.
Такова
объективная возможность
Умозаключения весьма распространенная форма, используемая в научном и повседневном мышлении. Этим определяется их роль в познании и практике общения людей. Значение умозаключений состоит в том, что они не только связывают наши знания в более или менее сложные, относительно законченные комплексы – мыслительные конструкции, но и обогащают, усиливают эти знания.
Вместе с понятиями
и суждениями умозаключения преодолевают
ограниченность чувственного познания.
Они оказываются незаменимыми там,
где органы чувств бессильны: в постижении
причин и условий возникновения
какого-либо предмета или явления, его
сущности и форм существования, закономерностей
развития и т. д. Они участвуют
в образовании понятий и
Умозаключения
используются как способ познания прошлого,
которое непосредственно
Умозаключения тем более важны для понимания будущего, которое наблюдать еще нельзя. В общественной жизни предвидения, прогнозы, цели человеческой деятельности тоже невозможны без определенных выводов – о тенденциях развития, действовавших в прошлом и действующих в настоящее время, прокладывающих путь в будущее.
На каждом шагу умозаключения производятся в повседневной жизни. Так, выглянув утром в окно и заметив мокрые крыши домов, мы делаем вывод о прошедшем ночью дожде, увидев, что день солнечный, мы заключаем, что сосновый лес теперь пахнет смолой. Наблюдая вечером багрово-красный закат, мы предполагаем на завтра ветреную погоду.
Выше говорилось,
какую роль играют умозаключения
в образовании понятий и
Аналогично обстоит дело и с понятиями – терминами умозаключения: одно и то же понятие может выступать то в роли субъекта, то в роли предиката посылки или заключения, то в роли посредствующего звена между ними. Так осуществляется бесконечный процесс познания.
Любое умозаключение состоит из посылок, заключения и вывода. Посылками умозаключения называются исходные суждения, из которых выводится новое суждение. Заключением называется новое суждение, полученное логическим путем из посылок. Логический переход от посылок к заключению называется выводом.
Например:
“Судья не может участвовать в
рассмотрении дела, если он является потерпевшим
(1). Судья Н. – потерпевший (2). Значит,
он не может участвовать в
В этом умозаключении 1-е и 2-е суждения являются посылками, 3-е суждение – заключением.
Как и любая другая форма мышления, умозаключение, так или иначе, воплощается в языке. Если понятие выражается отдельным словом (или словосочетанием), а суждение – отдельным предложением (или сочетанием предложений), то умозаключение всегда есть связь нескольких (двух или более) предложений, хотя не всякая связь двух или более предложений – непременно умозаключение (вспомним сложные суждения).
В русском языке эта связь выражается словами “следовательно”, “значит”, “таким образом” и другими, либо словами “потому что”, “так как”, “ибо” и т.п. Употребление тех или иных языковых средств не произвольно, а определяется порядком расположения посылок и заключения. Дело в том, что в живой речи, в отличие от учебника логики, этот порядок тоже является относительным. Умозаключение может завершаться заключением (выводом), но может и начинаться с него; наконец, вывод может находиться в середине умозаключения – между его посылками. И это естественно: ведь новизна заключения не психологическая, а логическая. Она не носит характера какой-то “приятной неожиданности” или счастливой случайности”, когда из произвольного сочетания, каких-то суждений вдруг что-то получилось. И она, конечно, не заложена изначально ни в одном из элементов исходного знания в отдельности, но потенциально, скрыто содержит во всей структуре этого знания в целом и проявляется лишь во взаимодействии ее элементов. Это можно сравнить с тем, как огонь не заключен ни в спичке, ни в коробке, взятых порознь, а вспыхивает лишь от трения одной о другую. Как здесь чтобы получить новое явление, требуется определенное действие, так и в мышлении, чтобы получить новое знание, требуется определенное умственное усилие: это и достигается посредством умозаключения.
Общее правило языкового выражения умозаключения таково: если заключение стоит после посылок, то перед ним ставятся слова “следовательно”, “значит”, “поэтому”, “итак”, “отсюда следует” и т.п. Если же заключение стоит перед посылками, то после него ставятся слова “потому что”, “так как”, “ибо”, “оттого что” и др. Если же, наконец, оно располагается между посылками, то и перед ним, и после него употребляются соответствующие слова одновременно.
Информация о работе Умозаключение как третья форма мышления. Виды умозаключения