Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2012 в 16:24, курсовая работа
Целью исследования - рассмотреть употребление концептуальных метафор при описании личности в художественных произведениях.
Объектом нашего исследования является концептуальная метафора.
Предмет нашего исследования – концептуальная метафора в описании внешности героев в художественной литературе.
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1 Когнитивная лингвистика и ее сущность ……………………………...5
1.1 Понятие когнитивной лингвистики ……………...………..…………….….5
1.2.Понятие и классификация метафор……………………………..…….……9
1.3Теория концептуальной метафоры……………………………..……….…..17
Выводы по первой главе…………………………………………….…………..21
Глава 2 Концептуальная метафора в художественной литературе…………..23
2.1 Концептуальная метафора в описании личности на основе рассказа С. Моэма «Сальваторе»……….………………..………………………….…..…...23
2.2 Концептуальная метафора в описании личности на основе рассказа О. Генри «Горящий светильник»………………………...………………….…..…27
Выводы по второй главе……………………………….………………………..31
Заключение…………………………………………………………………….…32
Список использованной литературы………………………….………………..35
30
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Когнитивная лингвистика и ее сущность ……………………………...5
1.1 Понятие когнитивной лингвистики ……………...………..…………….….5
1.2.Понятие и классификация метафор……………………………..…….……9
1.3Теория концептуальной метафоры……………………………..……….…..17
Выводы по первой главе…………………………………………….…………..
Глава 2 Концептуальная метафора в художественной литературе…………..23
2.1 Концептуальная метафора в описании личности на основе рассказа С. Моэма «Сальваторе»……….………………..………………
2.2 Концептуальная метафора в описании личности на основе рассказа О. Генри «Горящий светильник»………………………...…………………
Выводы по второй главе……………………………….………………………..3
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………….………………..
Введение
Метафоры занимают немалую долю слов и выражений в нашей речи. Мы пользуемся ими, создаем их незаметно для себя. Метафоры, бесспорно, играют важную роль в языке, пополняя недостаток слов для обозначения новопоявившихся понятий, что особенно важно для языка науки, а также выполняют и множество других функций.
Когнитивный подход к исследованию метафоры, являющийся основным в данной работе, на сегодняшний день представляется наиболее актуальным, поскольку он является отражением нынешней потребности в интеграции подходов к предмету исследования. В рамках данного подхода метафора охватывает широкий класс случаев осмысления сущностей одной понятийной области в терминах, существенно отличающейся от неё, другой понятийной области. Метафора является результатом когнитивных процессов, сущность которых состоит в том, что после осуществления концептуального переноса структуры (фреймов) из области-источника в область цели с последующей проекцией на ментальное пространство происходит формирование нового понятия и нового взгляда на предмет или явление.
Сила концептуальных метафор заключается в их постоянном бессознательном использовании: «все, на чем мы основываемся постоянно, неосознанно и автоматически, настолько сжилось с нами, стало частью нас самих, что мы не можем этому противостоять, часто просто потому, что это проходит незамеченным». Характерной чертой метафор является то, что они не исчезают, но остаются в человеческом сознании. Логические следствия их действия проявляются в особенностях нашего понимания мира [24; 166-168].
Актуальность исследования определяется современными тенденциями в области изучения метафоры в свете когнитивной теории.
Целью исследования - рассмотреть употребление концептуальных метафор при описании личности в художественных произведениях.
Объектом нашего исследования является концептуальная метафора.
Предмет нашего исследования – концептуальная метафора в описании внешности героев в художественной литературе.
В соответствии с объектом, предметом и целью исследования, мы поставили следующие задачи:
- рассмотреть когнитивную лингвистику определить ее сущность;
- дать определение понятию «метафора» и рассмотреть ее классификацию;
- выяснить в чем заключается теория концептуальной метафоры;
- на примере рассказа С. Моэма «Сальваторе» проанализировать употребление концептуальных метафор при описании личности.
- проанализировать рассказ О. Генри «горящий светильник» на предмет наличия контекстуальных метафор при описании внешности персонажей.
Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Материалом исследования послужил рассказ С.Моэма «Сальваторе» и рассказ О. Генри «Горящий светильник».
Методы исследования: обзор и описательный анализ литературы.
