Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 08:57, курсовая работа
Цель работы – выявить какую роль играют наименования рыб в ЯКМ английского и русского языков. Для достижения данной цели предполагается решение следующих задач:
1. Изучить научную литературу по проблемам ЯКМ и научной КМ, лексической номинации (сущность языковой номинации и аспекты ее изучения; связь лексической номинации с ЯКМ)
2. Выявить первичные наименования рыб в английском и русском языках, систематизировать исследуемый материал по тематическим группам.
3. Определить способы образования производных от наименований рыб и выявить особенности образования вторичных номинаций в английском и русском языках.
4. Путем сопоставительного анализа дефиниций значений наименований рыб, представленных в толковых словарях английского и русского языков, выявить особенности изучаемого фрагмента действительности ЯКМ.
2.
ЯКМ изменчива во времени,
3.
ЯКМ представляет собой «
4.
Создает однородность языковой
общности, способствуя закреплению
языкового и культурного
Таким
образом, научная КМ и ЯКМ существуют параллельно,
влияя друг на друга, но сохраняя свое
принципиальное отличие – они суть конструкты
разных видов сознания разных социумов
на разных исторических этапах, имеющие
различные функции [Там же: 19].
§2 Понятие номинации, ее типы. Аспекты изучения лексической номинации
В русле работ, посвященных исследованию ЯКМ, находится изучение способов лексической номинации.
Освещение вопросов, связанных с данным понятием, неизбежно для нашего исследования, поскольку изучение особенностей отражения мира рыб в ЯКМ английского и русского языков предполагает необходимость определения специфики лексической номинации, ее типов и аспектов ее изучения в научной литературе. Полное лингвистическое описание лексических единиц языка невозможно без обращения к теории номинации, к настоящему времени сложившейся в языкознании.
Для начала изложим определения номинации как таковой, изложенные разными учеными. В.Н. Ярцева предлагает следующее определение номинации: «Номинация – образование языковых единиц, характеризующихся номинативной функцией, то есть служащих для называния и вычленения фрагментов действительности и формирования соответствующих понятий о них в форме слов, сочетаний слов, фразеологизмов и предложений» [Ярцева 1998: 336].
В.Г. Гак под номинацией подразумевает «процесс и результат наименования, при котором языковые элементы соотносятся с обозначаемыми ими объектами» [Гак 1977: 30].
Общепризнанно,
что в процессах номинации
формируется и семантика
Отметим, что в ходе исторического развития общества люди познают объекты и явления, дают им имена, формируют новые понятия, устанавливая между ними определенные взаимосвязи. Через словарный состав язык связан с действительностью и ее осознанием в обществе.
Отражение мира в различных языках не является односторонним, так как социальная практика их носителей не всегда и не во всем совпадает, кроме того, восприятие и оценивание предметов и явлений действительности не статично, а напротив подлежит изменению.
Как
известно, языковая система обладает
устойчивостью и
В.Н.
Телия считает, что процессы номинации
регулируются коммуникативным
Мотивированность номинаций рядом ученых считается спецификой культурологического плана [Яценко 1999:144]. Взгляд на языковой материал как на совокупное выражение различных типов знаний – языковых и внеязыковых – ставит в центр внимания лингвистических разработок прагматику коммуникации, отношения и установки ее участников, оценку ими экстралингвистических условий коммуникации и отдельных фрагментов действительности, выделяемых носителями языка из своих фоновых знаний [Там же: 131].
Отмеченные аспекты коммуникации являются внеязыковыми, соотносясь с вербальной формой их репрезентации в тексте, составляют в своей совокупности дискурс. Ю.С. Степанов определяет дискурс как «первоначально особое использование языка <...> для выполнения особой ментальности <...>; особое использование влечет активизацию некоторых особенностей языка и, в конечном счете, особую грамматику и особые правила лексики. И, <...> в конечном счете, в свою очередь, создает особый “ментальный мир”» [Степанов 1995: 38 – 39]. Связь дискурса с национальной ментальностью, на которую указывает Ю.С. Степанов, делает особо интересным и актуальным изучение номинаций, мотивом которых часто становятся явления национальной культуры. Совокупность текстов, порожденных одним носителем, и за которыми в силу этого стоит общий культурный фон, составляет дискурс личности. Дискурс личности, таким образом, выделяется на основании естественных сообщений одного автора [Яценко1999:131].
Л.В. Бабина рассматривает функциональный принцип номинации, а также принцип объединения объектов в номинативные классы, которые позволяют называть имеющие одинаковые по назначению предметы одним именем [Бабина 2000:17]. По мнению Л.В. Бабиной, функциональный принцип номинации принимается как обозначение объекта по целенаправленному действию, которое он выполняет, или орудием которого служит. Наименование, хотя и связанное с действием объекта, но не эксплицирующее его цель, функциональным не является. Функциональный принцип применяется, в основном к естественным реалиям и регулярно к лицам» [Там же].
По мнению В.Н. Ярцевой, первичные процессы номинации являются редким явлением в современном языке. Номинативный инвентарь пополняется за счет заимствований, то есть используются в акте номинативного фонетического облика уже существующие единицы в качестве имени для нового обозначаемого.
