Анализ внешней среды предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2011 в 19:13, реферат

Описание

Цель курсового исследования: провести анализ внешней среды организации.
Задачи контрольной работы:
рассмотреть понятие и содержание внешней среды предприятия;
охарактеризовать среду прямого и среду косвенного воздействия;
представить методы исследования внешней среды организации;
изучить макро- и микроокружение ОАО «Таттелеком»;
сделать выводы и разработать рекомендации по повышению эффективности анализа внешней среды организации.
Предмет исследования – внешняя среда организации.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ АНАЛИЗА ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ………………………………………………………………….5
1.1 Понятие и содержание внешней среды организации……………………….5
1.2 Среда прямого воздействия…………………………………………………..8
1.3 Среда косвенного воздействия…………………………………………...…11
1.4 Методы исследования внешней среды организации……………………...14
2. АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ТАТТЕЛЕКОМ»………………………………………………………………..19
2.1 Общая характеристика ОАО «Таттелеком»………………………………. 19
2.2 Анализ макроокружения ОАО «Таттелеком»……………………………..21
2.3 Анализ микроокружения ОАО «Таттелеком»……………………………..24
2.4 Особенности и рекомендации по исследованию внешней среды………..27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………….33

Работа состоит из  1 файл

анализ внешней среды (1).doc

— 207.00 Кб (Скачать документ)

     12 000 пользователей ОАО «КГТС» - 8,5 %;

     5000 пользователей ОАО «ТРК «ТВТ» - 2,8% и т.д.

     В итоге – 30% рынка Интернет-услуг приходятся  всего лишь на трех игроков. При этом мы еще не учли доли таких крупных компаний, как «Телесет», «Интелсет», «МЭЛТ»,» «BanCorp», «ТНПКО» и «Комтат». 

     Преимущества  ОАО «Таттелеком» над конкурентами:

    • Стабильная компания, занимающая лидирующее положение на рынке;
    • Огромный опыт в сфере оказания телекоммуникационных услуг;
    • Широкий спектр предоставляемых услуг;
    • Новые технологии (скоростной интернет, виртуальные номера, IP-телефония);
    • Услуги видеоконференцсвязи, видеосвязи;
    • Предоставление услуги Wi-Fi;
    • Круглосуточное обслуживание клиентов;
    • Гибкие тарифные планы на услуги Интернета, IP-телефонии;
    • Высококвалифицированные специалисты;
    • Большое количество рекламных акций;
    • Высокое качество междугородной и международной связи;
    • Большой выбор дополнительных услуг;
    • Наличие круглосуточной справочной службы (118-08);
    • Предоставление кредита и рассрочки;
    • Домовые сети (оптика в дом);
    • ПКД (пункты коллективного доступа в Интернет).

     Далее при анализе микроокружения следует  исследовать рынок рабочей силы. Но эта компонента оказывает малое воздействие на ОАО «Таттелеком», так как рынок рабочей силы в настоящее время насыщен кадрами для работы на данном предприятии, и при необходимости набор кадров будет произведен без особых затруднений.

     При оценке инфраструктуры следует отметить тот факт, что в регионе относительно высокими оценками в инвестиционном рейтинге оказалась инфраструктурная составляющая. Это не случайно, так как территория республики характеризуется высокой хозяйственной и транспортной сетью. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2.4 Особенности и рекомендации по исследованию внешней среды

     Для того чтобы предлагать какие-либо нововведения для повышения эффективности проведения анализа внешней среды на ОАО «Таттелеком» необходимо рассмотреть то, как данный анализ проводится сейчас. Необходимо отметить тот факт, что ни на одном из предприятий, успешно действующем на рынке, не игнорируется влияние воздействия внешней среды, и, следовательно, осуществляется данного рода анализ. Об этом говорит то, что результаты опроса руководителей разных рангов показали, что в целом сегодня руководство осознает значение внешней среды и большое влияние ее факторов на экономическое и социальное развитие их предприятий. При этом основное внимание обращается на факторы микросреды организаций, оказывающих прямое непосредственное воздействие.