Глава 1 Когнитивная лингвистика и ее сущность
1.1 Понятие когнитивной лингвистики
Когнитивная лингвистика прочно заняла свое место в парадигме концепций современного мирового языкознания. Именно ее возникновение и бурное развитие на современном этапе являются характерной чертой языкознания рубежа веков.
Становление современной когнитивной лингвистики связывают с трудами таких американских авторов как Дж. Лакофф, Р. Лангакер, Р. Джакендофф и ряд других. Подробно и детально труды этих ученых, а также развитие проблематики когнитивной лингвистики рассмотрены и охарактеризованы в работах Е. С. Кубряковой. Труды Е. С. Кубряковой стали фундаментальными и легли в основу когнитивной лингвистики в России.
По мнению Е. С. Кубряковой и В. 3. Демьянкова, когнитивная лингвистика изучает язык как когнитивный механизм, который играет важную роль в кодировании и трансформировании информации [10; 53-55].
Когнитивная лингвистика складывается в последние два десятилетия XX века, однако ее предмет – особенности усвоения и обработки информации, а также способы ментальной репрезентации знаний с помощью языка – был упомянут уже в первых теоретических трудах по языкознанию в XIX веке.
Фронтальная разработка лингвокогнитивных проблем начинается лишь в последние десятилетия XX века, и как раз на этот период приходятся основные публикации по когнитивной лингвистике.
Современная когнитивная лингвистика принадлежит к числу ряда наук, которые своими специфическими методами исследуют один общий предмет - когницию.
В связи с этим мы можем говорить о существовании когнитивной науки, которая является наукой междисциплинарной и объединяет усилия ученых различных специальностей (философов, психологов, логиков, лингвистов, психолингвистов, программистов, математиков, антропологов, кибернетиков и др.) с целью получить наиболее полное и адекватное представление о таком сложном феномене природы, как человеческое сознание и разум. Когнитивная лингвистика отвечает на такие же вопросы, но только в их непосредственной связи с языком.
Когнитивной наукой называют науку, которая, прежде всего, занимается когницией (отсюда и пошло ее название), а когнитивная лингвистика занимается когницией в ее языковом отражении [10, с.8-9].
Когниция происходит от английского «cognition». Этот термин довольно сложно однозначно перевести на русский язык, так как по своему содержанию он отличается от наиболее близкого ему русскоязычного термина «познания». Согласно определению, которое приводится в Краткой философской энциклопедии, «когниция» - это «знание, познание». Иными словами, в отличие от термина «познание», «когниция» означает и сам познавательный процесс – процесс приобретения знаний, и результаты этого процесса – знания. Поэтому этот термин используется наряду с термином «познание», когда имеются в виду процессы теоретического мышления или сознательного научного познания мира. Когниция охватывает не только теоретическое, целенаправленное познание, но и простое, обыденное (порой не всегда осознанное) постижение мира в ежедневной жизни человека, приобретение телесного, чувственно – наглядного, сенсорно – моторного опыта в повседневном взаимодействии человека с окружающим миром. Это любой процесс (сознательный или неосознанный), который связан с получением знаний, информации, их преобразованием, запоминанием, извлечением из памяти, использованием. Это – и восприятие мира, и наблюдение, и категоризация, и мышление, и речь, и воображение и многие другие психические процессы или их совокупность [10; 39-49].
Когниция как процесс познания и отражения сознанием человека окружающей действительности и преобразования этой информации в сознании, в настоящее время в современной науке понимается широко – если ранее термин когнитивный означает просто «познавательный» или «относящийся к познанию», то теперь он все более приобретает значение «ментальный», «внутренний», «интериоризованный».
Когницию разделяют на разные процессы, каждый из которых связан с определенной когнитивной способностью или видом когнитивной деятельности. К когнитивным способностям относится и способность говорить. Таким образом, когниция неразрывно связана с языком, потому как в основном мы именно на языке передаем весь наш накопленный опыт и знания, обмениваемся информацией, рассуждаем и о самих познавательных процессах, а также об их результатах.
К задачам когнитивной науки относят описание и изучение систем представления знаний и процессов обработки и переработки информации, а также исследование общих принципов организации когнитивных способностей человека в единый ментальный механизм, и установление их взаимосвязи и взаимодействия.
