Методика применения мультимедийных презентаций Power Point при обучении лексике китайского языка на начальном этапе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2012 в 11:48, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение методики применения мультимедийных презентаций Power Point при обучении лексике китайского языка на начальном этапе обучения.
Выдвинуты следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты использования мультимедийных презентаций Power Point;
- рассмотреть Power Point как средство обучения иностранному языку;
- определить функции презентаций Power Point на уроке иностранного языка.

Работа состоит из  1 файл

курсовая Артамонов Д. И..docx

— 59.52 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

1.2 Особенности использования PowerPoint в учебном процессе.

 

Компьютерная программа  PowerPoint уже зарекомендовала себя как эффективное средство подготовки и демонстрации презентаций не только в сфере бизнеса, но и в образовании. Образовательный потенциал нового технического средства обучения может эффективно использоваться и на уроке иностранного языка в осуществлении наглядной поддержки обучения речи.

Преимущество презентации  PowerPoint в:

  1. сочетании разнообразной текстовой аудио- и видеонаглядности;
  2. возможности использования презентации как своеобразной интерактивной, мультимедийной доски, которая позволяет более наглядно семантизировать новый лексический и грамматический (а возможно, и фонетический) материал, а также осуществлять опорную поддержку при обучении всем видам речевой деятельности;
  3. возможности использования отдельных слайдов в качестве раздаточного материала (опоры, таблицы, диаграммы, графики, схемы, коллажи, цветные и черно-белые фолии, распечатки на бумаге и пр.);
  4. возможности управления вниманием учащихся за счет эффектов анимации и гиперссылок;
  5. активизации внимания всего класса;
  6. поддержании познавательного интереса обучающихся, усилении мотивации учения, а также эффективности восприятия и запоминания нового учебного материала;
  7. осуществлении контроля за усвоением новых знаний и систематизации изученного материала;
  8. сочетании аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся;
  9. экономии учебного времени;
  10. формировании компьютерной мультимедийной компетентности, как учителя, так и обучающегося, и развитии их креативных способностей в организации учеб ной работы [1].

Зачастую на уроке возникает  необходимость комбинированного набора различных видов средств наглядности. Программа PowerPoint и ее продукт (презентация) обладают рядом свойств, которые отличают их от традиционных средств представления наглядности. К ним относятся:

  1. интерактивность – способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя, что позволяет ему определять порядок и объем представляемой информации, а также вносить необходимые изменения в одну и ту же презентацию;
  2. мулътимедийностъ – использование комплекса эффектов для представления информации (текст, звук, графика, мультипликация, видео) одним техническим средством;
  3. комплексность представления информации – возможность управления показом презентации в различном режиме (линейно, с эффектами анимации, с помощью гиперссылок);
  4. дискретность – смысловая завершенность отдельного слайда или группы слайдов (он/они должны представлять законченный в смысловом отношении фрагмент презентации);
  5. программная совместимость – возможность использовать объекты из других программ, например из приложений MS Office;
  6. доступность технического инструментария – наличие у пользователя элементарных навыков работы с компьютером, в частности с программным пакетом MS Office [4].

Оформительские возможности  программы PowerPoint не противоречат требованиям, предъявляемым к традиционной наглядности, напротив, дополняют их специфическими компьютерными тонкостями.

 

 

 

 

 

1.3 Классификация мультимедийных презентаций.

Следует подчеркнуть, что  при подготовке презентаций учитель, стремящийся добиться успешного  результата своей работы, обращает внимание не только на традиционные требования к наглядности, но и на то, каким целям должна соответствовать презентация.

Презентации отличаются друг от друга по различным параметрам и могут быть классифицированы по разным критериям:

по направленности на определенную аудиторию:

  1. для работы в аудитории с проецированием на большой экран;
  2. для самостоятельной работы за персональным компьютером

по функциональному использованию:

  1. деловая (официальная, официально-эмоциональная, информационный ролик);
  2. учебная (чтение лекций, проведение семинаров, защита курсовых и дипломных работ, выступление на конференции);
  3. обучающая (при обучении дисциплинам в школе и в вузе);
  4. прикладная (раздаточный материал в виде графиков, схем, таблиц и т.д.); развлекательная (поздравления, сопровождение концертов и увеселительных мероприятий).

