Цели обучения фонетической, лексической и грамматической сторонам иноязычной речи в начальной школе в соответствии с требованиями ФГО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 09:01, лекция

Описание

В результате изучения иностранного языка на ступени начального общего образования у обучающихся:
• сформируется элементарная коммуникативная компетенция, т. е. способность и готовность общаться с носителями языка с учётом ограниченных речевых возможностей и
потребностей в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) формах общения; расширится лингвистический кругозор; будет получено общее представление о строе изучаемого языка и его основных отличиях от родного языка;

Работа состоит из  1 файл

бучение иностранным языкам в общеобразовательной школе преследует практическую.doc

— 173.00 Кб (Скачать документ)

Как же обеспечить формирование лексических навыков  у младших школьников на требуемом уровне? Для этого нужно  исследовать закономерности их формирования и  более подробно рассмотреть  существующую ситуацию в обучении лексике  в начальной школе. Данные программ, учебников по французскому языку для начальной школы, изучение передового опыта, практика раннего обучения показывают, что проблемы обучения лексике в начальной школе обусловлены определенными психологическими, лингвистическими и методическими закономерностями. Психологические закономерности определяются:

1) особенностями становления  лексических навыков;

2) особенностями психического  развития младших  школьников;

3) спецификой учебной  деятельности учащихся  младших классов  в целом.

Начнем  с рассмотрения особенностей становления навыков  на данном этапе обучения. На уроке в условиях дефицита времени  учителю трудно организовать необходимые условия  для формирования лексических навыков. Он не может обеспечить немедленную обратную связь и коррекцию при выполнении письменных упражнений, направленных на формирование лексических навыков. Промедление же в сообщении результатов ученику обратно пропорционально эффективности тренировки /12/.

Недостаток  времени, отведенного  на изучение иностранного языка в начальной школе (2 и редко 3 часа в неделю), ведет к тому, что выполнение большого количества письменных упражнений из учебника и рабочей тетради планируется на внеурочное время. Выполнение письменного задания дома с последующей проверкой учителем (обычно отсроченной во времени) часто способствует закреплению в памяти, допускаемой учеником ошибки.

Следует отметить, что часто  не соблюдаются порядок  и условия предъявления тренировочного материала  в соответствии с  операционным составом лексических навыков, в результате нарушается последовательность при формировании навыка. А для того, чтобы формируемые навыки были гибкими и прочными, необходимо разнообразие условий тренировки, которое выражается в вариации объема, порядка и условий предъявления тренировочного материала /15/.

Формирование  лексических навыков  у учащихся любого возраста требует  многократного повторения действий с лексическим  материалом. При обучении младших школьников необходимость многократного  повторения возрастает еще больше, что объясняется особенностями их памяти, которая является преимущественно кратковременной, и для запоминания лексических единиц исключительно важен объем тренировки. В условиях недостатка времени оказывается невозможным обеспечить многократное повторение каждым учащимся большого по объему лексического материала, который с каждым уроком увеличивается.

Если  рассматривать распределение  лексические единицы  в процессе обучения, то часто бывает, что большой массив лексики дается в  начале новой темы. Отсутствие возможности для достаточного количества повторений большого по объему лексического материала вследствие недостатка времени затрудняет правильное формирование лексических навыков у каждого учащегося. Вторая группа психологических закономерностей связана с особенностями психического развития младших школьников. Конкретность мышления младших школьников, восприимчивость к мобильным, колоритным предметам, неустойчивость внимания, преобладание наглядно-образной памяти требуют ассоциации слова с конкретным предметом или действием. Причем чем больше анализаторов «работает», тем лучше усвоение.

Из  психологии известно, что в кратковременной  памяти слова удерживаются от ярких впечатлений, а в долговременной памяти они сохраняются  благодаря предметным и умственным действиям, осуществляемым с лексическим материалом. Работу с раздаточным материалом с целью осуществления предметных действий с лексикой учителю организовать трудно вследствие большой наполняемости классов в общеобразовательной школе и невозможности проконтролировать правильность выполнения действий с лексическим материалом каждым учащимся.

