Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 17:08, дипломная работа
Цель данной работы – дать краткую характеристику игре, как средству формирования речевых навыков и умений, а также определить роль игры в процессе обучения.
Для достижения поставленной цели в работе будут решаться следующие задачи: анализ гипотез происхождения игры, определение функций и основных классификаций игры в обучении, анализ места и времени проведения игры, а также определения требований к играм. Также необходимо рассмотреть каково реальное место игры в учебном процессе.
ВВЕДЕНИЕ…………………………….........................................................3
I. ПОНЯТИЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ……………………………………….5
1.1.Происхождение игры……………………………………………………5
1.2.Место игры в процессе обучения………………………………………9
1.3.Функции игровой деятельности………………………………………10
II. ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ………………………………………………………………………14
2.1. Требования к проведению игр………………………………………..14
2.2. Классификация игр……………………………………………………18
2.3. Примеры использования игры в процессе обучения………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….25
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
АВТОНОМНОЙ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
КРЫМСКИЙ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ
ПОСЛЕДИПЛОМНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Роль
игры в обучении английскому языку
Симферополь 2011 г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………….......
I. ПОНЯТИЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ ……………………………………….5
1.1.Происхождение игры……………………………………………………5
1.2.Место игры в процессе обучения………………………………………9
1.3.Функции игровой деятельности………………………………………10
II.
ИГРА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ
НАВЫКОВ И УМЕНИЙ………………………………………………………………
2.1. Требования к проведению игр………………………………………..14
2.2. Классификация игр……………………………………………………18
2.3. Примеры использования игры в процессе обучения………………..21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
В настоящей работе
Цель данной работы – дать краткую характеристику игре, как средству формирования речевых навыков и умений, а также определить роль игры в процессе обучения.
Для достижения поставленной цели в работе будут решаться следующие задачи: анализ гипотез происхождения игры, определение функций и основных классификаций игры в обучении, анализ места и времени проведения игры, а также определения требований к играм. Также необходимо рассмотреть каково реальное место игры в учебном процессе.
Данная тема чрезвычайно важна для глубокого ее изучения и особенно практического применения в школах. Ее актуальность на современном этапе является очевидной, а с учетом новых веяний в системе образования, дает простор преподавателям для новаторства и внедрения в жизнь собственных неоднородных идей и решений.
Объектом исследования данной работы является учебный процесс по иностранному языку в средней школе, а предметом исследования - методика использования игры на уроках иностранного языка, в данном случае английского.
Композиционно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В ведение обосновывается выбор данной темы, определяется актуальность её исследования, а также ставятся цель и задачи данной работы, рассматривается ее структура.
В первой главе рассматривается понятие игры, ее роли в педагогическом процессе и функции игровой деятельности.
Вторая
глава посвящена
Глава I. ПОНЯТИЕ ИГРЫ В ОБУЧЕНИИ
1.1.Происхождение игры
Попытки разгадать тайну происхождения игры предпринимались учёными на протяжении многих сотен лет.
Проблема
игры возникла как слагаемое проблемы
свободного времени и досуга людей
в силу тенденций религиозно–
Начало разработки общей теории игры следует относить к трудам Шиллера и Спенсера. Значительный вклад в развитие данной теории внесли Фрейд, Пиаже, Штерн и др.
В отечественной психологии и педагогике теорию игры разрабатывали К.Д. Ушинский, Г.В. Плеханов, С.Л. Рубинштейн, Л.С. Выготский, Н.К. Крупская, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, А.С. Макаренко и другие.
А.Н. Леонтьев в работе “Психологические основы дошкольной игры” описывает процесс возникновения детской ролевой игры. Он пишет, что в ходе деятельности ребенка возникает противоречие между бурным развитием у него потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций (т.е. способов действия) - с другой. Ребенок хочет сам управлять автомобилем, он сам хочет грести на лодке и на данном этапе его развития эту проблему можно решить только в одном-единственном типе деятельности, а именно в игровой деятельности.
Только в игровом действии требуемые операции могут быть заменены другими операциями, а его предметные условия - другими предметными условиями, причем содержание самого действия сохраняется.
Вот несколько основных подходов к объяснению причин возникновения игры:
а) Теория избытка нервных сил, компенсаторности возникла в XIX веке, в то время, когда преобладала точка зрения, что игра есть явление, замещающее, компенсирующее активность. Родоначальником данной теории является английский философ Спенсер (1820 – 1903), который считал игру результатом чрезмерной активности, возможности которой не могут быть исчерпаны в обычной деятельности. Согласно Спенсеру, игра значима только тем, что позволяет высвободить избыток энергии, присущей животным с высоким уровнем организации и человеку. Спенсер утверждает, что игры людей, в том числе детей есть проявление инстинктов, направленных на успех в “борьбе за существование”, порождают “идеальное удовлетворение” этих инстинктов и совершаются ради этого удовлетворения.