По характеру представляемой информации:

  1. текстовая;
  2. аудио-видео;
  3. иллюстративная;
  4. комбинированная (сочетание текстовых, иллюстративных и аудио-видео материалов в одной презентации).

По структуре и управлению:

  1. линейная с жесткой последовательностью кадров – представление цельных слайдов, так называемых «плакатов»;
  2. линейная с эффектами анимации – последовательный переход от одного слайда к другому с использованием эффектов анимации;
  3. гипертекстовая – с разветвленной структурой – последовательность подачи материала произвольна и регламентируется гиперссылками;
  4. в форме Интернет-страницы – единственным отличием от гипертекстовой презентации является способ управления с помощью вертикального или горизонтального меню;
  5. с эффектами скрытых сладов – презентация, в структурном плане которой имеются слайды, не появившиеся на экране в ходе презентации [3, С. 3-4].

Обучающие презентации отличаются по видам речевой деятельности (при  обучении чтению, аудированию, говорению  или письму); по сторонам речи (при  обучении лексической, грамматической или фонетической стороне речи); по видам опор (содержательная, смысловая, вербальная, иллюстративная) [5].

Для учителя особое значение приобретает простота использования  MS PowerPoint в качестве «монтажного стола». Разнообразные информационные объекты: тексты, лексический и грамматический материал, изобразительная наглядность, могут быть объединены в тщательно выверенную методически оправданную последовательность работы над тем или иным учебным материалом. При этом данная программа предоставляет обширный и простой в использовании технический инструментарий, который условно можно разделить на две группы: для эффективной и экономичной во времени подготовки презентации и для эффектного ее представления за счет разных возможностей управления ходом показа слайдов. Учитель владеет не только технической стороной вопроса, но и подбирает необходимый методический инструментарий для воплощения конкретных задач урока. Этот выбор зачастую подсказывает креативному учителю сама программа за счет заложенных в ней алгоритмов и команд [6].

 

 

 

 

 

2. Использование PowerPoint в обучении иностранному языку.

2.1 Виды упражнений  при использовании PowerPoint на уроке.

Использование презентации PowerPoint в учебном процессе обуславливает применение определенных видов упражнений. В сфере компьютерных технологий те разновидности упражнений по способу осуществления речевого действия, которые предлагает Е. И. Пассов, а именно: имитативные, подстановочные, трансформационные, репродуктивные, приобретают новые свойства, обусловленные техническими возможностями программы. В понятийный аппарат методики обучения иностранным языкам вводятся следующие специальные упражнения:

  1. линейные упражнения, структура которых носит фиксированный характер, т.е. не подвергается трансформации. Наполнение таких упражнений становится ярким и запоминающимся, возможно использование иллюстраций (слайд-«плакат»);
  2. анимационные упражнения с использованием эффектов анимации, что делает возможной дозированную подачу информации внутри слайда;
  3. гипертекстовые упражнения, построенные по принципу гиперссылок. Они характеризуются повторяемостью, вариативностью и проблемно-коммуникативной направленностью учебного материала;
  4. упражнения в форме Интернет страницы, управление которыми осуществляйся с помощью горизонтального или вертикального меню, что подразумевает компоновку фрагментов упражнений, проведенных ранее [7].

Стоит отметить, что прослеживается закономерность использования данных видов упражнений на определенных этапах работы над учебным материалом. На начальном этапе, например, на этапе  презентации и первичного закрепления  новых языковых явлений, учитель  чаще всего предлагает линейные и  анимационные упражнения. Этап тренировки будет включать в себя преимущественно  гипертекстовые и анимационные упражнения, характеризующиеся повторяемостью, вариативностью и проблемно-коммуникативной  направленностью учебного материала. На заключительном этапе работы над  темой появляются упражнения в форме  Интернет страницы, позволяющие систематизировать  полученные знания и ориентирующие  на выход в речь. Тем не менее, выбор и очередность использования  данных упражнений зависят от конкретных задач, решаемых учителем на уроке, и  может варьироваться им в зависимости  от логики урока или комплекса  упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Методические рекомендации по подготовке к использованию слайд-шоу на уроке иностранного языка.

