Анализ УМК «Enjoy English» (6 класс)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 12:47, курсовая работа

Описание

Объектом данного исследования является навык интерпретирования информации.
Предметом исследования вступает графическая форма представления информации.
В связи с этим целью данной работы является анализ особенностей формирования навыка интерпретирования графиков, таблиц, диаграмм УМК М.З. Биболетовой «Enjoy English» для 6 класса.

Содержание

Введение 3

Глава 1 Навык: понятие его роль в обучении 6
Сущность учебно-воспитательного процесса 6
Обучение иностранному языку 7
Навык 8
1.3.1 Особенности формирования 9
Выводы по первой главе 10

Глава 2 Интерпретация таблиц, графиков, диаграмм 11
Интерпретация 11
График, таблица, диаграмма 13
Выводы по второй главе 14

Глава 3 Анализ УМК «Enjoy English» (6 класс) 15
Особенности УМК 15
Анализ системы упражнений 16
Выводы по третьей главе 20


Заключение 22

Список использованной литературы 23

Работа состоит из  1 файл

Формирование навыков интерпретирования графиков.docx

— 68.17 Кб (Скачать документ)

Выводы по первой главе

Таким образом, мы можем говорить о том, что обучение предполагает постоянный контакт учителя с  учеником, а также его осуществление между учащимися. Активная роль каждого из участников процесса обучения обеспечивает достаточные условия для достижения образовательных целей и решения задач предмета английский язык. Эти взаимодействия могут стать основой для формирования интересующих нас навыков.

Глава 2 Интерпретирование таблиц, графиков, диаграмм

    1. Интерпретирование

Для понимания основных составляющих нашей работы, обратимся к их определениям.

Интерпретация – это истолкование, разъяснение смысла, значения чего-либо; изложение смысла, решения в иной форме, иными словами, не изменяющими его сущность [11].

Часто, говоря об интерпретации, имеют в виду построение моделей для абстрактных систем логики и математики. Этот факт представляется наиболее значимым для нашей работы, так как графики, таблицы и диаграммы пришли в предмет иностранный язык из области точных наук. Обеспечивая принцип наглядности в обучении, они выражают степень доступности и понятности представляемых образов для познающего субъекта.

При непосредственном воздействии некоторого объекта на органы чувств человека в его сознании возникает образ восприятия данного объекта. Создание такого образа — это решение человеком познавательной задачи, в котором наряду с ощущением участвуют память и мышление. Наглядность образа восприятия зависит от того, насколько он привычен и понятен человеку, иначе образ восприятия представляется лишь как нагромождение деталей. Наглядный образ возникает не сам по себе, а в результате активной познавательной деятельности человека.

Образы представления существенно отличаются от образов восприятия. По содержанию они богаче образов восприятия, но у разных людей они различны по отчётливости, яркости, устойчивости, полноте. Степень наглядных образов представления может быть различной (в зависимости от индивидуальных особенностей человека, от уровня развития его познавательных способностей, от его знаний, а также от степени наглядности исходных образов восприятия).

Существуют также образы воображения — образы таких объектов, которые человек никогда непосредственно не воспринимал. Однако они составлены, сконструированы из знакомых и понятных ему элементов образов восприятия и представления. Роль таких образов чрезвычайно велика, благодаря им человек способен вначале представить себе продукт своего труда и лишь затем приступить к его созданию, представить различные варианты своих действий, с тем чтобы выбрать из них наиболее подходящие [25].

Наглядность как принцип обучения предполагает создание у обучаемых наглядных представлений в виде психического образа изучаемого объекта или действия с целью формирования у них знаний, умений и навыков. Учитель может использовать различные средства наглядности: реальные объекты (предметы, явления, процессы), их изображения (фотографии, рисунки, диапозитивы, кодопозитивы, магнитофонные записи, видеофильмы), с помощью которых можно сделать понятными для учащихся события, явления, процессы, не доступные непосредственному наблюдению; модели изучаемых объектов и явлений. Формы использования учителем речи для создания у учащихся наглядных образов могут быть различны. Важное значение имеет опора на жизненный опыт и знания учащихся, а также последующая работа над содержанием изложенного учебного материала (пересказ, составление схем, планов и пр.).