     В целом можно отметить, что на ОАО «Таттелеком» руководители предприятия и структурных подразделений находятся в курсе событий и изменений, происходящих во внешней среде, так как в повседневной деятельности ощущают ее влияние и получают информацию о ней из разных источников. Так, например, основным связующим звеном между организацией и внешней средой (преимущественно компонентами микроокружения) является отдел работы с массовым рынком, отдел маркетинга, пресс-служба, отдел управления взаимоотношениями с клиентами, которые изучают потребителей, посредников, конкурентов, поставщиков, а также находятся в курсе изменений экономических условий в стране.

     Однако  анализ внешней среды не является доминирующей задачей этих структурных  подразделений (аналогично обстоит  дело и с другими службами), поэтому  информация о факторах внешней среды  у руководителей имеется в недостаточном объеме, она не всегда достоверна или поступает к ним несвоевременно. Кроме того, на ОАО «Таттелеком» существует еще один недостаток, так как сбор, анализ и передача данного рода информации в значительной мере осуществляется нецеленаправленно, спонтанно и случайно (за исключением отдела маркетинга).

     По  вышеизложенным причинам для повышения  эффективности анализа внешней  среды на ОАО «Таттелеком» предлагается использовать следующую методику комплексного исследования данной проблемы, использующую логическую последовательность этапов и процедур.

     На  первом этапе необходимо установить стратегическую цель анализа, в качестве которой должно быть регулярное и  своевременное предоставление руководителям  предприятия и структурных подразделений разнообразной информации о внешней среде для устранения или снижения уровня рисков при принятии управленческих решений, а также при разработке стратегии дальнейшего развития организации.

     Затем должна быть разработана программа  исследования, в которой определяется необходимая информация, источники, методы ее сбора и анализа, методы прогнозирования факторов внешней среды, а также конкретные исполнители исследований, календарный план и сроки предоставления полученных результатов. При этом создание новой специализированной структурной единицы является излишней.

     Следующим этапом должен быть поиск и сбор информации о внешней среде для  разработки и принятия стратегических решений. При этом необходимо использовать как можно большее количество источников информации, как внутренних, так и внешних, в целях получения более полной и достоверной картины о внешней среде. Сбор информации о компонентах макро- и микроокружения из внутренних источников следует проводить, как изучая различные документы и материалы подразделений предприятия, так и проводя экспертные опросы их сотрудников. Для получения исчерпывающей информации о потребителях, конкурентах и других субъектах рынка, относящихся к микросреде предприятия, следует также собирать «первичную» информацию с помощью методов наблюдения, опросов и экспериментов.

     После сбора информации ее необходимо соответствующим  образом обработать, т.е. проверить на достоверность и непротиворечивость, систематизировать по отдельным факторам внешней среды.

     Вся собранная, обработанная и проанализированная информация должна храниться в базах данных по потребителям, поставщикам, конкурентам и макросреде в целом. Их следует построить таким образом, чтобы можно было предоставить информацию о внешней среде разным пользователям с необходимым для них уровнем детализации.

     При исследовании отдельных направлений  внешней среды предприятие может  обращаться к специализированным исследовательским организациям, таким как консалтинговые и информационные фирмы, научно-исследовательские институты, и т. п.

       Вместе с тем, ОАО «Таттелеком» должно самостоятельно проводить  комплексное исследование внешней среды, а именно отдел маркетинга. При создании этого направления работы целесообразно объединить усилия отдела маркетинга с другими подразделениями, занимающимися изучением отдельных аспектов внешней среды. Поэтому необходимо разделить между этими подразделениями полномочия и ответственность в системе исследования внешней среды предприятия.

     Организация исследования внешней среды на комплексной  и регулярной основе требует также соответствующего финансового обеспечения. При этом все затраты на проведение анализа следует рассматривать как инвестиции в информацию, способствующую выработке оптимальных стратегических решений, а также своевременному устранению опасностей и использованию возможностей, выгоды от которых могут иметь долговременный характер.  
 
