Роль игры в обучении английскому языку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:08, дипломная работа

Описание

Цель данной работы – дать краткую характеристику игре, как средству формирования речевых навыков и умений, а также определить роль игры в процессе обучения.
Для достижения поставленной цели в работе будут решаться следующие задачи: анализ гипотез происхождения игры, определение функций и основных классификаций игры в обучении, анализ места и времени проведения игры, а также определения требований к играм. Также необходимо рассмотреть каково реальное место игры в учебном процессе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………….........................................................3
I. ПОНЯТИЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ……………………………………….5
1.1.Происхождение игры……………………………………………………5
1.2.Место игры в процессе обучения………………………………………9
1.3.Функции игровой деятельности………………………………………10
II. ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ………………………………………………………………………14
2.1. Требования к проведению игр………………………………………..14
2.2. Классификация игр……………………………………………………18
2.3. Примеры использования игры в процессе обучения………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….25
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………

Работа состоит из  1 файл

игры на уроках английского языка.doc

— 156.00 Кб (Скачать документ)

    МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

    АВТОНОМНОЙ  РЕСПУБЛИКИ КРЫМ 

    КРЫМСКИЙ  РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ

    ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
 
 
 

    Роль  игры в обучении английскому языку 
 
 
 

                                                                                                 Выпускная работа

                                                                                             слушателя курсов повышения

                                                                                            квалификации – учителя

                                                                                             английского языка

                                                                                           Крот Анастасии Александровны

                                                                                             учителя английского языка

                                                                                           УВК школы – гимназии №20

                                                                                            г. Симферополя  
 
 
 
 
 
 
 

    Симферополь 2011 г.

    СОДЕРЖАНИЕ 
 

    ВВЕДЕНИЕ…………………………….........................................................3

    I. ПОНЯТИЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ……………………………………….5

    1.1.Происхождение игры……………………………………………………5

    1.2.Место игры в процессе обучения………………………………………9

    1.3.Функции игровой деятельности………………………………………10 

    II. ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ………………………………………………………………………14

    2.1. Требования к проведению игр………………………………………..14

    2.2. Классификация игр……………………………………………………18

    2.3. Примеры использования игры в  процессе обучения………………..21

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….25

    ЛИТЕРАТУРА……………………………………………………………..27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

               В настоящей работе предпринята  попытка изучения роли игры в обучении английскому языку в средней школе. Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследователей. Игра, как известно, является ведущей формой деятельности ребенка в любом школьном возрасте. Не секрет, что многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игры в процессе обучения. И это понятно. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности. Игра – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятия решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Но что касается детей, игра для них прежде всего - увлекательное занятие. Этим-то она и привлекает учителей, в том числе и учителей иностранного языка. В игре все равны. Она доступна даже слабым ученикам. Более того, слабый по языковой подготовке ученик может стать первым в игре: находчивость и сообразительность здесь оказываются более важным, чем знание предмета. Чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности заданий – все это дает возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи чужого языка, и благотворно сказывается на результатах обучения. Незаметно усваивается языковый материал, а вместе с тем возникает чувство удовлетворения.

              Цель данной работы – дать краткую характеристику игре, как средству формирования речевых навыков и умений, а также определить роль игры в процессе обучения.

              Для достижения поставленной  цели в работе будут решаться следующие задачи: анализ гипотез происхождения игры, определение функций и основных классификаций игры в обучении, анализ места и времени проведения игры, а также определения требований к играм. Также необходимо рассмотреть каково реальное место игры в учебном процессе.

             Данная тема чрезвычайно важна для глубокого ее изучения и особенно практического применения в школах. Ее актуальность на современном этапе является очевидной, а с учетом новых веяний в системе образования, дает простор преподавателям для новаторства и внедрения в жизнь собственных неоднородных идей и решений.

              Объектом исследования данной работы является учебный процесс по иностранному языку в средней школе, а предметом исследования - методика использования игры на уроках иностранного языка, в данном случае английского.

    Композиционно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В ведение обосновывается выбор данной темы, определяется актуальность её исследования, а также ставятся цель и задачи данной работы, рассматривается ее структура.

    В первой главе рассматривается понятие  игры, ее роли в педагогическом процессе и функции игровой деятельности.

    Вторая  глава посвящена непосредственно  требованиям, предъявляемым к современным  играм и различные подходы  к классификациям игр. В заключении анализируются и обобщаются результаты, полученные в ходе исследований по данной теме, подводятся итоги и делаются выводы на основе полученных результатов. 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава I. ПОНЯТИЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ         

                  

    1.1.Происхождение игры

    Попытки разгадать тайну происхождения  игры предпринимались учёными на протяжении многих сотен лет.

    Проблема  игры возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей  в силу тенденций религиозно–социально–экономического  и культурного развития общества.

    Начало  разработки общей теории игры следует  относить к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в развитие данной теории внесли Фрейд, Пиаже, Штерн и др.

