Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:13, реферат
Цель курсового исследования: провести анализ внешней среды организации.
Задачи контрольной работы:
рассмотреть понятие и содержание внешней среды предприятия;
охарактеризовать среду прямого и среду косвенного воздействия;
представить методы исследования внешней среды организации;
изучить макро- и микроокружение ОАО «Таттелеком»;
сделать выводы и разработать рекомендации по повышению эффективности анализа внешней среды организации.
Предмет исследования – внешняя среда организации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………….5
1.1 Понятие и содержание внешней среды организации……………………….5
1.2 Среда прямого воздействия…………………………………………………..8
1.3 Среда косвенного воздействия…………………………………………...…11
1.4 Методы исследования внешней среды организации……………………...14
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ТАТТЕЛЕКОМ»………………………………………………………………..19
2.1 Общая характеристика ОАО «Таттелеком»………………………………. 19
2.2 Анализ макроокружения ОАО «Таттелеком»……………………………..21
2.3 Анализ микроокружения ОАО «Таттелеком»……………………………..24
2.4 Особенности и рекомендации по исследованию внешней среды………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….33
Рыночные угрозы — события, наступление которых может оказать неблагоприятное воздействие на предприятие. Примеры рыночных угроз: выход на рынок новых конкурентов, рост налогов, изменение вкусов покупателей, снижение рождаемости и т.п.
Заполнив такую матрицу можно увидеть результат:
определены основные направления развития предприятия
сформулированы основные проблемы предприятия, подлежащие скорейшему решению для успешного развития бизнеса .
Итоговые показатели SWOT-анализа используются в стратегическом и тактическом планировании деятельности предприятия11.
Другим вариантом SWOT-анализа внешней среды через составление перечня внешних опасностей и возможностей организации является метод взвешивания каждого фактора (для измерения значимости каждого фактора для конкретной организации) – ETOM.
Аббревиатура «ETOM» Environmental, Threats and Opportunities Matrix – матрица угроз и возможностей внешней среды. Преимуществом данного анализа является внедрение ограниченного числа выделяемых экспертами факторов и событий (обычно 15).
Взвешивание фактора осуществляется от +5 (очень положительное) через 0 (нейтральное), к –5 (очень отрицательное). Воздействие фактора – от +15 (сильное воздействие, возможность) через 0 (отсутствие воздействия, нейтральное) к –15 (сильное воздействие, серьезная опасность). Влияние на стратегию компании получают умножением значения веса фактора на важность. Знак полученного результата зависит от отметки угроз или возможностей.
Для анализа среды может быть применен метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.
Метод
составления профиля среды
3 — большая, 2 — умеренная, 1 — слабая;
3 — сильное, 2 — умеренное, 1 — слабое, 0 — отсутствие влияния;
+1 — позитивная, - 1 — негативная.
Далее
все три экспертных оценки перемножаются,
и получается интегральная оценка, показывающая
степень важности фактора для организации.
По этой оценке руководство может заключить,
какие из факторов среды имеют относительно
более важное значение для их организации
и, следовательно, заслуживают самого
серьезного внимания при разработке стратегии,
а какие факторы заслуживают меньшего
внимания.12
2. Анализ внешней среды организации на примере оао «таттелеком»
2.1 Общая характеристика ОАО «Таттелеком»
ОАО «Таттелеком» — российская телекоммуникационная компания. Компания-монополист в небольших городах и районах Республики Татарстан. Образована 22 июля 2003 в процессе приватизации ГУП УЭС «Таттелеком» на основании постановления Кабинета Министров РТ № 350 от 02.07.2003 г. и постановления Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан № 87 от 08.07.2003 года.
На сегодняшний день ОАО «Таттелеком» включает в себя 8 зональных узлов электрической связи, Казанскую и Набережно-Челнинскую МТТС. Общая численность работающих составляет свыше 6000 человек.
«Таттелеком» предоставляет на территории республики следующие услуги:
Используя новейшее телекоммуникационное оборудование и передовые достижения науки и техники, «Таттелеком» обеспечивает качественную, быструю и надежную связь.
Телекоммуникационная сеть ОАО «Таттелеком» охватывает всю территорию Татарстана, что позволяет обеспечивать услугами территорию в 68 тысяч кв. км, где проживает более 3,7 млн. человек.
Крупнейшим
акционером ОАО «Таттелеком» является
ОАО «Связьинвестнефтехим» (87,21 %), принадлежащее
правительству Татарстана.
2.2. Анализ макроокружения
В состав компонентов макроокружения входят: экономическая, политическая, правовая, социальная, технологическая, природно-географическая компонента.
Для оценки экономической компоненты макроокружения организации необходимо рассмотреть основные показатели, характеризующие экономическое положение Республика Татарстан в настоящее время.
Республика Татарстан обладает богатыми природными ресурсами, мощной и диверсифицированной промышленностью, высоким интеллектуальным потенциалом и квалифицированной рабочей силой.
