Курсовой проект по дисциплине «Базы данных и управление ими»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Августа 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание

Основой для учета, контроля и планирования служат всевозможные картотеки, регистрационные журналы, списки и т.д.

Содержание

Введение

1 Разработка структуры БД

1.1 Анализ информационных потоков

1.2 Описание структуры базы данных

2 РАЗРАБОТА ПРИЛОЖЕНИЙ БД

2.1 Описание информационных задач

2.2 Описание программы

2.2.1 Функциональное назначение

2.2.2 Описание логики

3 Руководство пользователя

3.1 Назначение и условия применения

3.2 Подготовка к работе

3.3 Аварийные ситуации

Заключение

Литература

Приложение

Приложение А. Терминология

Приложение Б. Выходные документы

Приложение В. ER-диаграмма, Схема данных

ПРИЛОЖЕНИЕ Г, Таблицы

Приложение Д. Формы

Работа состоит из  1 файл

Пояснительная записка.doc

— 910.00 Кб (Скачать документ)

Операционная система Microsoft Windows 95 и старше.

Используемая СУБД Microsoft Access 2000 и старше.

Дополнительная подготовка пользователя не требуется, достаточно общих навыков работы с приложениями, выполняющимися в среде ОС Windows.

 

3.2 Подготовка к работе

Модуль «АРМ сотрудника по учету травматизма на производственном предприятии» физически располагается в одном файле и может располагаться на любом доступном для записи носителе информации (обычно на жестком диске ПК).

Для работы необходимо, чтобы на ПК были установлены ОС Windows XP, MS Office версии 2000 и выше.

Описание операций

После запуска программы на экране появляется Главная форма, откуда доступно управление функциями системы. В форме доступны 3 вкладки: Ввод данных; Выборка данных, расчеты; Документы.

Все формы приведены в приложении Е.

Для выхода из приложения есть специальная кнопка Выход.

В первую очередь необходимо занести данные в справочники: таблицы Сотрудник, Классификатор видов НС, Классификатор причин НС. Это делается из вкладки Ввод данных.

После этого заносят данные несчастном случае.

После заполнения вышеперечисленных форм можно заполнять форму Акт – Лист нетрудоспособности.

Выполнение запросов к БД выполняется из главной формы, вкладка Выборка данных, расчеты.

Работа с запросами отражена на рисунках в приложении Е.

 

3.3 Аварийные ситуации

При работе с БД могут возникнуть различные аварийные ситуации:

1. Ошибки при вводе данных.

Причиной может быть несоответствие типов вводимых данных (символ, буква в место числа) или длина поля меньше вводимого числа.

2. Компьютер отключился.

Причиной может быть поломка или отключение света.

3. Сбой программы.

Неправильное выполнение работы в процессе выполнения программы (неправильный ввод, некорректное обращение к программе).

4. При работе с БД в локальной сети могут возникнуть проблемы – конфликт записи при редактировании одних и тех же данных.

Возможные причины – два пользователя одновременно пытаются измерять или удалять одни и те же данные.

Таким образом, при работе могут возникнуть непредвиденные ситуации. Рекомендуется делать резервные копии БД, для исключения случая их случайного удаления или потери некоторых данных.

Если невозможно определить неполадку и самим устранить аварийную ситуацию, то пользователю необходимо обратиться к специалисту, разрабатывающему программу.

Так как БД предназначена не для высокого квалифицированного специалиста в области программирования БД, то данное программное приложение необходимо защитить. Под защитой понимается закрытие доступа пользователей конструкторной сущности БД, то есть при такой защите пользователь может работать с такой БД, которую программировал разработчик и не может ее изменять.

Защита в данной БД сделана с помощью встроенной в MS Access функции: Сервис – Параметры запуска.

В случае если доступ разрешен только для одного пользователя, то можно использовать пароль. Пароль устанавливается как: Сервис – Защита – Задать пароль БД.

Также можно ограничить доступ пользователя для ввода, изменение и удаление данных для отдельного поля данных. Данные операции производятся с помощью блокировки в меню свойств поля на форме.


Заключение

 

Выполненная работа курсовому проектированию позволяет сделать следующие выводы:

-        чтобы сделать любую базу данных Microsoft Access, необходимо изучить предметную область и составить таблицы, в которых будут отображаться объекты предметной области;

-        после составления таблиц необходимо установить связи;

-        на основании готовой структуры БД составляются запросы, формы, отчеты.

В ходе выполнения курсовой работы получен навык, позволяющий автоматизировать с помощью создания БД работу организации.      


Литература

1. Алексей Гончаров. Microsoft Access 97 в примерах. Издательство ” “Питер Паблишинг”, 1997

2. Ю.Бекаревич, Н.Пушкина. MS Access 2000 за 30 занятий. Издательство “БХВ – Санкт- Петербург”, 2000

3. Информатика. Базовый курс / Под ред. С.В. Симоновича. – СПб.: Питер, 2001.

4. Леонтьев Ю. Microsoft Office 2000: Краткий курс. – СПб.: Питер, 2001.

5. Н.А. Шигина. Разработка базы данных в среде СУБД Microsoft ACCESS. Методическая разработка. – Пенза 2002.

6.      Базы данных: Учебник для вузов / Под ред. Проф. А.Д.Хомоненко. Изд. 2-е. – МПб.: КОРОНА принт, 2002. – 672с.

7.      ГОСТ 19.103-77 ЕСПД. Обозначение программ и программных документов.