Таким образом, мы видим, что когнитивная лингвистика - одно из направлений междисциплинарной когнитивной науки. Если говорить о становлении когнитивной лингвистики как самостоятельной научной дисциплины, то необходимо означить и ее категориально-понятийный аппарат, потому что выработка метаязыка описания является первоочередной и важной задачей науки. При этом нужно отметить, что терминологическая система когнитивной лингвистики характеризуется не столько новыми терминами, сколько уточненными и унифицированными терминами, которые уже имеются в лингвистике или заимствованы из других наук.
Ключевыми терминами когнитивной лингвистики являются следующие: разум, знания, концептуализация, концептуальная система, когниция, языковое видение мира, когнитивная база, ментальные репрезентации, когнитивная модель, категоризация, вербализация, ментальность, константы культуры, концепт, картина мира, концептосфера, национальное культурное пространство и прочие. Все эти понятия связаны с когнитивной деятельностью человека, т.е. с такой деятельностью, в результате которой человек приходит к определенному знанию или решению. Когнитивная деятельность относится к процессам, сопровождающим обработку информации, и заключающимся в создании особых структур сознания. Тогда языковая (речевая) деятельность является одним из видов когнитивной деятельности.
Когнитивная лингвистика исследует ментальные процессы, которые происходят при восприятии, осмыслении и, как следствие, познании действительности сознанием, ровно как виды и формы их ментальных репрезентаций.
Материалом лингвокогнитивного анализа считается язык, а вот цели такого исследования могут различаться в разных конкретных направлениях когнитивной лингвистики от углубленного исследования языка при помощи когнитивного категориально-
Таким образом, когнитивная лингвистика, как самостоятельная область современной лингвистической науки, выделилась из когнитивной науки. Конечной задачей когнитивной лингвистики, как и когнитивной науки в целом, является «получение данных о деятельности разума» [13; 56]. При этом исследование сознания составляет общий предмет когнитивной науки и когнитивной лингвистики.
Когнитивная лингвистика отличается от других когнитивных наук именно своим материалом - она занимается исследованием сознания на материале языка (в то время как другие когнитивные науки проводят исследование сознания на своем материале), а также своими методами, которые заключаются в исследовании когнитивных процессов, а также в выводах о типах ментальных репрезентаций в сознании человека на основе применения к языку собственно лингвистических методов анализа имеющихся в распоряжении лингвистики с последующей когнитивной интерпретацией результатов исследования.
Главная отличительная черта когнитивной лингвистики в ее современном виде заключается не в постулировании в рамках науки о языке нового предмета исследования и даже не во введении в исследовательский обиход нового инструментария и процедур, а в чисто методологическом изменении познавательных установок. Возникновение когнитивной лингвистики – это один из эпизодов общего методологического сдвига, начавшегося в лингвистике с конца в 1950-х годов и сводящегося к снятию запрета на введение в рассмотрение «далеких от поверхности», недоступных непосредственному наблюдению теоретических (модельных) конструктов.
Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что предметом когнитивной лингвистики является исследование лексем, фразем, высказываний и текстов, которые репрезентируют в языке и речи определенные концепты. Исследуются стороны, слои и компоненты концепта, которые вошли в семантическое пространство языка (т.е. выявляется и описывается совокупность семем и сем языка), как они его категорируют, и в каких участках системы конкретного языка проявляется, обнаруживается исследуемый концепт.
1.2 Понятие и классификация метафор
По мнению многих исследователей [2; 6; 10; 17], сейчас в лингвистике отмечается пересмотр позиций касающихся вопросов соотношения мышления и языка, языкового отражения действительности.
В последнее время в сфере когнитивной лингвистики появляются работы, которые рассматривают метафоры как результат когнитивного мышления.
Итак, рассмотрим, что же такое метафора. Рождение и первое определение этому понятию дал еще Аристотель, который подчеркивал, что метафора это перенесение слова с изменением значения из рода в вид, из вида в род, или из вида в вид, или по аналогии. Метафора, по мнению Аристотеля, дает право «говоря о действительном, соединять с ним невозможное».
Толковый словарь Ожегова и Шведовой дает следующее объяснение слову: «Вид тропа, скрытое образное сравнение, уподобление одного предмета, явления другому (напр. чаша бытия), а также вообще образное сравнение в разных видах искусств. В лингвистике: переносное употребление слова» [18; 143].
Информация о работе Концептуальная метафора в художественной литературе