Нельзя не согласиться  с тем, что целесообразность использования тех или иных средств наглядности и технических средств обучения для создания у учащихся образов изучаемых объектов связана с выявлением роли пособия (ТСО) в решении учебных задач; деятельности, которую применение этих пособий вызовет у учащихся, а также соответствия этой деятельности тем действиям, которые необходимо выполнить учащемуся для решения учебной задачи. Если такого соответствия нет, то использование наглядности не только нецелесообразно, но и вредно.

 

    1. График, таблица, диаграмма

Наиболее часто учебное  пособие содержит в себе два типа изобразительной наглядности: художественную (иллюстрации, картинки, рисунки) и графически организованную (графики, чертежи, схемы, диаграммы, таблицы). Наше исследование направлено на изучение последней.

Под графически организованной наглядностью мы понимаем визуальное оформление учебной информации: упрощённую зарисовку деталей изучаемых объектов, их условное обозначение; схемы, графики, картограммы, номограммы, различные таблицы и пр.; графоаналитическую обработку данных; сигнализирующие пометки и компоновку фрагментов текста. Учебный материал, в т. ч. и неизобразительный (фрагменты текста, цифры и пр.), но графически организованный, упорядоченно размещённый на обозримой плоскости, воспринимается в целом и его частях и в их взаимосвязях.

Информация, подаваемая в  таком виде, передаёт принцип устройства или функционирования изучаемого объекта и ориентирована на передачу отношений между фактами, явлениями, предметами, раскрытие пространственно-временных связей, причинно-следственных, функциональных зависимостей и т. д.

Наиболее часто в учебной  литературе нам встречаются графики, диаграммы и таблицы. Для проведения дальнейшего исследования нам необходимо дать им определения.

График – чертеж, одна из форм наглядного отображения информации. Графики используются: для отображения явлений во времени (хронограммы, циклограммы и др.); для отображения предметов в пространстве (топограммы, маршрутные графики и др.); для отображения последовательного выполнения работ, движения предметов (оперограммы, документограммы и др.); для отображения организационных отношений (оргаграммы и др.). [11]

Диаграмма – разновидность графиков, используемых для наглядного отображения сравниваемых величин. Диаграммы бывают столбчатые, ленточные, линейные, круговые, квадратные, секторные [11].

Таблица – список, перечень сведений, числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам; сводка, ведомость.

Выводы по второй главе

Применение графически организованной наглядности в обучении позволяет учащимся — активизировать их учебную деятельность путём внесения собственных, например мнемонических, приёмов работы, способствует более прочному сохранению в зрительной памяти основных элементов, закладывающих вспомогательную базу для воспроизведения усвоенного.

Работа с ними должна носить постоянный и системный характер, только в этих условиях могут быть сформированы прочные навыки.

Глава 3 Анализ УМК  «Enjoy English» (6 класс)

    1. Особенности УМК

УМК «Enjoy English» (для 6 класса) разработан коллективом авторов Биболетовой М.З., Бабушис Е.Е., Денисенко О.А., Добрыниной Н.В.,  Кларк И.О.,  Морозовой А.Н., Соловьевой И.Ю., Трубаневой Н.Н. Комплект включает в себя учебник "Enjoy English", книгу для учителя, рабочую тетрадь, книгу для чтения, аудиоприложение (CD MP3), обучающую компьютерную программу.

«Обучение английскому языку по курсу “Enjoy English” в основной школе обеспечивает преемственность с начальной школой, развитие и совершенствование сформированной к этому времени речевой компетенции на английском языке в говорении, аудировании, чтении и письме, включающей языковую и социокультурную компетенции, также развитие учебно-познавательной компетенции» [1].