Свое  влияние на усложнение процесса овладения  лексикой оказывает  и несформированность навыков и умений учебной деятельности у младших школьников /13/.

В процессе обучения иностранному языку в начальной школе учащиеся, начиная с первого года обучения, овладевают общеучебными навыками и умениями. В частности, они еще не совсем умеют работать в разных режимах (индивидуально, в паре, в группе), взаимодействуя друг с другом. Вследствие этого при формировании лексических навыков у младших школьников в основном используется фронтальная работа, при этом не обеспечивается достаточная индивидуализация обучения.

У школьников 1-2 классов  еще только начинают формироваться навыки самостоятельной работы. Это осложняется еще и тем, что у каждого учащегося возникают индивидуальные трудности в процессе овладения лексикой, которые ему желательно научиться самостоятельно преодолевать путем выполнения предназначенной только для него серии упражнений. Создание таких условий на современном этапе обучения в начальной школе представляет существенные трудности. Определенные проблемы наблюдаются и при контроле лексических навыков. Владение лексикой проявляется в процессе устно-речевых высказываний учащихся, в процессе чтения и аудирования, хотя допускается, что «в целях промежуточного контроля лексическая сторона речи может быть условно отграничена от фонетической и грамматической и подвергнута проверке».

Таким образом, рассмотрение психологических  проблем, наблюдаемых при обучении младших школьников лексике, показывает, что учебный процесс будет организован более грамотно в психологическом отношении, если он будет индивидуализирован, будет обеспечивать немедленную обратную связь, больший объем тренировки лексического материала, предъявляемого учащимся в соответствии с операционной структурой лексических навыков, будет более наглядным и будет обеспечивать предметные действия с лексическим материалом.

В школьном лексическом  минимуме различают  активный минимум  и пассивный минимум. Активный минимум - это тот лексический материал, которым ученики должны пользоваться для выражения своих мнений в устной и письменной форме, а также понимать мнения других людей при аудировании и чтении.

Пассивный лексический минимум - это лексика, которую ученики должны лишь понимать при восприятии чужих мыслей в устной форме (при аудировании) и письменной форме (при чтении).

Дети  с увлечением будут  изучать язык, если содержание учебной  программы будет  отвечать их представлениям, возрастным особенностям и интересам, а учитель будет учитывать психологические особенности учеников младшего школьного возраста.

Следует подчеркнуть то, что  обучая детей начальной  школы английскому  языку необходимо помнить, что задания  и темы должны максимально  быть связаны с их опытом, средой, которая их окружает. Урок лучше планировать как ряд разнообразных интересных заданий с элементами игры, желательно совмещать умственную деятельность детей с физической.

На  уроке нужно создавать  доброжелательную атмосферу  доверия и желание участвовать в учебно-воспитательном процессе. В изучении английского языка полезным является использование сказок, стихотворений, песен, речевок, разнообразных игр и игровых ситуаций, приближенных к реальным. 

Функции контроля знаний, умений, навыков 
по иностранному языку

     Различают текущий, промежуточный, итоговый контроль за каждый год обучения и итоговый контроль за весь базовый курс. Функции контроля весьма многогранны. Контроль позволяет  не только установить уровень успешности обучения, но и выявить недостатки в знаниях, умениях, навыках учащихся и тем самым определить необходимые изменения, которые следует внести в методику работы. Контроль оказывает воспитательное воздействие на учащихся, стимулируя их учебную деятельность. В отечественных методических публикациях выделяются следующие функции контроля:

  • собственно контролирующая (проверочная),
  • оценочная,
  • обучающая,
  • управленческая (управляющая) и, в частности, корректирующая,
  • диагностическая (диагностирующая),
  • предупредительная,
  • стимулирующая и мотивирующая,
  • обобщающая,
  • развивающая, воспитывающая и дисциплинирующая (И. Колесникова, О. Долгина).