По типу средств номинации В.Н. Ярцева выделяет:
1)
синтаксическую транспозицию (морфологические
средства указывают на смену
синтаксической функции при
2) словообразование;
3) семантическую транспозицию (не меняет материального облика переосмысленной единицы и приводит к образованию многозначных слов, а также фразеологизмов).
По характеру указания имени на действительность выделяется два типа номинаций:
1) автономная – происходящая на базе одного имени: вторичные значения слов, обретая самостоятельную номинативную функцию, указывают на действительность автономно;
2)
неавтономная – использование
комбинативной техники языка
в процессе формирования новой
языковой единицы: языковая
Вторичные сочетания этого типа не указывают на мир автономно. Выбор слов, обладающих значением этого типа, зависит от выбора семантически ключевых для них слов, в комбинации с которыми первые и реализуют закрепленное за ними значение. Формирование фразеологических идиом протекает как семантическое переосмысление сочетания в целом и представляет особый тип вторичной неавтономной номинации [Ярцева 1998: 336].
В.Н. Ярцева отмечает, что в основе всех видов вторичной номинации лежит ассоциативный характер человеческой мысли. Переосмысление значений в процессах вторичной номинации протекает в соответствии с логической формой тропов – метафоры, метонимии; переход при осмыслении имени во вторичное значение обретает внутреннюю форму этого значения. В зависимости от сохранения или забвения внутренней формы различают мотивированные или немотивированные значения слов или фразеологизмов.
Вторичная номинация служит для обновления лексического состава языка.
Анализ номинаций и номинативного аспекта значения языковых единиц проливает свет на закономерности их употребления в речи, так как в процессах номинации формируется семантика языковых единиц и их знаковые функции, то есть их способность указывать на элементы действительности в речевых актах [Ярцева 1998: 337].
Отметим, что важным фактором для языковой номинации является уникальная способность самого языка передавать все многообразие человеческого опыта при помощи ограниченного круга средств. Эта особенность проявляется в том, что наше знание о мире выражается в словах, и в таких, которые могут передавать несколько значений, тем самым выступать в качестве различных единиц номинации. Таким образом, распределение ЯКМ происходит по неоднородным единицам номинации. От соотношения данных единиц, а также удельного веса каждого из типов номинации зависит устройство лексической системы языка в целом.
Рассмотрим
гносеологический аспект лексической
номинации, позволяющий выявить
психологическую сторону
Данный
аспект номинации предполагает определение
языка как непосредственной действительности
мысли. Естественный язык является не
только средством познания окружающего
мира – материализуя мысль, он связан
также с формированием и
А.А.Уфимцева отмечает, что «наиболее явное и прямое отражение явлений реальной действительности в их познаваемых человеком связях и отношениях осуществляется в области лексики, так как именно называние предметов и явлений действительности всегда непосредственно связано с формированием соответствующих понятий. В гносеологическом аспекте прямая лексическая номинация есть всегда процесс обращения фактов действительности в знаки и достояние людей путем обращения фактов действительности в факты системы языка, в значения и категории, отражающие общественный опыт носителя языка» [Уфимцева 1997: 8].
Б.А.Серебренников, размышляя о проблеме номинации в гносеологическом аспекте, приходит к выводу, что «положение о языке как о действительном сознании дает возможность полагать, что в языковой системе реальная действительность отражается в таких формах, которые соотносятся как с логическим, так и с чувственным познание мира. Таким образом, и оценка, и эмоции, и воля, и чувства находят закономерное выражение в языковой системе как осознанные факты эмоциональных переживаний, оценок и т.п. – в такой же степени, как и прочие объекты, включенные в сферу психической жизни человека» [Серебренников 1977:27].
По мнению ученых (Б.А. Серебренникова, А.А. Уфимцевой и других), адекватное изучение номинативного аспекта требует, прежде всего, исследования его содержательной стороны, взаимоотношения языка с мышлением и действительностью. Задачи и сфера приложения теории языковой номинации – исследование закономерностей воплощения действительности в значениях языковых форм, отражения влияния мышления и практической деятельности людей на становление и принятие обществом языковых знаков, и правила их функционирования.
Выделение
номинативного аспекта
По мнению В.В. Виноградова,
слова, взятые вне системы
Второй ракурс рассмотрения номинации, применительно к словам, состоит в тенденции разграничивать в лексическом содержании обозначение и значение, предметную и понятийную соотнесенность слова. В.В. Виноградов в этой связи подчеркивал, что «значение слова далеко не совпадает с содержащимся в нем указанием на предмет, с его функцией называния, с его предметной отнесенностью» [Там же].
Третий аспект изучения семантики слова в его номинативном аспекте, по мнению Б.А. Серебренникова, нашел свое выражение в выделении прямых и производных номинативных значений в смысловой структуре полнозначных лексем [Серебренников 1977:14]. Идея выделения в слове прямого как основного номинативного значения восходит в отечественной науке к исследованиям А.А. Потебни, а понятие смысловой структуры слова с прямым номинативным значением в ее основе было систематизировано и сформулировано В.В. Виноградовым.
Информация о работе Роль наименований рыб в ЯКМ русского и английского языков