Инновационные методы обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:45, курсовая работа

Описание

В данной курсовой работе с актуальным названием «Инновации в педагогической деятельности лингвистических университетов» я рассматриваю не только саму педагогическую деятельность, а так же и инновационную деятельность. Всем известно, что наша республика выбрала курс инновационного развития и преподавание играет очень большую роль на этом пути.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы…………………………………………………….3

1.1 Основные понятия. История вопроса…………………………………….........4

1.2 Менеджмент качества образования……………………………………………7

Глава 2. Реализация инновационных методов обучения………………………..10

2.1Проблема реализации инновационных методов обучения…………………...10

2.2 Инновационные технологии в процессе изучения иностранного языка……11

2.3 Анализ инновационного обучения иностранным языкам в г. Волковыске (на базе создания цикловой комиссии)………………………………………………..15

2.4 Вариативная модель самообразования педагога в рамках инновационной политики……………………………………………………………………………..18

2.5 Оценка эффективности внедрения инновационных технологий…………....19

Заключение…………………………………………………………………………...23

Библиография……………………………………………………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая наан.doc

— 186.50 Кб (Скачать документ)
ext-align:justify">Практическая педагогическая деятельность – это вид педагогической деятельности, целью которой является передача необходимой части культуры и опыта старшего поколения младшему.

В практической педагогической деятельности происходит передача культуры (опыта) младшему поколению.

Практическая педагогическая деятельность состоит из двух видов: учебной и воспитательной.

 

 

 

1.2    Менеджмент качества образования

 

Беларусь всё больше и больше интегрируется в мировое пространство. Границы стираются, современные технологии дают возможность коммуникации и удаленной работы всех со всеми. Наши специалисты становятся востребованными на иностранных рынках труда, из других стран молодые люди приезжают "грызть гранит науки" в Беларусь. Но один вопрос остаётся довольно болезненным и сегодня – вопрос качества образования, стандартизации, традиций университетской школы, признания дипломов.

Для решения этой проблемы в системе высшего образования Беларуси планируется внедрить систему менеджмента качества (СМК), основанную на международных стандартах."Повышение качества высшего образования - один из важнейших приоритетов в образовательной политике нашего государства, — отметил, выступая на заседании Совета ректоров вузов, первый заместитель министра образования Александр Жук. — Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития предусмотрено выведение системы образования Беларуси на уровень, соответствующий мировым стандартам".

Качественное образование — важнейший ресурс инновационного развития. Без образованных, грамотных, зрелых специалистов, готовых ставить и решать самые серьёзные задачи, не возможен успех страны на международной экономической и политической арене. Ведется активное обсуждение проблем качества образования и на международной арене. Например, по словам замминистра, она обсуждалась на 13-й конференции министров образования стран СНГ, которая состоялась в 2008 году в Ереване. Александр Жук рассказал на Совете ректоров вузов, что сегодня около 5 тысяч учреждений образования в мире, в т.ч. около тысячи вузов, успешно прошли сертификацию на соответствие требованию стандарта ИСО 9001:2000 Международной организации по стандартизации. Уже сто вузов России прошли стандартизацию. В Беларуси работы по совершенствованию вузовской СМК и внедрению международного стандарта ведут ряд университетов, в числе которых БГУ, БГТУ и т. д. "Они опираются на разные подходы. Часть вузов сертифицируют отдельные направления деятельности. Так, уже сертифицирована научная деятельность БНТУ. Другие готовятся к сертификации отдельных факультетов и т. д. Однако документально оформленных и сертифицированных СМК в вузах республики пока нет. Очевидно, что нам в сжатые сроки необходимо перейти к совершенствованию и оформлению системы менеджмента качества образования вузов, а в перспективе — сузов, ПТУ и, возможно, учреждений общего среднего образования". А зачем это нужно? Как уверяет господин Жук, вуз, внедривший СМК, становится более привлекательным для абитуриента. "Привлекательность получения образования в вузе заключается в том, что система обучения вуза ориентирована прежде всего на потребителя услуг и на те факторы, которые получают оценку с его стороны. Это понимание потребителя, учет требований со стороны общества и государства, качество образования, его конкурентоспособность, доступность и т. д.".Внедрение системы менеджмента качества позволяет достичь качества подготовки выпускников вуза на самом высоком международном уровне, повысить степень взаимодействия между отдельными подразделениями университета и улучшить систему управления вуза в целом, расширить рынки экспорта образовательных услуг, а также повысить рейтинг вуза в регионе, отрасли, у потенциальных партнеров за рубежом и т. д. Внедрение СМК в вузах — дело сугубо добровольное. Вместе с тем Минобразование будет поддерживать те вузы, которые активно включатся в эту работу. В частности, речь идет о том, чтобы в будущем внедрившие СМК вузы проходили процедуру лицензирования, аттестации и аккредитации по упрощенной схеме.

