Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 21:45, курсовая работа
В данной курсовой работе с актуальным названием «Инновации в педагогической деятельности лингвистических университетов» я рассматриваю не только саму педагогическую деятельность, а так же и инновационную деятельность. Всем известно, что наша республика выбрала курс инновационного развития и преподавание играет очень большую роль на этом пути.
Введение………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы…………………………………………………….3
1.1 Основные понятия. История вопроса…………………………………….........4
1.2 Менеджмент качества образования……………………………………………7
Глава 2. Реализация инновационных методов обучения………………………..10
2.1Проблема реализации инновационных методов обучения…………………...10
2.2 Инновационные технологии в процессе изучения иностранного языка……11
2.3 Анализ инновационного обучения иностранным языкам в г. Волковыске (на базе создания цикловой комиссии)………………………………………………..15
2.4 Вариативная модель самообразования педагога в рамках инновационной политики……………………………………………………………………………..18
2.5 Оценка эффективности внедрения инновационных технологий…………....19
Заключение…………………………………………………………………………...23
Библиография……………………………………………………………
Преподаватели комиссии проводят активную внеклассную работу по дисциплинам. Один раз в два года проходят декады цикловой комиссии лингвистических и филологических дисциплин. В нынешнем учебном году в рамках декады были организованы конкурсы творческих работ, сочинений, посвящённых Волковыску и 70-летию колледжа, викторины, открытые уроки, семинары-практикумы, в которых принимали активное участие учащиеся всех специальностей колледжа. Яркими, запоминающимся мероприятиями декады стали творческий отчёт научного кружка «Модель профессионального портфолио будущего учителя иностранного языка», где учащиеся получили представление о структуре профессионального портфолио и рассмотрели рекомендации по его созданию, и вечер поэзии «Поговорим о любви на разных языках», где в исполнении учащихся звучали всем полюбившиеся сонеты У. Шекспира, известные баллады Г. Гейне, Ф. Шиллера и их переводы на русском и белорусском языках.
Традиционным стало проведение праздников «Хэллоуин», «Рождество в Англии, Германии и Беларуси», «День Святого Валентина». Для учащихся специальности «Начальное образование» со специализацией «Иностранный язык» работает факультатив, способствующий более качественной языковой подготовке будущих специалистов. Ежегодно проводится подготовка одарённых учащихся к олимпиадам по русскому, белорусскому, английскому и немецкому языкам. Наличие призёров является стабильным результатом участия в районном и областном турах олимпиад. Охват учащихся внеклассной работой составляет примерно 80%.
Преподаватели частных методик активно сотрудничают с учителями школ города в организации различных видов педагогической практики. В начале учебного года проводятся совместные инструктивно-методические совещания по основным направлениям практики «Пробные уроки». По окончании педагогической практики проходят конференции по подведению итогов с участием учителей школ города и района, руководителей практики. Совместная работа в условиях педагогической практики даёт положительные результаты, так как позволяет определить приоритетные направления в работе и выявить недостатки в методической подготовке учащихся.
По преддипломной практике и практике «Пробные уроки»» составлены рабочие учебные программы и создано методические обеспечение, содержание и структура которых соответствует новым требованиям и удобна для работы преподавателей и учащихся.
Положительными результатами работы цикловой комиссии лингвистических и филологических дисциплин следует считать:
плодотворную работу преподавателей по разработке разноуровневых рабочих учебных программ;
разработку методического обеспечения реализации образовательного стандарта специальностей колледжа;
организованное проведение декады цикловой комиссии, способствующее развитию индивидуальных творческих способностей и дарований учащихся;
создание лингафонной лаборатории, позволяющее использовать информационные технологии в обучении иностранным языкам.
2.4 Вариативная модель самообразования педагога в рамках инновационной политики
Овладение умениями самообразования – важнейшая задача самообразования. Под самообразованием понимается «систематическое самостоятельное обучение». Это необходимо для того, что бы преподаватель шёл в ногу со временем, и не важно лингвистического вуза или школы, это касается всех преподавателей. На основе анализа психо-педагогической литературы в целях проводимого мной исследования я выделяю следующие группы умений изучения педагогического опыта:
Определять тему и цель изучения;
Определять признаки передового педагогического опыта (актуальность, перспективность для применения в собственной деятельности, результативность, новизна);
Анализировать литературу по теме изучения педагогического опыта;
Получать информацию по теме изучения педагогического опыта через систему Internet;
Определять и анализировать содержание педагогического опыта коллег, изучать собственную педагогическую деятельность, обобщать передовой педагогический опыт;
Определять результативность педагогического процесса;
Выявлять путём наблюдения личностные и профессиональные качества педагога, опыткоторого изучается, и оценивать их влиянии на результативность педагогического процесса.