    Рассмотрим  некоторые функции  подробней:

     Диагностирующая функция контроля заключается в том, чтобы своевременно обнаружить успешность или неуспешность учения и в зависимости от обнаруженных результатов строить дальнейшую обучающую деятельность. Данная функция реализуется в ходе всего процесса овладения языковым материалом и развития речевых коммуникативных умений, что обеспечивает получение сведений об их качественных изменениях в ходе всего процесса учения. Содержанием диагностической функции является не только измерение достижений в учебной деятельности, но и анализ причин ее неуспешности.

     Уникальной  функцией, реализующейся  в процессе контроля, является управленческая. Она пронизывает весь педагогический процесс. Значение данной функции контроля определяется тем, в какой мере с помощью контроля обеспечивается грамотное протекание процесса учения. Она проявляется в руководстве учением на основе планируемого учебного взаимодействия учителя и учащихся (принцип обратной связи). Педагогическое управление процессом обучения ИЯ связано, главным образом, с текущим контролем, который призван регулировать процесс овладения умениями и навыками оперирования единицами языка в речи. От качества протекания процесса овладения умениями и навыками зависит результат всей деятельности. Процесс овладения умениями и навыками складывается из промежуточных уровней, каждый предыдущий из которых становится условием достижения последующего. Наличие таких условий устанавливается с помощью контроля, выступающего в качестве объективного ин ение адекватности приемов контроля учебным задачам.

     Суть  обучающей функции  контроля сводится к  тому, что содержание, приемы и методика контроля должны носить обучающий характер. Любое контролирующее задание упражняет учащихся в выполнении определенных учебных действий, тем самым, способствуя более прочному овладению этими действиями. Обучающий характер заложен и в самой природе контроля, предполагающего многократную повторяемость учебных действий обучаемыми. В контроле реализуется и функция обеспечения взаимодействия учителя и учащихся в педагогическом процессе.

     Особое  значение при рассмотрении контроля придается  единству его собственно контролирующей и обучающей функций – в терминах отечественной методики – или взаимосвязи testing и teaching – в терминах англоязычной методики.

     Стимулирующая и мотивирующая функции. Контроль небезразличен учащимся. Для большинства из них это возможность получить удовлетворение от результатов своего труда и желание всегда быть успевающими в учебе. У неуспевающих учеников результаты контроля вызывают неудовлетворенность, но вместе с тем надежду на исправление создавшегося положения. В ожидании результатов контроля учащиеся дисциплинируются, мобилизуются. Тем самым поддерживается интерес к учению.

     Анализ  функций контроля убеждает в том, что  в педагогическом процессе функции  не расчленяются, а  реализуются в  единстве. В какой-то конкретный момент педагогического  процесса учителем осознается та функция контроля, которая обеспечивает реализацию конкретной методической задачи.

     Оценочная функция. Деятельность взаимодействующих сторон на уроке нуждается в оценке, и в первую очередь это касается учащихся. Для учащихся оценка их деятельности может быть выражена в конкретной форме. В ряде случаев отпадает необходимость в конкретной оценке и возникает целесообразность в общей оценке «знает», «не знает», «умеет», «не умеет», «научился», «не научился», «усвоил», «не усвоил». Оценка деятельности учащихся может осуществляться в двух направлениях. В одном случае оценивается процесс деятельности учения учащихся, выносится суждение о качестве протекания учебной деятельности, о степени активности учащихся. Педагогическая ценность данного аспекта оценки заключается в том, что интерес к учебной деятельности учащихся, а следовательно, и к ее правильной организации, является профилактикой отрицательных результатов учения. Второе направление связано с оценкой результата учебной деятельности учащихся. Оценка деятельности учащихся важна и для учителя. С ее помощью учитель фиксирует свое представление об уровне обученности каждого учащегося в определенный момент педагогического процесса. С другой стороны учитель выносит самооценку своей собственной обучающей деятельности, уясняет для себя степень и характер необходимой ее коррекции.

Виды  и формы контроля

     Если  рассматривать контроль обученности учащихся во времени, то его  разделяют на следующие  виды: текущий (следящий, постоянно действующий), промежуточный (периодический) и итоговый.

Информация о работе Цели обучения фонетической, лексической и грамматической сторонам иноязычной речи в начальной школе в соответствии с требованиями ФГО