Коммуникативная компетенция преподавателя иностранного языка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 11:57, курсовая работа

Описание

Актуальность исследования. Важность специальной речевой подготовки будущих учителей иностранного языка становится очевидной уже в первые дни педагогической практики студентов педагогически ориентированных вузов. Как показывает опыт, большинство из них испытывает определенные трудности в педагогическом общении на преподаваемом языке. Отчасти это объясняется тем, что данный аспект не рассматривается в методиках предметного обучения и практически игнорируется в программах общеязыковой подготовки учителей иностранного языка.

Работа состоит из  1 файл

ОСНОВА ГОТОВА.doc

— 154.50 Кб (Скачать документ)

В учебном заведении  игра должна представлять собой «самостоятельную познавательную деятельность студента в рамках конкретных правил и условий, направленных на поиск, обработку и усвоение учебной информации для принятия решений в проблемной ситуации». [Ахметов, Хайдаров 1986, с. 17]

Как показывает практика, учебная игра обеспечивает динамичность и продуктивность мышления, способствует развитию оперативности памяти в процессе познавательной деятельности. Кроме того, она служит выполнению и своей главной цели – приобретению опыта и, в нашем случае, развитию коммуникативной компетенции.

Е.А. Маслыко предложил в процессе подготовки будущих преподавателей использовать метод видеотренинга: в рамках изучения проблемы ситуативно-игрового моделирования в ходе учебной деятельности студентов на базе Минского ГПИИЯ была осуществлена попытка внедрения технологии интенсивного обучения иностранному языку. [Маслыко, с. 81]. Студентам демонстрировались отснятые фрагменты школьных уроков, проводился их коллективный анализ, устраивалось обсуждение и т.д. Метод показал себя очень эффективным и приобрел массу сторонников среди студентов и преподавателей института.

Что может служить  источником приобретения коммуникативной  компетенции?

Ю.Н. Емельяновым, который определяет коммуникативную компетентность как «конгломерат знаний, языковых и неязыковых умений, и навыков общения, приобретаемых человеком в ходе естественной социализации, обучения и воспитания»,  проведено исследование теории формирования и практики совершенствования коммуникативной компетентности. [Емельянов 1992].

Исследователь четыре основных источника приобретения человеком коммуникативной компетентности: жизненный опыт, искусство, эрудиция, специальные научные методы.

 В ходе всестороннего  анализа Ю.Н.Емельянов приходит к выводу о том, что индивидуально-психологической основой коммуникативной компетентности является межличностный опыт и межличностное поведение.

По каким показателям  можно судить о достаточном уровне сформированности коммуникативной  компетенции?

Детальный анализ педагогической и психологической научной литературы позволяет нам сделать вывод  о том, что показателями уровня сформированности коммуникативной компетентности учителя большинство исследователей считают обладание:

- теоретическими знаниями  о закономерностях построения  межличностных отношений, коммуникативных  воздействий и взаимодействий; особенностей возрастных психологических процессов;

- практическими умениями: адекватно воспринимать и понимать  своеобразие личности, чувствовать  другого, сопереживать, «моделировать»  собеседника, прогнозировать развитие  межличностных отношений, пользоваться механизмами воздействия коммуникативного воздействия, создавать благоприятный нравственный климат, владеть техникой речи, ведения спора, аргументации, соблюдать речевую дисциплину, пользоваться невербальными средствами и т.д.

Каковы особенности  формирования коммуникативной компетенции преподавателя иностранного языка?

В ходе реализации своей  профессиональной деятельности преподаватель  должен владеть не просто «техникой  речи», а техникой грамотной речи на преподаваемом языке, будучи способным  в доступной и интересной форме изложить учебный материал в любой коммуникативной ситуации подопечным разного уровня – от школьников начальных классов до студентов старших курсов языковых вузов. 

В связи с этим, считаем  нужным изучить вопрос о профессиональных жанрах речи педагога.

Л.В. Рубцова предлагает следующую классификацию:

1) В сфере средств обучения:

А) в сфере ориентации учащихся в пространстве урока: приветствие, фонетическая зарядка, введение в сюжет урока, подведение итогов;

Б) в сфере организации и координации работы учащихся с языковым материалом: введение в учебный процесс основных речемыслительных операций – репродукции, подстановки, расширения, трансформации и комбинирования;

2) В сфере говорения  как средств обучения:

А) Предтекстовые речевые партии учителя, вводящего в пространство урока последовательность этапов предстоящей работы, включая краткую аннотацию о тексте, который вводится в содержание урока.

Б) Формулировка и ответы на вопросы с использованием фактульной, текстовой или речевой ситуации;

В) Объяснение нового материала, информативные речевые партии, справки, речевые партии фонового типа, определения разного вида, вопросы контролирующего характера, введение в способ деятельности, выговор, замечание, нотация, и др. [Рубцова 2006].

Одной из наиболее серьезных трудностей, возникающих у будущего специалиста при подготовке в этом направлении, является незнание/недостаточное знание терминологии, необходимой для осуществления упомянутых выше речевых партий.

Учитывая тот факт, что в подавляющем большинстве современных учебников нет необходимого методического аппарата, составление «Словаря лингвистических терминов для будущего учителя»  стало бы оптимальным решением проблемы, считает В.С. Борисов. [Борисов, с. 85].

Таким образом, в этой части нашей работы мы изучили источники и пути формирования коммуникативной компетенции у будущих преподавателей иностранного языка, ознакомились с методами, использующимися для развития данной компетенции, а также с показателями оценки уровня ее сформированности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Исследование показало, что профессиональная речь является основным неотъемлемым компонентом  профессиональной компетентности педагога-преподавателя иностранного языка.