В первую очередь, любой преподаватель должен быть открыт изменениям в его сфере. Нужно уметь предсказать некоторые из изменений наперёд и подготовить себя и студентов к ним.
Белорусская общественность связывает деятельность современного учителя с его творческой самостоятельностью, мобильностью, высоким интеллектуальным и нравственным потенциалом, с его профессиональной компетентностью и культурным уровнем, опережающим уровень социального окружения. Это, несомненно, выдвигает на первый план необходимость поиска и внедрения в практику повышения квалификации учителей современных педагогических технологий, стимулирующих образовательную активность личности. Достижение данных требований невозможно, с одной стороны, без осознания учителем своей высокой личной ответственности и, с другой стороны, без постоянного обновления знаний и практических умений специалиста в процессе повышении квалификации и самообразования. Совершенствование качества образовательного процесса в учебных заведениях, повышение эффективности обучения напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Повышению уровня профессионального мастерства способствуют различные курсы повышения квалификации, семинары и конференции, посещение занятий коллег и т.п. Но их роль невелика без процесса самообразования преподавателя.
2.5 Оценка эффективности внедрения инновационных технологий
Говоря о эффективности, в первую очередь стоит отметить, что инновационные технологии в первую очередь повышают мотивацию как студентов лингвистических вузов так и преподавателей. Процесс внедрения инновационных технологий дорогой, но окупаемый так как кадры, прошедшие путь обучения по инновационным технологиям становятся конкурентоспособными на международном рынке труда. Они получают возможность в дальнейшем вводить свои инновации, они открываются на встречу грядущим изменениям.
Результатом того, что преподавание иностранных языков не стоит на месте служит целое многообразие компьютерных программ, электронных словарей и переводчиков, электронные ролевые игры, которые максимально приближены к реальным условиям, так же огромное количество новых методик, учебников, программ, курсов иностранных языков. Все эти программы характеризуются простотой в использовании и широтой возможностей. Используя Интернет программы можно напрямую общаться с носителями языка. Я не думаю, что нашёлся бы такой человек, которому нужно объяснять роль иностранного языка в современном мире. Развитие поликультурной, многоязычной личности сейчас для всех преподавателей стоит на первом месте.
Предлагаю рассмотреть эффективность у школьников:
Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в современной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора моделей построения курсов обучения по предмету, учебных пособий и других обучающих средств. Современный учитель отказывается от готовых методических "рецептов", жестко регламентирующих деятельность в рамках конкретной методической системы, в пользу анализа современной ситуации обучения иностранным языкам, в пользу эффективного использования новых технологий в учебном процессе. Современные технологии - это, несомненно, компьютерные технологии, имеющие ряд преимуществ перед традиционными методами.
Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе способствует повышению интереса к учебе, но и возможность регулировать предъявление учебных задач по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации.
Развитие лексических навыков для последующего их включения в речевую деятельность учащихся является основной задачей в овладении лексикой. Применение компьютерных технологий при формировании лексических навыков значительно усиливает эффективность данного процесса. Как известно, навыки подразделяются на две группы: продуктивные и рецептивные лексические навыки. В компьютерной программе для обучения лексике "Winnie the Pooh" и "Reward" компьютерное ознакомление позволяет выполнить следующие операции с лексическими единицами:
Рецептивный аспект:
1. Распознавание графического образа слова на основе его звукового образа: компьютер произносит слово, учащимся следует найти его в списке слов.
2. Распознавание значения слова на основе его звукового образа: компьютер произносит слово, ребята находят соответствующую картинку (или слово родного языка).
3. Распознавание значения слова на основе его графического образа: компьютер показывает слово, школьники подбирают соответствующую картинку (или слово родного языка). Графическая форма: на экране даны буквы i, l, k, e. Ребятам предлагается составить из них слово.