Далее, я предлагаю рассмотреть на примере российского финансового университета важность миссии и целей для высших учебных заведений. Определение таких  понятий очень важно для менеджмента качества образования:

Политика в области качества. Качество образования – залог востребованности и конкурентоспособности выпускников любого вуза. К примеру,  миссия Финансового университета – обеспечение многоуровневого образования, соответствующего международным стандартам качества. Стратегическая цель – формирование инновационного научно-образовательного, аналитического, консалтингового и проектного центра, входящего в число ведущих исследовательских университетов России.

Основные направления политики в области качества

1. Дальнейшее повышение роли Финансового университета в развитии финансово-экономического образования и научных исследований, адекватных задачам инновационного развития России и реализации потребностей современного общества, превращение университета в признанный учебно-научный центр международного уровня на основе.

1.1. Становления вуза как исследовательского университета.

1.2. Усиления связи образовательного процесса и научных исследований с задачами и потребностями российской экономики.

1.3. Использования принципов Болонского процесса при сохранении национальных традиций в деле подготовки кадров для финансово-экономической сферы деятельности.

1.4. Более тесной связи различных ступеней и уровней образования.

1.5. Регионального развития, повышения уровня образовательных программ и научных исследований в филиалах.

1.6. Развития международного сотрудничества в области научных исследований и инновационных образовательных программ, повышения международной репутации университета.

2. Последовательное повышение качества образования и конкурентоспособности  выпускников университета на российском и международном рынках труда и занятости на основе:

2.1. Формирования новых и развития сложившихся научных школ.

2.2. Повышения роли кафедр как решающего звена обеспечения качества преподавания и организации образовательного процесса, создания в университете кафедр совместно с наиболее эффективными бизнес-структурами, координации деятельности кафедр, колледжей и вузовского блока.

2.3. Повышения научного потенциала и педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава.

2.4. Дальнейшей модернизации содержания образования, учёта и  удовлетворения потребностей и ожиданий внешних и внутренних потребителей.

2.5. Совершенствования существующих и разработки новых  направлений образовательного процесса, широкого применения современных информационных технологий.

2.6. Реализации современных моделей научно-методического обеспечения образовательного процесса.

2.7. Единства обучения и воспитания.

2.8. Стимулирования творческой активности каждого работника и обучающихся, повышения их персональной ответственности за результат своего труда.

2.9. Развития взаимовыгодного сотрудничества с партнёрами.      

3. Управление качеством образования осуществляется на основе:

3.1. Разработки стратегических и оперативных планов.

3.2. Процессного и системного подхода, совершенствования системы менеджмента качества; внедрение различных форм диагностики качества образовательного процесса.

3.3. Вовлечения  в процесс обеспечения качества всех участников  образовательного процесса: преподавателей и обучающихся, работников администрации.

3.4. Чёткой регламентации полномочий и ответственности  работников на всех уровнях управления, развития корпоративной культуры, атмосферы соревновательности,  доверия и благожелательности.

3.5. Периодического отслеживания качества по установленным показателям и результатам социологических исследований.

Девиз: «Компетентность, ответственность, престиж!»

Руководство университета берёт на себя ответственность за реализацию Политики в области качества, гарантирует обеспечение условий для её реализации и призывает всех членов коллектива университета объединить усилия для достижения поставленных целей.  

Таким образом, мы видим, что инновационным развитием пропитана вся структура образования и это играет огромную роль в наше время.  

 

 

Глава 2. Реализация инновационных методов обучения

2.1 Проблема реализации инновационных методов обучения

 

Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении. В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль ректора университета, преподавателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за преподавателем. С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.

