Использование инновационных процессов в обучении (на примере обучения английскому языку)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 03:33, курсовая работа

Описание

Цель исследования: обобщение и систематизация материала по проблеме инновационных процессов в педагогической деятельности.

Задачи исследования:

1.изучить теоретические источники информации по проблеме;
2.обозначить актуальность данной проблемы в современных условиях;

Содержание

Введение………………………………………………………………………..4

Глава 1. Теоретические аспекты инновационных процессов………………6

1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация………………………………………………………………………6
2.Сущность инновационной направленности педагогической деятельности……………………………………………………………………….12
3.Использование инновационных процессов на уроках английского языка………………………………………………………………………...……...20
Глава 2. Применение инноваций в системе образования………………….25

2.1 Метод проектов при обучении английскому языку как педагогическая инновация…………………………………………………………………………..25

2.2 Реализация инноваций по методике Сафоновой В.В. при обучении английскому языку………………………………………………………………...30

Заключение……………………………………………………………………34

Библиографический список………………………………………………….

Работа состоит из  1 файл

курсовая89.doc

— 225.00 Кб (Скачать документ)
  1. По проблематике В. И. Беляев выделяет:
  • инновации, направленные на изменение всей школы в целом, на создание в ней воспитательной системы или иной системо-образующей деятельности на основе концептуальных идей;
  • инновации, направленные на разработку новых форм, технологий и методов  учебно-воспитательного процесса;
  • инновации, направленные на отработку нового содержания образования и новых способов его структурирования;
  • инновации, направленные на разработку новых форм и систем управления.
  1. В зависимости от области реализации и внедрения:
  • в содержании образования;
  • в технологиях обучения, в сфере воспитательных функций образовательной системы;
  • в структуре взаимодействия участников педагогического процесса, в системе педагогических средств и т. д.
  1. По источнику возникновения:
  • внешние (за пределами образовательной системы);
  • внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы).

    7.  По масштабу использования:

  • единичные;
  • диффузные.
  1. В зависимости от функциональных возможностей:
    • нововведения – условия (обеспечивают эффективный образовательный процесс (новое содержание образования, инновационные образовательные среды, социокультурные условия и т. д.);
  • нововведения-продукты (педагогические средства, технологические образовательные проекты и т. д.);
  • организационно-управленческие нововведения (качественно новые решения в структуре образовательных систем и управленческих процедурах, обеспечивающих их функционирование).
  1. По масштабности и социально-педагогической значимости М. В. Кларин выделяет:
  • федеральные;
  • региональные;
  • субрегиональные (предназначены для образовательных учреждений определённого типа и для конкретных профессионально-типологических групп педагогов).
  1. По осмыслению перед внедрением инноваций:
  • случайные (инновации надуманные и привнесённые извне, не вытекающие из логики развития образовательной системы. Чаще всего они внедряются по приказу вышестоящего руководства и обречены на поражение);
  • полезные (инновации, соответствующие миссии образовательного учреждения, но неподготовленные, с неопределёнными целями и критериями, не составляющими единого целого со школьной системой);
  • системные (инновации, выведенные из проблемного поля с чётко обозначенными целями и задачами. Они строятся на основе учёта интересов учащихся и педагогов и носят характер преемственности с традициями.).

     Опираясь  на выше изложенное, можно сформулировать основную закономерность классификаций инноваций: чем выше ранг инноваций, тем больше требования к научно-обоснованному управлению инновационным процессом. Инновации и нововведения всегда будут востребованы в педагогической деятельности. Их развитие помогает достичь большего успеха в развитии образования. Благодаря этому развитию произошел переход к разнообразию типов, уровней, профилей образования. Появилась реальная возможность выбора типов заведений, профиля и уровня обучения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    
    1. Сущность  инновационной направленности педагогической деятельности.

    Нововведения, или инновации, характерны для любой  профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и  внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом  научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Инновационность всегда была свойственна развитию педагогической деятельности.

    Например, зародившийся еще в Древней Греции метод сократических бесед, приводящих к истине, был в свое время значительным новшеством и не потерял своего развивающего потенциала до наших дней. Глубоко инновационным для своего времени была теория и практика великого чешского педагога Я. А. Каменского, заложившего основы классно-урочной системы, сформировавшего ведущие принципы массового обучения.7 Так же Ж. Ж. Руссо обосновал теорию свободного воспитания, проходящее в процессе наблюдения, чтения, труда, бесед, духовного обогащения и закаляя душу подрастающего человека.

    Современная педагогическая наука постоянно развивается и прогрессирует. Меняются взгляды на педагогический процесс, методы и средства обучения и воспитания становятся более гуманными и эффективными. Постоянно возникают новые тенденции образования, экспериментальная педагогика активно распространяет свои идеи, многие из которых становятся частью широко используемых педагогических методов.

    Образовательная практика нацелена на удовлетворение потребности прежде всего в престижных специалистах. Например, в области  права, бизнеса, банковского дела и  так далее. Но набор по специальностям, не пользующимся рыночным спросом, не уменьшается. Поэтому развитие системы образования происходит не за счет улучшения качества обучения, а за счет все большего увеличения образовательных учреждений и новых специальностей.

