Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:47, курсовая работа
Объектом данного исследования является навык интерпретирования информации.
Предметом исследования вступает графическая форма представления информации.
В связи с этим целью данной работы является анализ особенностей формирования навыка интерпретирования графиков, таблиц, диаграмм УМК М.З. Биболетовой «Enjoy English» для 6 класса.
Введение 3
Глава 1 Навык: понятие его роль в обучении 6
Сущность учебно-воспитательного процесса 6
Обучение иностранному языку 7
Навык 8
1.3.1 Особенности формирования 9
Выводы по первой главе 10
Глава 2 Интерпретация таблиц, графиков, диаграмм 11
Интерпретация 11
График, таблица, диаграмма 13
Выводы по второй главе 14
Глава 3 Анализ УМК «Enjoy English» (6 класс) 15
Особенности УМК 15
Анализ системы упражнений 16
Выводы по третьей главе 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23
студентки курса группы
Ивановой Анны Ивановны
_________________
(подпись)
Научный руководитель–
___________________________
(подпись)
Работа защищена «____» _______________ 2011 г.
с оценкой «______________»
Новокузнецк 2011
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1 Навык: понятие его роль в обучении 6
1.3.1 Особенности формирования 9
Выводы по первой главе 10
Глава 2 Интерпретация таблиц, графиков, диаграмм 11
Выводы по второй главе 14
Глава 3 Анализ УМК «Enjoy English» (6 класс) 15
Выводы по третьей главе 20
Заключение 22
Список использованной литературы 23
Введение
В современной философии и науке понятие «информация» всё чаще рассматривается как базовое, наряду с «веществом» и «энергией». «Развитие информационной инфраструктуры дает, обладающим ею государствам и регионам, организациям и физическим лицам громадные преимущества: возможность сжатой во времени переработки больших массивов информации, практически мгновенной коммуникативной связи в пределах земного шара, проектирования сложных систем и управления ими и др.» [11]. В свою очередь, это порождает разнообразные формы представления информации и необходимость их осмысления и преобразования одной в другую. Современный человек должен уметь быстро и качественно решать данную задачу. В содержании обучения всё более возрастает удельный вес теоретических знаний. Поскольку их усвоение предполагает умение выделять существенные связи и отношения, которые не выступают на поверхности, встаёт задача, особенно на начальных этапах обучения, — «овеществить», воплотить знания в форме чувственно-наглядных образов. Для этих целей могут быть использованы вещественные объекты (палочки, кубики, муляжи и т. п.), графическое изображения (схемы, таблицы, чертежи, карты, диаграммы и т. п.), знаковые средства (логические, математические символы, формулы), моделирующие существенные особенности и отношения в математических, физических, лингвистических и других изучаемых объектах. Их использование необходимо для полноценной учебной деятельности. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком. Таким образом, необходимо включать формы работы с различными видами информации в школьные уроки.
Объектом данного исследования является навык интерпретирования информации.
Предметом исследования вступает графическая форма представления информации.
В связи с этим целью данной работы является анализ особенностей формирования навыка интерпретирования графиков, таблиц, диаграмм УМК М.З. Биболетовой «Enjoy English» для 6 класса.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
Методы исследования определяются целью и задачами исследования. Были использованы такие методы, как изучение и анализ трудов по педагогике и методике, обобщение теоретических данных по теме исследования, анализ учебно–методического источника, сравнительный анализ графического материала.
Теоретической базой исследования стали работы отечественных и зарубежных ученых по теории педагогики и психологии (Ю.К. Бабанского, В.Н. Загвязинского, П.И. Пидкасистого С.Л. Рубинштейна, И.Ф. Харламова и др.), методики преподавания иностранного (английского) языка (Н.Д. Гальскова, И.А. Грузинская, Г.В. Рогова, Е.Н. Соловова и др.), а так же авторская программа к курсу “Enjoy English ” для 2-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М. З. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой.
Практическая значимость работы определяется актуальностью исследования и заключается в востребованности проблематики, связанной с повсеместным проникновением различно организованной информации, в свете возрастающего в современном мире интереса к интеграции и информатизации общества. Материалы и выводы исследования могут найти применение в разработке рабочих программ по данному УМК, а также подбору оптимальных способов работы с данным материалом.
Структура работы определяется логикой исследования и поставленными задачами, она включает введение, три главы, заключение, список использованной литературы.
Глава 1 Навык: понятие и его роль в обучении
Понятие навыка встречается
нам сразу, как только мы начинаем
изучать воспитательно-
Одно из определений гласит, что воспитание, которое в широком смысле включает в себя обучение – это «целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями и навыками, развитию творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов и убеждений» [29]. Таким образом, навык является не просто одной из ключевых составляющих этого процесса, а его целью. Однако, о навыках говориться лишь в отношении образовательного процесса. То есть понятие навыка тесно связано с процессом получения и усвоения новых знаний.
Так как, «процесс обучения — это целенаправленное взаимодействие преподавателя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования учеников», необходимо определить позиции каждого из его участников. [2, С. 339]. Взаимодействие представляет собой двусторонний процесс. Со стороны преподавателя он предполагает обучающую деятельность и учебную деятельность, направленную на изучение /овладение предметом, со стороны обучаемого. Но мы не можем рассматривать этот процесс лишь как «передача-прием». Роль учителя в этом процессе не может сводиться лишь к выдаче знаний. П.И. Пидкасистый отмечает, что обучение по сути есть общение между учителем и учеником, в момент которого происходит «передача социально-исторического опыта и овладения им». Преподаватель управляет процессом, создает необходимые условия, стимулирует активность учащихся, направляет их к цели и корректирует, если это необходимо, их продвижение.