    В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К.Д. Ушинский, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, А.С. Макаренко и другие.

    А.Н. Леонтьев в работе “Психологические основы дошкольной игры” описывает  процесс возникновения детской ролевой игры. Он пишет, что в ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке и на данном этапе его развития эту проблему можно решить только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности.

    Только  в игровом действии требуемые  операции могут быть заменены другими  операциями, а его предметные условия - другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется.

         Вот несколько основных подходов к объяснению причин возникновения игры:

    а) Теория избытка нервных сил, компенсаторности возникла в XIX веке, в то время, когда преобладала точка зрения, что игра есть явление, замещающее, компенсирующее активность. Родоначальником данной теории является английский философ Спенсер (1820 – 1903), который считал игру результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности. Согласно Спенсеру, игра значима только тем, что позволяет высвободить избыток энергии, присущей животным с высоким уровнем организации и человеку. Спенсер утверждает, что игры людей, в том числе детей есть проявление инстинктов, направленных на успех в “борьбе за существование”, порождают “идеальное удовлетворение” этих инстинктов и совершаются ради этого удовлетворения.

    б) Теория инстинктивности, функции упражнения в игре, предупражнения инстинктов. В начале века особую популярность приобрела теория предупражнения швейцарского учёного К. Гросса, который считал игру первичной, изначальной, какими бы внешними или внутренними факторами она не вызывалась: избытком сил, усталостью, стремлением к соперничеству, подражанию и т.д. Игра, по Гроссу, вечная школа поведения.

    Спенсер внёс в понимание игры эволюционный подход, указав на распространение игр у животных, инстинктивные формы которых недостаточны для приспособления к изменчивым условиям существования. В играх животных происходит предварительное приспособление – предупражнение инстинктов к условиям борьбы за существование по мере их взросления.

    Гросс стоял на такой же позиции укрепления развития наследственных форм поведения  в играх, критически относился к  теориям отдыха и избытка нервных  сил. Суть концепции Гросса сводится к отрицанию рефлекторной природы и к признанию спонтанности развития за счёт разряда внутреннеё энергии в организме, то есть в игре упражняются только инстинкты.

      в) Теория рекапитуляции и антиципации. Американский психолог, педагог Г.С. Холл (1846-1924) выдвинул идею рекапитуляции (сокращённого повторения этапов развития человечества) в детских играх.

    Игра, по мнению сторонников этой теории, помогает преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее. Данные исследователи воспринимают игру и игровую атрибутику как редуцированную деятельность, т.е. как воспроизводство образа жизни, культовых церемоний далёких предков.

    Существует  также теория антиципации будущего в детской игре. Сторонники этой теории считают, что игры у мальчиков  и девочек различны, так как  обусловлены жизненной ролью, которая их ждёт. Временными аспектами игровой деятельности занимался О.С. Газман. Он писал, что Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях – в настоящем и будущем. Приверженцы этой теории пытаются доказать, что игры, с одной стороны, предвосхищают будущее, но работают на настоящее.

           г) Теория функционального удовольствия, реализации врождённых влечений фактически является теорией психоанализа. Авторы данной теории считают, что скрытые желания бессознательной сферы в играх имеют преимущественно эротическую окраску и обнаруживаются чаще всего в ролевых играх. А. Адлер (1870 – 1937) – австрийский психиатр и психолог, ученик З. Фрейда, основатель индивидуальной психологии, считал источником мотивации стремления ребёнка к самоутверждению как компенсации возникающего в детстве чувства неполноценности. Адлер объясняет появление игры и её своеобразие как реализацию желаний, которые ребёнок не может осуществить в действительности.

    З. Фрейд – основоположник психоанализа, разрабатывал идею компенсаторности игры, связывал её с бессознательными механизмами  психики человека. По Фрейду, бессознательные влечения реализуются в детских играх символически. Игры, по исследовательским данным Фрейда, очищают и оздоравливают психику, снимают травматические ситуации, являющиеся причиной многих неврологических заболеваний.

    Как считает Фрейд, в противоположность  гипотезе антиципации игры, игры выступают  не как выражение функции, а как  её изображение. Полезность игры, согласно теории Фрейда, заключается в том, чтобы вызвать с помощью удовлетворения, получаемого окольным путём, подлинный катарсис. Игры позволяют либидо развернуться и выразиться, высвобождать чувственность, стремящуюся испытать и познать себя.

           д) Теория отдыха в игре. Игру как средство поддержания бодрости и силы трактовали Шиллер и Спенсер. Понимая, что в игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Такие исследователи, как Шалер, Валлон, Патрик, Штейнталь, считали игру не столько компенсаторной, сколько уравновешенной, значит отдыхом. Игра позволяет привлечь в работу ранее бездействовавшие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие.

          е) Теория духовного развития ребёнка в игре. К.Д. Ушинский (1824 – 1871) противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребёнка через игру к трудовой деятельности. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.

Информация о работе Роль игры в обучении английскому языку