    Однако  логика требует иного подхода: не введения новых предметов, дисциплин, что создает проблему перегруженности  учащихся и снижение интереса к учебе, а ориентации на адекватное решение  вопроса о содержании образования. К тому же традиционные методы обучения не отвечают ни потребностям обучаемых, ни требованиям, которые предъявляются к выпускникам различных образовательных учреждений со стороны общества.8

    Инновационная направленность педагогической деятельности предполагает включение учителей  в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создание в школе определенной инновационной среды. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:9

  1. инновационная направленность деятельности учителей и воспитателей, включающая в себя создание, освоение и использование педагогических новшеств, выступает средством обновления образовательной политики;
  2. усиление гуманитаризации содержания образования, непрерывное изменение объема, состава учебных дисциплин, введение новых учебных предметов требуют постоянного поиска новых организационных форм, технологий обучения;
  3. происходит изменение отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств;
  4. вхождение общеобразовательных учебных заведений в рыночные отношения, создание новых типов учебных заведений, в том числе и негосударственных, создают реальную ситуацию их развития и совершенствования в целях достижения конкурентоспособности. 

    Сегодня в сфере образования внедряется громадное количество инноваций  различного характера, направленности и значимости. Это делается для  того, чтобы престиж образования  не падал. Чтобы у людей повышался интерес к знаниям, которые они бы могли применять в современном мире. Будь то работа или повседневная жизнь.

    Для этого проводятся большие и малые  государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику и технологию преподавания. К нововведениям в сфере образования относят следующие изменения:10

  1. в общественном положении образования и уровне финансирования системы;
  2. в структуре системы образования;
  3. в содержании образования, то есть в учебных планах и программах по всем или отдельным предметам;
  4. во внутренней организации деятельности школы;
  5. в отношениях «учитель – ученик»;
  6. в методах обучения;
  7. в оборудовании учебных заведений и использовании информационных технологий в образовании;
  8. в строительстве зданий и помещений для учебных заведений.

    Каждое  изменение объясняется следующим образом. Например, с 1990-х годов количество желающих поступить в институты резко сократилось. Во многих высших учебных заведениях появилась проблема с набором студентов. Отношение к образованию в обществе можно определять по той доле финансирования, которая выделяется государством на систему образования.

    Структура системы образования весьма подвижный  элемент системы образования. Изменения  в ней происходят очень часто  и не всегда носят позитивный характер. На структуру системы образования очень сильное влияние оказывает субъективный фактор – желания, стремления, убеждения.

    Содержание  образования – более стабильный фактор, однако и он тоже претерпевает изменения. Изменения здесь  являются результатом открытий в различных областях науки и изменений в технологиях производства.

    Внутренняя  организация школьной деятельности включает в себя организацию определенного  типа школы, а так же организацию  некоторых вопросов учебной деятельности (группирование учеников по отдельным предметам).

    Отношения «учитель – ученик» в значительной степени зависят от общего уровня развития общества. Такая характеристика отношений в школе является отражением характеристики отношений в обществе. Многие учителя уже стараются  формировать более гуманные человеческие отношения, чтобы использовать их в будущем.

      К нововведениям в методах  обучения следует отнести: групповое обучение, различные формы индивидуальной работы, различные формы бригадного обучения, введение системы развивающего обучения и другие.

    Изменения в оборудовании учебных заведений  и использовании информационных технологий в образовании включают в себя: применение аудиовизуальных и других средств дидактической техники, диапозитивы, фильмы, микрофильмы, проигрыватели, магнитофоны, программное обучение с ЭВМ и без него, радиопередачи, телевидение.

    Здания  и оборудование помещений для  учебных заведений являются необходимым  элементом образовательного процесса, однако они не представляют собой  определяющий фактор образования.

    Любое изменение всегда сталкивается с рядом проблем при его введении. Так, например, одной из самых острых проблем в системе образования является проблема организации учебного процесса с использованием современных педагогических и информационных технологий. Так как не каждое учебное заведение располагает достаточным уровнем знаний и применений на практике в данной сфере.

    Педагогические  и информационные технологии способствуют реализации основных концептуальных идей и достижению поставленных целей  в области образования. Педагог использует их в своей профессиональной деятельности. У каждого педагога за многие годы работы вырабатывается собственный опыт преподавания, а так же способ взаимодействия с учащимися. Так как постоянно меняются запросы общества, то меняются цели обучения. Всегда используются разные стили обучения.

    Учителю очень трудно бывает изменить привычный  стиль преподавания. На этом этапе  появляется огромное количество трудностей. Но преподаватели пытаются справляться  с этим и даже в будущем разрабатывают новый стиль преподавания.

    Так психолог из Израиля М. Мосстон предложил  спектр, или последовательность, шести  стилей преподавания.

      1. Контролирующий стиль (самый традиционный метод, обеспечивающий полный контроль над учениками);
      2. стиль с акцентом на выполнение задания (учащимся разрешается выбирать, где и в каком темпе они будут выполнять задания, как это обычно делается в лаборатории, физкультурном зале, в художественной или музыкальной студии);
      3. стиль взаимообучения (партнерский подход, при котором обучение происходит в малых группах, когда учащиеся по очереди выступают в роли учителей под наблюдением педагога);
      4. индивидуальный стиль (используются индивидуальные задания, материал которых выбирается учителем, однако учащиеся сами определяют, когда и как они его завершат);
      5. стиль исследования под руководством учителя (учитель создает такие условия обучения, когда учащиеся в основном сами находят необходимую информацию или объяснения);
      6. стиль решения проблем (этот стиль похож на свободное изучение, при котором учащиеся сами решают, что изучать, в то время как учитель выступает в роли советчика).11

Информация о работе Использование инновационных процессов в обучении (на примере обучения английскому языку)