 

     Заключение

     В результате данного  исследования внешней среды организации были получены следующие выводы. Внешняя среда – это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

     Внешняя среда существования предприятия делится на две части. В литературе разных авторов названия этих подсистем различаются, это: макроокружение и непосредственное окружение, ближнее окружение и дальнее окружение, макросреда и отраслевая конкурентная среда, среда прямого и косвенного воздействия.

     Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации или средой задач. К ней относятся:

     поставщики  материальных ресурсов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы;

     государственные органы и законы;

     потребители (частные лица и компании, государственные органы);

     конкуренты  – лица, группы лиц, фирм, предприятий, соперничающих в достижении идентичных целей, стремящихся обладать теми же ресурсами.

     Макросреда  представляет собой наиболее удаленный от компании внешний слой элементов, которые, так или иначе, влияют на фирму, не оказывая непосредственного воздействия на ее текущие операции. Обычно выделяют четыре основных факторов макросреды:

    • технологические;
    • социо-культурные;
    • экономические;
    • законодательно-правовые нормативные акты;
    • международные изменения (условия).

     Элементы внешней среды организации тесно переплетены и зависят друг от друга. Поэтому анализ внешней среды — это важный и сложный для выработки стратегии организации процесс. Он требует внимательного отслеживания происходящих процессов, их правильной оценки и установления связи между факторами и теми сильными и слабыми сторонами организации, а также возможностями и угрозами, которые заключены во внешней среде. Очевидно, что, не зная среды, организация не сможет существовать.

     Анализ  внешней среды представляет собой  один из инструментов, благодаря которому руководство организации может  проектировать систему контроля за жизненно важными внешними процессами и ресурсами; осуществлять мероприятия по снижению рисков, причинами которых выступают внешние по отношению к фирме воздействия; влиять на действия конкурентов и поставщиков, на спрос потребителей.

     Фирма не имеет возможности жестко контролировать внешнюю среду но может и должна эффективно приспосабливаться к ней, неустанно следить за ее изменениями, прогнозировать и своевременно реагировать. 
 
 
 
 
 
 
 

     Список  литературы

  1. Менеджмент организаций: теория и практика: учеб. пособие / Авдеева Л. [и др.] – Донецк: ДонНУ, 2006. – 271 с.
  2. Басовский Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие. / Л.Е. Басовский — М.: ИНФРА-М, 2007. — 216 с. — (Высшее образование).
  3. Виханский О. С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов — 3-е изд. — М.: Гардарики, 2008. — 528 с.
  4. Друкер Питер Ф. Энциклопедия менеджмента / Ф. Питер Друкер – пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильямс», 2006. — 432 с.
  5. Шаров Ф.Л. Исследование систем управления: учеб. пособие / Л.Ф. Шаров – М.: МИЭП, 2009. – 136 с.
  6. Бухвалов А.В. Эволюция теории фирмы и ее значение для исследований менеджмента / А.В. Бухвалов, В.С. Катькало // Российский журнал менеджмента. – 2008. – № 1. – С.34-36.
  7. Уварова Г. Если есть желание выжить / Г. Уварова, В. Анташов // Ваш партнер-консультант. – 2009. - №1. – С.23-28.
  8. Учитывая всех, кому интересно // Ваш партнер-консультант. – 2009. – №6.- С.12-17.
  9. Лагунова Е.Стратегическое управление предприятием: внешние и внутренние факторы / Е. Лагунова // Проблемы теории и практики управления. – 2009. – №9. – С90-95.
  10. Пласкова Н. Стратегический анализ и его роль в обосновании стратегии развития организации / Н. Пласкова // Проблемы теории и практики управления. – 2009. – №1. – С86-88.
  11. Черкасова В. Реализация стратегии в условиях неопределенности / В. Черкасова // Проблемы теории и практики управления. – 2009. – №2. – С51-53.

 

     

Приложение 1 

          Микроуровень 
 
 

Культурная среда
  поставщики   ОАО

«Таттелеком»

  Потребители   Природная среда
   
Научно-техническая среда
Контактные  аудитории Конкуренты Экономическая среда
     
Демографическая среда
посредники   Политическая  среда

Информация о работе Анализ внешней среды предприятия