Проблема подготовки и переподготовки педагогов достаточно остра, если не касаться компьютеризации, особенно  учитывая реалии сегодняшнего дня. Но как системообразующий фактор компьютеризация позволяет по-новому рассмотреть старые проблемы системы образования.  Принято считать, что подготовить преподавателей, владеющих новыми информационными технологиями обучения на основе его компьютеризации (НИТ), можно лишь в педагогических вузах. Однако имеются, по крайней мере, две причины, позволяющие считать, что это мнение ошибочное. Во-первых, как таковых НИТ нет: они лишь разрабатываются в условиях эксперимента. Чтобы войти в жизнь учебного заведения, НИТ должны  пройти практическую проверку  в условия реального процесса, а для этого нужно подключить преподавателей. Во-вторых, как бы не была велика роль каждого из педагогов в учебно-воспитательном процессе,  на деятельность любого из них не может не накладывать отпечаток работа коллег и, в конечном счёте, какой дух царит в учебном заведении, новаторский или стремление к покою, консерватизму по принципу  «Мы и так учим хорошо». Во  втором случае выпускник педвуза, владеющий элементами НИТ, как правило, не только не  будет иметь необходимых условий для её реализации, но и попадёт в коллектив, чуждый этим методам.

Изучение общественного мнения, наблюдения за преподавателями показывают, что ведущим субъектом учебно-воспитательного процесса является весь педагогический коллектив учебного заведения. Если этот факт игнорируется, то в коллективах возникают трения и конфликты. При широком использовании ЭВТ степень «связанности» педагогов в коллективе будет возрастать. Глубокая интеграция содержания обучения на основе использования НИТ будет усиливать эту тенденцию.

Мы видим, что самое главное для развития любых инноваций это кадры и готовность к самим переменам. Но встаёт ещё один вопрос – финансовый. На пути к инновационным переменам финансирование играет очень большую роль. Взять и модернизировать всё и сразу дело дорогое, поэтому как правило  в преподавании этот процесс идёт медленно и постепенно.  Педагоги за счёт своего желания и мотивации студентов вносят свои собственные инновации в учебный процесс. Государство по мере необходимости выделяет средства на комплектацию университетов, лаборатории и научные центры. В частных вузах это ложиться на плечи ректора. То, что невозможно сразу оборудовать рабочие классы по требуемым условиям, и является проблемой с финансовой стороны.

Соответствие современным условиям и технологиям повышает мотивацию не только со стороны студентов, но и со стороны преподавателей.

 

 

2.2 Инновационные технологии в процессе изучения иностранного языка

 

Огромный объём информации и знаний, накопленных в процессе развития цивилизации, который должен быть усвоен будущим специалистом, требует внедрения интенсивных технологий обучения. Тенденции развития мировой цивилизации начала девятнадцатого века во многом определяются всё ускоряющимся, имеющим непрерывный и всеобъемлющий характер научно-техническим прогрессом, который втягивает в орбиту человеческой жизнедеятельности принципиально новые типы объектов, которые требуют новых стратегий и технологий взаимодействия с ними.

Это обстоятельство существенно изменяет и усложняет цели, задачи, функции и содержание научной деятельности разных областей знаний. Качественно новому состоянию научно-технической деятельности человека соответствует активно формируемая последние десятилетия новая мировоззренческая идея, требующая относиться к природе, обществу и социокультурной среде не как к грубому материалу – объекту человеческой деятельности, а как к сложной системе, которой мы живём и с которой обязаны взаимодействовать, не нарушая её основных структурно-функциональных связей.

Сегодня никто не оспаривает преимуществ применения информационных технологий в преподавании иностранных языков (ИЯ). Существуют разные подходы к определению понятия «инновационные технологии». Появилась современная наука – компьютерная лингводидактика, изучающая многообразие классификаций компьютерных средств обучения ИЯ. Уже апробированы мультимедийные презентации на занятиях ИЯ, создание и использование которых ведёт к повышению эффективности  обучению английскому языку и улучшению качества подготовки специалистов в соответствии с мировыми стандартами.

Современные информационные технологии становятся неотъемлемой частью нашей повседневной жизни и всё больше закрепляются в сфере образования. При этом они не заменяют собой традиционные методы, но дополняют их и поддерживают. В цикле учебных дисциплин, изучаемых в высшей школе и в системе повышения квалификации и подготовки кадров, трудно найти такую дисциплину, при преподавании которой идея использования различных технических средств обучения находила бы столь же актуальный отклик, как в практике преподавания иностранных языков.

В настоящее время нельзя быть профессионально грамотным специалистом в области преподавания иностранных языков без изучения и использования обширного арсенала инновационных технологий, так как они используют ресурсы более широкие, чем традиционная система обучения.

Инновационные технологии, ориентированные на вовлечение каждого обучаемого в активный познавательный процесс, на сбалансированное формирование коммуникативных навыков и умений позволяют  достич поставленных образовательным стандартом целей иноязычного образования.

Информация о работе Инновационные методы обучения