4. Распознавание графического образа слова на основе его значения: компьютер показывает картинку, ученики находят слово иностранного языка, соответствующее картинке.
5. Классификация имеющихся слов по значению: компьютер показывает слова, учащимся следует подобрать к каждой картинке слово из имеющихся слов, помещая их на соответствующие картинки.
Рецептивно-продуктивный аспект:
Актуализация графического образа слова по его звуковому образу: компьютер произносит слово, школьнику следует написать его.
Продуктивный аспект
1. Актуализация графического образа слова по его значению: компьютер показывает картинку, ученик пишет соответствующее слово.
2. На экране появляется русский перевод слова. Ученик произносит это слово на английском языке до тех пор, пока все слова не будут произнесены правильно. Преимуществом данного приема является осуществление немедленной обратной связи. Компьютер объективно оценивает результаты усвоения лексики.
Все эти операции с лексическими единицами выполняются в строгой последовательности. Компьютер не пропускает учащегося к следующей операции, пока предыдущая операция со всеми лексическими единицами не будет полностью выполнена правильно. Многократное выполнение этих операций способствует более простому закреплению каждой лексической единицы. Кроме того, благодаря компьютеру такие упражнения не отнимают много времени.
Для отработки значения слова может служить, например, упражнение на распределение слов по тематическим группам (vegetables: tomato, potato, cabbage, carrot; fruit: orange, lemon, apple).
Для тренировки в употреблении слов с помощью компьютера можно, например, предложить учащимся составить предложение из данных слов: is, a, big, there, window, bedroom, in, my (there is a big window in my bedroom).
На этапе тренировки и применения лексики для продуктивной деятельности определяющими будут операции по соединению слов, исходя из содержания высказывания. С целью формирования продуктивных лексических навыков учитель использует компьютер для тренировки учащихся в действиях по сочетанию лексических единиц. Приведем пример упражнения для отработки от операции из программы "Winnie the Pooh":
- скажи, какими могут быть перечисленные предметы (envelope, stamp, paper, letter). Школьник должен правильно составить словосочетания из данных прилагательных и существительных, перемещая их из соответствующих колонок на строки снизу. При этом количество незаполненных строчек подсказывает ученику, что есть другие возможные словосочетания, которые он еще не составил. Учащийся, составивший словосочетаний больше других, получает большее количество баллов. Поскольку все дети работают одновременно, компьютер сразу же сообщает, кто стал победителем, и включает результаты каждого школьника в журнал успеваемости.
С целью формирования продуктивного навыка выполняется упражнение по заполнению пропуска в высказывании. Показателем правильности в данном случае является соответствие смыслового значения подставляемой лексической единицы той, с которой она сочетается. Например, учащимся предлагается заполнить пропуски в диалогах подходящими лексическими единицами. Или, например, дается задание выбрать фразу для ответа на вопрос.
Would you like some cabbage?
a) You are welcome
b) Yes, please
c) Help yourself
Быстрое выполнение подобных упражнений дает возможность увеличить объем изучаемой лексики за счет сэкономленного времени. Компьютер позволяет также интенсифицировать процесс обучения лексике на основе выполнения детьми разных, но равных по сложности заданий. Приведем пример упражнения на употреблении лексических единиц в речевой деятельности: ребятам предлагается составить целостный диалог из разрозненных реплик.
1. - Yes, yes. Take it, please.
- Would you like potatoes and cheese?
- Help yourself.
- Yes,please. May I have five potatoes, please?
- Thank you! I like apples. May I have an apple?
2. - It's a pity. Bye-bye.
- Good morning, Winnie!
- Would you like some tea and sweets?
- Here you are. Help yourself.
- You are welcome.
- Good morning, Rabbit!
- I would like some cabbage and a big red carrot, please.
- Thank you, Winnie.
- I must go home. Good bye.
Школьники, которые составили одинаковые диалоги, объединяются в пары. Они читают и заучивают диалоги по ролям. После этого диалоги проигрываются перед всем классом. При этом у детей, которые прослушивают диалоги, формируются рецептивные лексические навыки. При выполнении таких заданий возможна работа двух учащихся с одним компьютером, т.е. компьютер кроме обеспечения вариативности заданий способствует формированию у ребят умения работать индивидуально и в парах.