Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2011 в 03:33, курсовая работа
Цель исследования: обобщение и систематизация материала по проблеме инновационных процессов в педагогической деятельности.
Задачи исследования:
1.изучить теоретические источники информации по проблеме;
2.обозначить актуальность данной проблемы в современных условиях;
Введение………………………………………………………………………..4
Глава 1. Теоретические аспекты инновационных процессов………………6
1. Понятие об инновациях в образовании, их классификация………………………………………………………………………6
2.Сущность инновационной направленности педагогической деятельности……………………………………………………………………….12
3.Использование инновационных процессов на уроках английского языка………………………………………………………………………...……...20
Глава 2. Применение инноваций в системе образования………………….25
2.1 Метод проектов при обучении английскому языку как педагогическая инновация…………………………………………………………………………..25
2.2 Реализация инноваций по методике Сафоновой В.В. при обучении английскому языку………………………………………………………………...30
Заключение……………………………………………………………………34
Библиографический список………………………………………………….
7. По масштабу использования:
Опираясь
на выше изложенное, можно сформулировать
основную закономерность классификаций
инноваций: чем выше ранг инноваций, тем
больше требования к научно-обоснованному
управлению инновационным процессом.
Инновации и нововведения всегда будут
востребованы в педагогической деятельности.
Их развитие помогает достичь большего
успеха в развитии образования. Благодаря
этому развитию произошел переход к разнообразию
типов, уровней, профилей образования.
Появилась реальная возможность выбора
типов заведений, профиля и уровня обучения.
Нововведения,
или инновации, характерны для любой
профессиональной деятельности человека
и поэтому естественно
Например, зародившийся еще в Древней Греции метод сократических бесед, приводящих к истине, был в свое время значительным новшеством и не потерял своего развивающего потенциала до наших дней. Глубоко инновационным для своего времени была теория и практика великого чешского педагога Я. А. Каменского, заложившего основы классно-урочной системы, сформировавшего ведущие принципы массового обучения.7 Так же Ж. Ж. Руссо обосновал теорию свободного воспитания, проходящее в процессе наблюдения, чтения, труда, бесед, духовного обогащения и закаляя душу подрастающего человека.
Современная педагогическая наука постоянно развивается и прогрессирует. Меняются взгляды на педагогический процесс, методы и средства обучения и воспитания становятся более гуманными и эффективными. Постоянно возникают новые тенденции образования, экспериментальная педагогика активно распространяет свои идеи, многие из которых становятся частью широко используемых педагогических методов.
Образовательная практика нацелена на удовлетворение потребности прежде всего в престижных специалистах. Например, в области права, бизнеса, банковского дела и так далее. Но набор по специальностям, не пользующимся рыночным спросом, не уменьшается. Поэтому развитие системы образования происходит не за счет улучшения качества обучения, а за счет все большего увеличения образовательных учреждений и новых специальностей.
Однако логика требует иного подхода: не введения новых предметов, дисциплин, что создает проблему перегруженности учащихся и снижение интереса к учебе, а ориентации на адекватное решение вопроса о содержании образования. К тому же традиционные методы обучения не отвечают ни потребностям обучаемых, ни требованиям, которые предъявляются к выпускникам различных образовательных учреждений со стороны общества.8
Инновационная направленность педагогической деятельности предполагает включение учителей в процесс создания, освоения и использования педагогических новшеств в практике обучения и воспитания, создание в школе определенной инновационной среды. Необходимость в инновационной направленности педагогической деятельности в современных условиях развития общества, культуры и образования определяется рядом обстоятельств:9
Сегодня в сфере образования внедряется громадное количество инноваций различного характера, направленности и значимости. Это делается для того, чтобы престиж образования не падал. Чтобы у людей повышался интерес к знаниям, которые они бы могли применять в современном мире. Будь то работа или повседневная жизнь.
Для этого проводятся большие и малые государственные реформы, внедряются новшества в организацию, содержание, методику и технологию преподавания. К нововведениям в сфере образования относят следующие изменения:10
Каждое изменение объясняется следующим образом. Например, с 1990-х годов количество желающих поступить в институты резко сократилось. Во многих высших учебных заведениях появилась проблема с набором студентов. Отношение к образованию в обществе можно определять по той доле финансирования, которая выделяется государством на систему образования.
Структура системы образования весьма подвижный элемент системы образования. Изменения в ней происходят очень часто и не всегда носят позитивный характер. На структуру системы образования очень сильное влияние оказывает субъективный фактор – желания, стремления, убеждения.
Содержание образования – более стабильный фактор, однако и он тоже претерпевает изменения. Изменения здесь являются результатом открытий в различных областях науки и изменений в технологиях производства.
Внутренняя организация школьной деятельности включает в себя организацию определенного типа школы, а так же организацию некоторых вопросов учебной деятельности (группирование учеников по отдельным предметам).
Отношения «учитель – ученик» в значительной степени зависят от общего уровня развития общества. Такая характеристика отношений в школе является отражением характеристики отношений в обществе. Многие учителя уже стараются формировать более гуманные человеческие отношения, чтобы использовать их в будущем.
К нововведениям в методах обучения следует отнести: групповое обучение, различные формы индивидуальной работы, различные формы бригадного обучения, введение системы развивающего обучения и другие.
Изменения в оборудовании учебных заведений и использовании информационных технологий в образовании включают в себя: применение аудиовизуальных и других средств дидактической техники, диапозитивы, фильмы, микрофильмы, проигрыватели, магнитофоны, программное обучение с ЭВМ и без него, радиопередачи, телевидение.
Здания и оборудование помещений для учебных заведений являются необходимым элементом образовательного процесса, однако они не представляют собой определяющий фактор образования.
Любое изменение всегда сталкивается с рядом проблем при его введении. Так, например, одной из самых острых проблем в системе образования является проблема организации учебного процесса с использованием современных педагогических и информационных технологий. Так как не каждое учебное заведение располагает достаточным уровнем знаний и применений на практике в данной сфере.
Педагогические и информационные технологии способствуют реализации основных концептуальных идей и достижению поставленных целей в области образования. Педагог использует их в своей профессиональной деятельности. У каждого педагога за многие годы работы вырабатывается собственный опыт преподавания, а так же способ взаимодействия с учащимися. Так как постоянно меняются запросы общества, то меняются цели обучения. Всегда используются разные стили обучения.
Учителю очень трудно бывает изменить привычный стиль преподавания. На этом этапе появляется огромное количество трудностей. Но преподаватели пытаются справляться с этим и даже в будущем разрабатывают новый стиль преподавания.
Так психолог из Израиля М. Мосстон предложил спектр, или последовательность, шести стилей преподавания.