б) Теория инстинктивности, функции упражнения в игре, предупражнения инстинктов. В начале века особую популярность приобрела теория предупражнения швейцарского учёного К. Гросса, который считал игру первичной, изначальной, какими бы внешними или внутренними факторами она не вызывалась: избытком сил, усталостью, стремлением к соперничеству, подражанию и т.д. Игра, по Гроссу, вечная школа поведения.
Спенсер внёс в понимание игры эволюционный подход, указав на распространение игр у животных, инстинктивные формы которых недостаточны для приспособления к изменчивым условиям существования. В играх животных происходит предварительное приспособление – предупражнение инстинктов к условиям борьбы за существование по мере их взросления.
Гросс стоял на такой же позиции укрепления развития наследственных форм поведения в играх, критически относился к теориям отдыха и избытка нервных сил. Суть концепции Гросса сводится к отрицанию рефлекторной природы и к признанию спонтанности развития за счёт разряда внутреннеё энергии в организме, то есть в игре упражняются только инстинкты.
в) Теория рекапитуляции и антиципации. Американский психолог, педагог Г.С. Холл (1846-1924) выдвинул идею рекапитуляции (сокращённого повторения этапов развития человечества) в детских играх.
Игра, по мнению сторонников этой теории, помогает преодолевать инстинкты прошлого, становиться цивилизованнее. Данные исследователи воспринимают игру и игровую атрибутику как редуцированную деятельность, т.е. как воспроизводство образа жизни, культовых церемоний далёких предков.
Существует также теория антиципации будущего в детской игре. Сторонники этой теории считают, что игры у мальчиков и девочек различны, так как обусловлены жизненной ролью, которая их ждёт. Временными аспектами игровой деятельности занимался О.С. Газман. Он писал, что Игра всегда выступает одновременно как бы в двух временных измерениях – в настоящем и будущем. Приверженцы этой теории пытаются доказать, что игры, с одной стороны, предвосхищают будущее, но работают на настоящее.
г) Теория функционального удовольствия, реализации врождённых влечений фактически является теорией психоанализа. Авторы данной теории считают, что скрытые желания бессознательной сферы в играх имеют преимущественно эротическую окраску и обнаруживаются чаще всего в ролевых играх. А. Адлер (1870 – 1937) – австрийский психиатр и психолог, ученик З. Фрейда, основатель индивидуальной психологии, считал источником мотивации стремления ребёнка к самоутверждению как компенсации возникающего в детстве чувства неполноценности. Адлер объясняет появление игры и её своеобразие как реализацию желаний, которые ребёнок не может осуществить в действительности.
З. Фрейд – основоположник психоанализа, разрабатывал идею компенсаторности игры, связывал её с бессознательными механизмами психики человека. По Фрейду, бессознательные влечения реализуются в детских играх символически. Игры, по исследовательским данным Фрейда, очищают и оздоравливают психику, снимают травматические ситуации, являющиеся причиной многих неврологических заболеваний.
Как считает Фрейд, в противоположность гипотезе антиципации игры, игры выступают не как выражение функции, а как её изображение. Полезность игры, согласно теории Фрейда, заключается в том, чтобы вызвать с помощью удовлетворения, получаемого окольным путём, подлинный катарсис. Игры позволяют либидо развернуться и выразиться, высвобождать чувственность, стремящуюся испытать и познать себя.
д) Теория отдыха в игре. Игру как средство поддержания бодрости и силы трактовали Шиллер и Спенсер. Понимая, что в игре человек не только тратит, но и восстанавливает энергию. Такие исследователи, как Шалер, Валлон, Патрик, Штейнталь, считали игру не столько компенсаторной, сколько уравновешенной, значит отдыхом. Игра позволяет привлечь в работу ранее бездействовавшие органы и тем самым восстановить жизненное равновесие.
е) Теория духовного развития ребёнка в игре. К.Д. Ушинский (1824 – 1871) противопоставляет проповеди стихийности игровой деятельности идею использования игры в общей системе воспитания, в деле подготовки ребёнка через игру к трудовой деятельности. Ушинский один из первых утверждал, что в игре соединяются одновременно стремление, чувствование и представление.