Однако, не всякая передача знаний, обязательно завершится должным усвоением. Как было уже нами отмечено это взаимный процесс, который может быть реализован только в результате собственной активности учащихся.
Поскольку мы рассматриваем формирование навыка на уроках английского языка, считаем необходимым осветить те особенности, которые накладывает на процесс обучения данный предмет.
Данный предмет относится к особой группе, задача которой заключается в формировании системы коммуникации, освоении средств языкового общения. Таким образом, важными признаются не сами по себе языковые знания, а те приобретенные умения и навыки, которые обеспечивают получение новой информации, т.е. новых знаний по другим областям или сведений, ценных в эстетическом отношении. Язык выступает средством общения между людьми, следовательно, целью обучения иностранному языку можно считать «формирование способности к межкультурному общению и с учетом принципов реализации его (обучения) личностно-образующей функции» [5].
Как уже говорилось выше, процесс обучения — это процесс двусторонний, включающий в себя в их единстве обучающую деятельность учителя/преподавателя иностранного языка и учебную деятельность (изучение языка) обучаемого, направленную на изучение языка/овладение языком.
Вслед за Н.Д. Гальсковой мы отмечаем, что «для процесса овладения языком характерно неосознанное, интуитивное усвоение языка, осуществляемое в ходе социализации личности ребенка. В отличие от этого процесса изучение языка есть процесс осознанный, предполагающий прежде всего эксплицитно выраженное использование и усвоение правил, языковых элементов.» [5]. Как видно из данного утверждения процесс изучения предполагает активную роль учащегося, о чем нами было уже упомянуто выше. Обучение языку имеет конечной целью овладение этим языком, то есть ученик должен овладеть «речевыми умениями и навыками на определенном уровне, сколь угодно высоком».
В отечественной школе применяется модель обучения иностранному языку в группах, где иностранный язык не используется в качестве языка общения во внеучебной деятельности, под руководством учителя – не носителя языка в отрыве от страны изучаемого языка. Все эти закономерности необходимо учитывать для создания благоприятных условий по овладению иностранным языком. Важно создать условия для формирования умения сравнивать социокультурный опыт народа, говорящего на изучаемом языке, с собственным опытом.
Таким образом, говоря о новых аспектах общеобразовательной ценности иностранного языка как учебного предмета, мы должны иметь в виду, что их реализация связана, прежде всего, с развитием у учащихся способности понимать (на том или ином уровне) цели и мотивы представителей иной культуры и адекватно реагировать на проявления специфики их речевого и неречевого поведения, обусловленной культурными традициями и принятыми в ином социуме ценностными ориентациями.
Однако необходимо теперь разобраться, где в этой системе находится понятие навыка и что он из себя представляет. Любая деятельность человека всегда осуществляется сознательно. Но отдельные операции, входящие в ее состав, в результате тренировки перестают нуждаться в сознательном контроле. Сознание в этом случае направлено лишь на общее руководство деятельностью. При возникновении каких-либо затруднений в осуществлении операций сознание снова начинает контролировать их.
В психологии навык определяют
как автоматизированные компоненты
сознательно выполняемой
В зависимости от того, какие стороны действия частично автоматизируются, выделяются различные виды навыков. К сенсорным навыкам относится различение формы букв при чтении, фонем при слушании речи и т. п. В результате автоматизации мышечных действий возникают двигательные (моторные) навыки: печатание вслепую на пишущей машинке, игра на пианино, не глядя на клавиши, и т. п. Применительно к умственной деятельности выделяют интеллектуальные навыки (например, навык счёта, чтения показаний приборов и т. п.).
Долгое время в педагогике господствовало мнение, что первым элементом являются знания, которые затем трансформируются в результате выполнения упражнений сначала в умения и, наконец, в навыки. Последние исследования показали, что знания и навыки формируются параллельно и взаимосвязано в процессе выполнения действий. Таким образом, «в реальном образовательном процессе развитие языковых навыков и речевых умений идет одновременно: постоянно формируются и совершенствуются речевые умения и развиваются новые и новые навыки, которые тут же включаются в речевую практику» [15].
Общий закон выработки навыка заключается в том, что, столкнувшись с новой задачей, человек сначала пытается использовать такие приёмы деятельности, которыми он уже владеет. При этом он руководствуется задачей, перенося в процесс её выполнения приёмы, которые в его опыте применялись для решения аналогичных задач.
Навык рассматривается нами как составной элемент умения, как автоматизированное действие, доведенное до высокой степени совершенства [29]. Показателями его владения обычно являются конкретные действия и их комплексы, выполняемые относительно конкретно поставленных задач. Это же определение справедливо и для умений, но поскольку навык предполагает автоматизацию действия, оценивается обычно ещё и время его выполнения. Кроме того, о степени освоения каждого конкретного навыка может свидетельствовать отсутствие поэлементной сознательной регуляции и контроля.
В методической литературе упоминают два главных пути обучения навыкам [16]. Если за основу принимают выработку сенсорных дифференцировок, то главное — учить ориентирам действия и автоматизировать их восприятие. Так, при обучении чтению надо выделять элементы, которыми каждая буква отличается от других, особенно сходных. Основными должны быть упражнения на различение, например, называние чередующихся букв и т. п. Если в основе упражнений выработка моторных дифференцировок, то главное — тщательная проработка всех элементов действия, т.е. при этом учат действию и добиваются автоматизирования его исполнения. В этом случае обучение должно быть организовано по-другому: предлагается не вводить и сопоставлять сразу несколько букв (слов, формул, задач, чисел), а вводить за один раз только один такой элемент, тщательно связывать его с правильной реакцией (многократно называть) и после полного заучивания переходить к следующему.