Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:13, реферат
Цель курсового исследования: провести анализ внешней среды организации.
Задачи контрольной работы:
рассмотреть понятие и содержание внешней среды предприятия;
охарактеризовать среду прямого и среду косвенного воздействия;
представить методы исследования внешней среды организации;
изучить макро- и микроокружение ОАО «Таттелеком»;
сделать выводы и разработать рекомендации по повышению эффективности анализа внешней среды организации.
Предмет исследования – внешняя среда организации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………….5
1.1 Понятие и содержание внешней среды организации……………………….5
1.2 Среда прямого воздействия…………………………………………………..8
1.3 Среда косвенного воздействия…………………………………………...…11
1.4 Методы исследования внешней среды организации……………………...14
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ТАТТЕЛЕКОМ»………………………………………………………………..19
2.1 Общая характеристика ОАО «Таттелеком»………………………………. 19
2.2 Анализ макроокружения ОАО «Таттелеком»……………………………..21
2.3 Анализ микроокружения ОАО «Таттелеком»……………………………..24
2.4 Особенности и рекомендации по исследованию внешней среды………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….33
Институт экономики, управления и права (г. Казань)
Набережночелнинский
филиал
Факультет
менеджмента
Кафедра
менеджмента
Анализ внешней среды предприятия (отрасли)
(контрольная
работа по дисциплине «
Исполнитель: студент 3курса, группа591у________________ Санникова Ю.С.
Проверил:
ассистент
________________Маратканова Э.М.
Набережные Челны – 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ВОПРОСЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………………………
1.1 Понятие
и содержание внешней среды организации……………………….5
1.2 Среда
прямого воздействия…………………………………………………
1.3 Среда
косвенного воздействия…………………………………………...
1.4 Методы
исследования внешней среды организации……………………...14
2. АНАЛИЗ
ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ
ОАО «ТАТТЕЛЕКОМ»………………………………………………
2.1 Общая характеристика ОАО «Таттелеком»………………………………. 19
2.2 Анализ
макроокружения ОАО «Таттелеком»……………………………..21
2.3 Анализ микроокружения ОАО «Таттелеком»……………………………..24
2.4 Особенности
и рекомендации по исследованию внешней
среды………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Любая организация существует и функционирует во взаимосвязи с множеством факторов. Эти факторы по-разному воздействуют на организацию и оказывают существенное влияние на возможности организации, ее перспективы и стратегию. Совокупность факторов взаимодействия рассматривается в менеджменте как среда организации.
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.
Степень изученности проблемы. Проблема взаимоотношения организации и среды в науке стала рассматриваться впервые в работах А. Богданова и Л. фон Берталанфи в первой половине ХХ века. Исследованием этого вопроса занимались также такие известные теоретики, как: М. Мэскон, М. Альберт, Ф Хедоури, М. Портер, К. Боумэн, Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж. Лэмпел. Генри Минцберг в своих трудах сформировал школы стратегий, где отдал должное значение влиянию внешней среды на функционирование предприятий. Он дал название и встал во главе одной из стратегических школ – Школы Внешней среды.
Цель курсового исследования: провести анализ внешней среды организации.
Задачи контрольной работы:
Предмет исследования – внешняя среда организации.
Объект
исследования – ОАО «Таттелеком», которое
находится по адресу: г. Казань, ул. Н. Ершова,
д.57. Компания занимает лидирующее положение
на телекоммуникационном рынке Татарстана
и является одним из ведущих провайдеров
Интернет-услуг.
1. Теоретические вопросы анализа внешней среды организации
1.1 Понятие и содержание внешней среды организации
В теории менеджмента существует такое понятие, как «предпринимательская среда», под которой понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование организации и требуют адаптации и воздействия на среду. Среду любой организации принято рассматривать, как состоящую из двух сфер: внутреннюю и внешнюю.
Внешняя среда – это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности. Внешняя среда обусловлена внешними факторами влияния1.
Внешние факторы влияния – условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе: потребители, правительство, экономические условия и т.д.
Состояние внешней среды имеет ключевое значение для бизнеса, так как внешняя среда по отношению к организации является объективной средой, т. е. существует независимо, что приводит к необходимости учета ее в своей деятельности. В связи с этим от правильности учета всех аспектов внешнего окружения зависит результативность и эффективность деятельности организации.
Внешняя среда существования предприятия делится на две части. В литературе разных авторов названия этих подсистем различаются, это: макроокружение и непосредственное окружение, ближнее окружение и дальнее окружение, макросреда и отраслевая конкурентная среда, среда прямого и косвенного воздействия
Одним из способов определения окружения и облегчения учета его влияния на организацию является разделение внешних факторов на две основные группы: микросреду (среду прямого воздействия) и макросреду (среду косвенного воздействия).
Классификация факторов и качеств внешней среды вследствие их многообразия различна и в ее основу могут быть положены различные принципы. Придерживаясь в целом принятой в менеджменте классификации можно предложить следующий перечень характеристик внешней среды.
Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы2. Так же, как изменение любой внутренней переменной может сказываться на других, изменение одного фактора внешнего окружения может обусловливать изменение других. Факт взаимосвязанности особенно значим для мирового рынка. Глобализация экономики превращает среду организации в бурно изменяющуюся. Руководители уже не могут рассматривать внешние факторы изолированно.
Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора3. Если на организацию давят государственные постановления, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, например, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, при отсутствии политических «лобби» и замедленном изменении технологии.
Подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью. Учитывая способность функционирования в условиях высокоподвижной среды, организация или её подразделения должны опираться на более разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения относительно своих внутренних переменных. Это делает принятие решений более трудным процессом.
Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации4. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной.
Таким
образом, можно сделать вывод, что
эффективная деятельность организации
предполагает, что менеджер обладает навыками
работы в условиях неопределенности внешней
среды, отсутствии достаточной информацией
для того, чтобы точно прогнозировать
динамику нужд потребителей и изменения
внешних факторов. Когда скорость происходящих
изменений возрастает, организация сталкивается
с достаточно высоким уровнем неопределенности.
В результате организации необходимо
максимально быстро адаптироваться к
быстрым изменениям, но это требует значительных
усилий, временных и финансовых затрат.
1.2 Среда прямого воздействия
Внешняя среда прямого воздействия для организации – это совокупность факторов, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.
Внешнюю микросреду организации можно схематически представить как систему ее (фирмы) материальных, финансовых и информационных связей5.
Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации или средой задач. К ней относятся:
поставщики материальных ресурсов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы;
государственные органы и законы;
потребители (частные лица и компании, государственные органы);
конкуренты – лица, группы лиц, фирм, предприятий, соперничающих в достижении идентичных целей, стремящихся обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке.
Поставщики обеспечивают поступление необходимых для функционирования организации видов ресурсов, основными из которых выступают сырье и материалы, энергия, оборудование и технологии, финансовые и информационные ресурсы, рабочая сила.
Традиционно
отношения между
Первой группой влияния в рыночной среде являются потребители. Это отдельные лица, домохозяйства, а также корпоративные потребители (предприятия), которые используют товары и услуги предприятия-производителя для удовлетворения своих потребностей. Известный специалист по управлению Питер Ф. Друкер, говоря о цели организации, выделял единственную подлинную цель бизнеса – создание потребителя6. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования организации зависит от ее способности находить потребителя результатов ее деятельности и удовлетворять его запросы.