8.      ГОСТ 19.402-78 ЕСПД. Описание программы.

9.      ГОСТ 19.505-79 ЕСПД.  Руководство оператора. Требования к содержанию и оформлению.

10. Карпова Т.С. Базы данных: модели, разработка, реализация. – СПб.: Питер, 2001 – 304с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Приложение А. Терминология

 

СУБД – система управления базами данных. Это название целого класса программных продуктов, ориентированных на работу с базами данных. Англоязычная версия этой аббревиатуры – DBMS (database management system).

База данных (БД) – в Access это файл, который служит для хранения данных, объектов и настроек СУБД. Обычно БД создается для одной конкретной прикладной задачи.

Таблица – основной объект базы данных, хранилище информации. Состоит из полей (столбцов) и записей (строк).

Запрос (на выборку) – средство отбора данных из одной или нескольких таблиц при помощи определенного пользователем условия. Запросы позволяют создавать виртуальные таблицы, которые состоят из вычисляемых полей или полей, взятых из других таблиц. В Access существует несколько типов запросов.

Форма – средство отображения данных на экране и управления ими.

Отчет – средство отображения данных при выводе на печать.

Запись – аналог строки в таблице. Запись является стандартным блоком  для хранения данных в таблице, выборке данных в запросе, форме, выводимой на экран, и т.д.

Поле – столбец в таблице. В Access полю придается ряд свойств, которые определяют возможности базы данных. Еще используют термин «поле ввода» для указания строки  элемента управления, в которую пользователь может ввести данные.

Ключевое поле –  поле, значения которого служат для однозначного определения записи в таблице.

Ключ –  одно или несколько ключевых полей, позволяющих идентифицировать записи таблицы или организовать связи между таблицами. Если вы вспомните, как выглядит эмблема Access, то поймете: ключ – очень важная составная часть этой СУБД.

Счетчик- поле, содержащее номера записей в таблице.

Индекс –  средство автоматической сортировки записей в таблице по значению индексируемого поля. Существуют два вида индексов: допускающие не допускающие повторение значения поля.

Область выделения записи – прямоугольная зона слева от строки, которая позволяет выделить строку целиком.

Область выделения поля –  зона заголовка поля. Щелчок в этом месте позволяет выделить поле целиком.

Полоса прокрутки – объект с двумя кнопками и бегунком, позволяющий сдвигать  данные в окне или списке.

Вкладка – объект, позволяющий увеличить информационную емкость окна диалога, используемого для ввода параметров. Внешне она похожа на карточку из обычной картотеки и снабжена именем. Вкладки расположены в окне диалога таким образом, что видна только одна из них. Щелчок на имени  вкладки позволяет сделать ее доступной для просмотра и редактирования. Параметры распределены по вкладкам тематически, в соответствии с их назначением.

Конструктор – режим определения свойств объектов базы данных (таблиц, запросов, форм, отчетов, макросов, модулей).  Конструктор имеет свое окно, в котором расположена таблица для задания свойств объекта – банк. Режим конструктора является альтернативой режиму просмотра данных.

Указатель (мыши) – подвижной значок, связанный с мышью. В процессе работы он принимает самые разные виды, что облегчает пользователю обращению с объектами и служит своего рода подсказкой.

Переключатель – элемент управления, который позволяет выбирать один и только один из нескольких вариантов установки параметров.

Флажок – элемент управления, который может находиться в одном из двух положений: установлен или сброшен.

Контекстное меню – меню, связанное с объектом. Оно раскрывается после щелчка правой кнопкой мыши на объекте и содержит команды, относящиеся только к данному объекту.

Мастер – программа, нацеленная на решение определенной узкой задачи. Мастера ведут диалог с пользователем, в процессе которого приложение получает необходимые для решения задачи сведения. Для удобства работа Мастера состоит из нескольких этапов или шагов. Пользователь, при необходимости, может вернуться к предыдущему шагу или пропустить ненужный. Включение в программу Мастеров – одно из средств модернизации программных продуктов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б. Выходные документы

 


3

 



 

 

 

 

 

3

 



 

 

 


Приложение В

ER-диаграмма

Схема данных

 


Приложение Г

Таблицы

Акт

№ акта:

Код сотрудника:

Код НС:

Медицинское заключение:

Последствия:

1

Ивлев П. К.

2

Сильные ушибы правого и левого коленных суставов, гематомы

нетрудоспособность

2

Рыкин В.С.

4

Перелом правой руки

нетрудоспособность

3

Ивлев П. К.

5

Повреждение мягких тканей и сосудов левой руки

нетрудоспособность

4

Леркин В.О.

6

Сильный ушиб правой ноги, травматический отек мягких тканей

нетрудоспособность

5

Ивлев П. К.

7

Ожог сетчатки

нетрудоспособность

 

Классификатор видов НС

Код вида НС:

Вид НС:

1

Падение пострадавшего с высоты

2

Падение, обрушение предметов, материалов и т.д.

3

Воздействие движущихся предметов

4

Поражение электрическим током

5

Воздействие экстремальных температур

6

Воздействие вредных веществ

7

Воздействие ионизирующих излучений

9

Физические (статические и динамические) перегрузки

10

Нервно-психологические нагрузки

11

Убийство

12

Повреждения при стихийных бедствиях

13

Прочие

Информация о работе Курсовой проект по дисциплине «Базы данных и управление ими»