Объект нашего исследования навык интерпретирования таблиц, графиков и диаграмм относится к общеучебным навыкам, которые составляют учебно-познавательную и компенсаторную компетенции. К концу обучения в 7 классе учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

— пользоваться такими приемами мыслительной деятельности, как группировка, сравнение, анализ, синтез;

— передавать количественные, пространственные и временные представления изученными средствами английского языка;

— разыгрывать воображаемые ситуации / роли, пользуясь приемами образного мышления;

— работать в различных  режимах: в индивидуальном, в паре, в группе;

— работать самостоятельно, в том числе с аудио-, видеоматериалами и другими компонентами УМК;

— ориентироваться в учебнике с помощью атласа содержания учебника (расширенное оглавление) и специальных условных обозначений;

— пользоваться справочным материалом УМК (правилами, словарем, лингвострановедческим справочником) [1].

    1. Анализ системы упражнений

Мы проанализировали систему  упражнений данного УМК представленных в учебнике и рабочей тетради.

Всего в УМК нами было насчитано 35 таблиц, 14 диаграмм и 8 графически организованных текстов (табл. 1). Таблицы имеют 2 уровня сложности. К первому уровню можно отнести задания типа «Составь предложения», подобные подстановочным таблицам Г. Палмера. Ко второму типу – таблицы, заполняемые учеником в результате его речевой деятельности. Диаграммы представлены 3 типами: круговая диаграмма, представляющая соотношение отдельных частей в целом; 2 «дерева» показывающие родственные связи и наиболее широко представлены упрощенные диаграммы по расширению словарного запаса. Тексты представляют собой изложение грамматического материала, обязательного к усвоению.

 

всего упражнений

таблица

диаграмма

графически организованный текст

учебник

277

24

7

8

рабочая тетрадь

162

11

7

0

итого

439

35

14

8





Таблица 1.

 

Графически организованная наглядность составляет 13% от общего числа всех упражнений (диагр. 1). Задания равномерно распределены по разделам учебника и рабочей тетради.

Диаграмма 1.

Из этих 13 % на долу таблиц приходится 61%, на долю диаграмм 25%,   на долю графически организованных текстов 14% (диагр. 2). Оформление таблиц носит разнообразный характер, что обусловлено их содержанием и предлагаемыми заданиями. Диаграммы, направленные на расширение лексического запаса обучающихся, имеют одинаковое оформление, что способствует выработке прочных навыков по работе с ними. Графически организованные тексты также имеют общие черты в оформлении. Это позволяет учащимся сформировать навык быстрого поиска необходимой информации. Цветовое оформление всех упражнений носит сдержанный характер, за исключением диаграмм «Хобби / Hobbies» и «Семейное дерево / Family Tree».

Диаграмма 2.

Графически организованные тексты представляют собой описания грамматического материала, который  может быть использован для развития любого типа умений. Развитию навыков  письма способствуют упражнения из рабочей  тетради. Тогда как задания из учебника формируют умения и навыки устной речи, чтения и аудирования. Типология упражнений по развитию речевых умений представлена в таблице 2.

Таблица 2.

речевые умения

учебник

рабочая тетрадь

диалог

4

 

монолог

15*

 

аудирование

3

 

чтение

4

 

письмо

4

18


* Примечание: Некоторые из  этих упражнений могут служить основой для построения диалогической речи.

Развитию языковой компетенции  учащихся способствуют упражнения, построенные  на сугубо грамматическом или лексическом  материале. Последних встречается в тексте учебника и рабочей тетради больше, но объем работы с ними меньше, по сравнению с грамматическими. Соотношение заданий, направленных на развитие грамматической и лексической сторон речи представлено на диаграмме 3.

Диаграмма 3.

Считаем также необходимым  отметить, что упражнения, построенные на одном и том же материале, имеют разное оформление: если в учебнике эта информация имеет графическую организацию, то в рабочей тетради – нет. Это способствует более прочному закреплению материала.

Информация о работе Анализ УМК «Enjoy English» (6 класс)