От целостной и связной профессиональной речи во многом зависит эффективность коммуникативного взаимодействия преподавателя с учащимися.

Установлено, что овладение  целостной и связной речью  при осознанном употреблении указанных речевых параметров в педагогических ситуациях способствует более эффективному педагогическому взаимодействию, осмыслению профессионального опыта и важности профессионально-речевых параметров, что приводит к повышению профессиональной мотивации обучающихся и более профессионально-направленному овладению искомыми параметрами профессиональной речи.

Характерной особенностью  профессиональной коммуникативной компетенции преподавателя иностранного языка является ее метаязыковая природа. Детальное изучение данной проблемы показало, что процесс профессионально-речевой подготовки преподавателей иностранного языка в педагогически ориентированном  вузе не способствует эффективному формированию целостности и связности профессиональной речи в полной мере, что диктует необходимость нового подхода к данной проблеме.

Нами была изучена  структура профессиональной коммуникативной компетенции преподавателей иностранного языка;  были проанализированы факторы, препятствующие ее успешной реализации и функционированию в ходе педагогического общения; установлены возможные пути формирования и развития данной компетенции.

Таким образом, успешно выполнив  задачи, сформулированные в начале исследования, мы заложили прочную, теоретически обоснованную базу для следующей части нашей работы, главной целью которой станет, напомним, разработка модели формирования и развития профессиональной коммуникативной компетенции у преподавателей французского языка.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Андреева Г.М. Принципы деятельности и исследования общения/Общение и деятельность/Г.М. Андреева. Прага, 1988.
  2. Ахметов И.К., Хайдаров Ж.С. Игра – как процесс обучения/И.К. Ахметов, Ж.С. Хайдаров. – Алма-Ата: «Мектеп», 1986. – 17 с.
  3. Баяни Мария Николаевна. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя-бакалавра : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01.- Альметьевск, 2006.- 188 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-13/133.
  4. Бодалев А. А., Панферов В. Н. Понятие и виды общения // Основы социально-психологической теории. М., 1995.
  5. Вяликова Г.С. Гуманистическая сущность, содержание и структура профессиональной компетентности учителя/под ред. З.И. Равкина// Проблемы образования и воспитания в контексте гуманистической парадигмы педагогики. – М., 2000.
  6. Гершунский, Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гершунский. М. : Интердиалект, 1997. - С. 75-87.
  7. Емельянов Ю.Н. Теория формирования и практика совершенствования коммуникативной компетентности. Дис. д-ра психол. наук. СПб: СПб ун-т, 1992 – 178 с.
  8. Зеер Э.Ф. Психология личностно ориентированного профессионального образования. Екатеринбург, 2000, с. 181.
  9. Каптерев П.Ф. Избранные педагогические сочинения. – М., 1982.
  10. Коджаспиров А. Ю. Коджаспирова Г. М./ Педагогический словарь/ А. Ю. Коджаспиров, Г. М.Коджаспирова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 176 с.
  11. Н.В.Кузьмина/ Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения/ М.: Высш. шк., 1990. - 119 с.
  12. Исаева Т.Е. Классификация профессионально-личностных компетенций вузовского преподавателя. В сб.: Труды международной научно-практической Интернет-конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сб. ‒ Ростов-н/Д: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2006, с. 15 – 21.
  13. Леонтьев А.А. Педагогическое общение, М., 1979.
  14. Ломакина, О.Е. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка : дис. канд. пед. наук : 13.00.08 / О.Е. Ломакина. Волгоград, 1998. - 255 с.
  15. Маркова А.К. Психологич. анализ проф. компетентности учителя, Советская педагогика, 1990, №8, с. 82, 84-85.
  16. Морева Н.А. Педагогика среднего профессионального образования/Н.А. Морева, М.: Академия, 2001.
  17. Мудрик А.В. Коммуникативная культура личности/ А.В. Мудрик, М.: Просвещение. – 1989.
  18. Рубцова Л.В. Формирование профессиональной речевой компетенции будущих учителей иностранного языка в процессе педагогической практики : Дис. канд. пед. наук : 13.00.08 Тольятти, 2006. РГБ ОД, 61:06-13/1177- 215 с.
  19. Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности/ И.С. Сергеев. – СПб, 2004
  20. Сластенин В.А. Формирование профессиональной культуры учителя/В.А. Сластенин, М.: Прометей, 1993 – 178 с.
  21. Смелкова З.С. Пед. общение/З.С. Смелкова. – М., «Наука», 1999 – 232 с.
  22. Соловова Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителя ИЯ:интегративно-рефлексивный подход, монография, М.,ГЛОССА-ПРЕСС, 2004 – 336 с.

 

  1. Шишов С.Е., Кальней В.А./Школа: Мониторинг качества образования/ С.Е.Шишов,  В.А. Кальней. – М., 2003
  2. Иностранные языки в школе, 1989, №6, с. 85.
  3. Иностранные языки в школе, М. 1989, №6, стр. 81.
  4. «Энциклопедия профессионального образования», в 3-х томах / Под ред. С.Я. Батышева. – М., АПО. 1998, стр. 66.
  5. Hymes D. Models of the interaction of language and social life/D//Hymes//Directions in sociolinguistics.- NY, 1972 – p. 55-73.

 


Информация о работе Коммуникативная компетенция преподавателя иностранного языка