Согласно
рейтингам эффективности
В 2010 году валовой региональный продукт (ВРП) составил 878 млрд. руб. Объем промышленного производства за январь-декабрь 2009 г. достиг 860 млрд. рублей. По итогам 2010 года сальдированный финансовый результат предприятий промышленности составил 90 млрд. рублей, что на 12% выше уровня 2009 года. Наибольший удельный вес в общем объеме имеют добыча полезных ископаемых - 33,1%, производство транспортных средств и оборудования - 12,3%, химическое производство - 11,9%, производство нефтепродуктов - 9,4%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - почти 9%.Изучив экономические показатели за 2009 – 2010г. РТ, которые характеризуют экономическую компоненту макроокружения ОАО «Таттелеком» можно сделать вывод, что на данном этапе времени существующие тенденции оказывают благоприятное влияние на организацию в целом. Выручка компании в 2009 году (РСБУ) — 5,31 млрд руб (рост на 6,5 %, в 2008 — 4,984 млрд руб.). Чистая прибыль — 702 млн руб. (падение на 19,6 %, в 2008 г — 873 млн руб.). Выручка ОАО «Таттелеком» по итогам деятельности за 9 месяцев 2010 года составила 3 931,9 млн. руб., показатель EBITDA Margin сформировался на уровне 35,3%. Чистая прибыль Компании по итогам деятельности за 9 месяцев 2010 года получена в размере 249,2 млн. руб. В октябре 2010 года рейтинговое агентство Fitch Ratings подтвердило рейтинг ОАО «Таттелеком» на уровне «В+», прогноз «Стабильный». В результате в ОАО «Таттелеком» за период с 2000 по 2010 год наметились не только процессы стабилизации, но и повышение уровня экономических показателей, в силу увеличения спроса на услуги телефонных компаний и соответственно рост объемов оказываемых услуг, и улучшение их качества (в частности из-за высокой конкуренции).
Политическую компоненту макроокружения организации на данный этап времени в целом по стране и в Республике Татарстан можно охарактеризовать как стабильную.
Правовая среда отрасли связи регулируется федеральным законом «О связи», в который были внесены поправки и обновления 09.05.2005 г., а в мае 2006 г. в него были дополнительно внесены еще некоторые коррективы, поэтому она достаточна мобильна и закон «О связи» соответствует всем требованиям современного законодательства.
ОАО
«Таттелеком» является неотъемлемым элементом
социальной инфраструктуры столицы Республики
Татарстан и одной из наиболее передовых
и интенсивно развивающихся телекоммуникационных
компаний Российской Федерации. Не остается
в стороне и такой немаловажный вопрос,
как благотворительность. Компания постоянно
выступает в качестве мецената, спонсора
различных крупных мероприятий не только
республиканского, но и федерального масштаба.
«Таттелеком» регулярно оказывает помощь
Лаишевскому детскому ордену милосердия.
Следующей составляющей макроокружения является технологическая компонента. Ее влияние сказывается и через развитие производственного потенциала, которое определяется состоянием основных фондов предприятий. Сегодня ОАО «Таттелеком» занимает лидирующую на рынке проводной связи республики и продолжает динамично развиваться, улучшая качество связи, выходя на передовые рубежи по уровню цифровизации. В ноябре 2008 года ОАО «Таттелеком» первым в России 100% завершил цифровизацию сельских телефонных сетей, заменив все аналоговые АТС в городах республики на оборудование уровня NGN. Одновременно с заменой аналогового оборудования были модернизированы внутригородские транспортные сети, скорость передачи данных по которым составила от 1 до 10 ГигаБит/с. Повсеместно внедрена технология мультипротокольной коммутации на основе меток MPLS.
Последняя
составляющая макроокружения ОАО «Таттелеком»
- природно-географическая. Природно-сырьевые
ресурсы нашего региона хорошо развиты,
вследствие чего он не является зависимым
от поставок сырья, материалов для промышленности
и топлива со стороны. Это положительно
отражается на предприятиях республики,
так как не приходится завозить сырье
из других регионов.
2.3 Анализ микроокружения
Изучение
непосредственного окружения
При проведении анализа непосредственного окружения ОАО «Таттелеком» в первую очередь необходимо рассмотреть потребителей данной организации. Специфика производимого ассортимента услуг такова, что ОАО «Таттелеком» является производителем услуг народного потребления, поэтому подавляющее число потребителей – это физические лица (более 70% рынка). На долю юридических лиц, также приходится значительная доля от общего объема предоставляемых услуг (более 50% для делового сектора). Ведь юридические лица также являются активными пользователями и сети Интернет и услуг связи, которая занимает немалую долю в ассортименте существующих услуг(75%).
Как известно, телекоммуникационная сеть ОАО «Таттелеком» охватывает всю территорию Татарстана, что позволяет обеспечивать услугами территорию в 68 тысяч кв. км, где проживает более 3,7 млн. человек.
ОАО «Таттелеком» уделяет большое внимание улучшению качества обслуживания абонентов. Наряду с изменением фирменного стиля, меняются и принципы обслуживания клиентов: внесены изменения в построение работы с клиентами в офисах продаж и в сфере предоставляемых услуг.
Если же говорить о поставщиках, то сведения о названия фирм – поставщиков являются конфиденциальными и данная информация не доступна для распространения. Можно лишь с уверенностью говорить о том, что все поставщики дорогостоящего, новейшего и самого современного оборудования на предприятии – это зарубежные фирмы. С одной стороны положительная сторона этой ситуации заключается в том, что данное предприятие вовремя получает качественное оборудование, что хорошо сказывается на потребителях услуг ОАО «Таттелеком», но с другой стороны – это прямая зависимость от иностранного поставщика. Это говорит о том, что наш регион не может обеспечить свои предприятия в полной мере современным отечественным оборудованием. И если по какой – то причине эти страны откажутся поставлять нам это оборудование, то данное предприятие не сможет обеспечить производство своих услуг, что грозит серьезными последствиями.
При анализе микроокружения ОАО «Таттелеком» также следует изучить конкурентов. В РТ у ОАО «Таттелеком» существуют несколько непосредственных конкурентов: ОАО «Казанская Городская Телефонная Сеть» - «КГТС», ООО «Телесет», ОАО «Интелсет», ОАО «ТРК «ТВТ», ОАО «Комтат», ОАО «ТНПКО».
По количеству пользователей Интернет:
30 000 заявленных пользователей ОАО «Таттелеком» (вместе с подключенными по ISDN и выделенным линиям) занимает около 21% рынка;