Успешность готового продукта и его реализация на уроке зависят  от ряда технологических нюансов, которые учитываются при разработке будущей презентации, начиная с монтажа макета слайд-шоу на листе бумаги и заканчивая его компьютерным воплощением. Поэтому логично будет выделить определенные методические рекомендации по подготовке к использованию слайд-шоу на уроке иностранного языка. В первую очередь следует иметь в виду, что планирование презентации проходит в несколько стадий .

Определение целей  и задач будущей презентации.

На данном этапе следует  четко сформулировать название презентации, а также цель и задачи ее использования: выделить ключевые моменты и определить целевую группу обучающихся; продумать  технические условия будущей  демонстрации.

Можно ориентироваться на три способа использования презентации:

  1. обучающиеся следят за показом слайдов со своих мест; слайды проецируются на большой экран; такая презентация может иметь место при любой форме проведения аудиторного занятия, а также на любом этапе урока, например при семантизации новых лексических единиц, презентации нового грамматического материала, тренировке учебного материала и т.д.;
  2. обучающиеся во время презентации видят ее на экранах своих компьютеров; по ходу презентации учитель дает пояснения (с помощью большого экрана или монитора компьютера); как и в первой ситуации, презентация может появиться на любом уроке вне зависимости от его этапа;
  3. обучающиеся самостоятельно (во внеурочное время) знакомятся с презентацией; она выступает в качестве электронного раздаточного материала (тестирование, повторение пройденного материала, справочные материалы и т.д.) [8 C.73-75].

Отбор и организация  учебного материала.

На этой стадии в компьютере создается накопительная папка, в которую входят частные папки (для текстов, цитат, иллюстраций, фотографий, упражнений). Затем начинается поиск, сохранение и накопление в папках информации из различных источников. И, наконец, проектируется структура  этапов урока с использованием слайд-шоу  с учетом технологического инструментария программы PowerPoint.

Написание сценария презентации, включая изготовление изобразительного макета (структурного скелета) будущего слайд-шоу. Здесь важно учесть следующие  моменты: выделение основных элементов  презентации, создание структуры основной части презентации, распределение  учебного материала по слайдам, поиск  дополнительной информации (при необходимости), продумывание экспозиции, проверка логики подачи материала, подготовка заключения. Уже на данном этапе должен быть разработан комплекс упражнений [9, 36c].

Техническое воплощение презентации согласно технологии программы  PowerPoint и требованиям к наглядности.

Под этим подразумевается:

  1. простая навигация и управление;
  2. умеренное эстетическое оформление слайда в соответствии с требованиями, предъявляемыми к опорам и наглядности;
  3. соответствующий стиль подачи материала (пункты плана, ключевые слова, перечисления), отсутствие сложных грамматических структур и сплошного текста;
  4. предварительный учет вариантов развития урока и ответов обучающихся, а также их фиксация в презентации (через гиперссылку с эффектом скрытого слайда);
  5. распечатка макета слайда с теми заметками, которые необходимы для подачи информации [9 37c].

Учителю в разработке презентации  могут помочь следующие технические  возможности программы:

Шаблоны. Они предоставляют  возможность подобрать подходящий дизайн образца слайда в соответствии с темой презентации, позволяя учителю  не задумываться над его оформлением  и не затрачивать время на создание собственного шаблона.

Макет слайда. Это набор  заполнителей структуры слайда, в  качестве которых выступают текст, картинки, таблицы, Диаграммы, графики, аудио- и видеофайлы. Макет определяет также расположение информации на слайде.

Фон слайда. Это основа для  смыслового наполнения. Фон может  быть однотонным, многоцветным, иметь  текстуру (кирпичная кладка и пр.) либо узор (диагональный, плитка и пр.). В качестве фона можно использовать рисунок или фотографию. Фон слайдов  бывает разным, но обычно все слайды презентации имеют одинаковый цвет, что обеспечивает целостность восприятия.

Информация о работе Методика применения мультимедийных презентаций Power Point при обучении лексике китайского языка на начальном этапе обучения