Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2011 в 19:47, курсовая работа
В данной работе описаны научные представления об индоевропейском праязыке, предпосылки создания которых появились еще в 16ом веке и на которых основана современная праязыковая модель, отражающая нынешнее состояние сравнительно-исторического языкознания.
Введение
Предпосылки создания индоевропейского сравнительно-исторического
языкознания
Формирование и развитие сравнительно-исторического языкознания в
первой половине 19 века
3. А. Шлейхер и натуралистическая концепция языка.
4. Сравнительно-историческое языкознание второй половины 19 века.
4.1. Теория волн. Столкновение праязыковых моделей А. Шлейхера и И. Шмидта.
4.2. А.А. Потебня и Харьковская лингвистическая школа.
4.3. Младограмматизм.
Сравнительно-историческое языкознание на рубеже 19-20 веков. Создание базиса лингвистического мышления 20 века.
И. А. Бодуэн де Куртенэ и Казанская лингвистическая школа.
Ф.Ф. Фортунатов и Московская (фортунатовская) лингвистическая школа.
Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра.
Основные лингвистические направления и школы, сложившиеся в первой половине 20 в.
Петербургская лингвистическая школа.
Школа А. Мейе и социологический подход к изучению языка.
Пражская школа лингвистического структурализма.
Сравнительно-историческое языкознание в 20 в.
Заключение.
Сравнительно-историческое
языкознание
- введение и освоение нового языкового материала, прежде всего фонетических и морфологических данных анатолийской группы языков (Ф. Зоммер, Э. Форрер, А. Гётце, Э. Стёртевант, Х. Ээвольф, Х. Педерсен, Э. Бенвенист и др.), что способствовало смене представлений о структуре древнего индоевропейского языка;
- доказательство исторической и генетической связи между древнейшими и более поздними - античной поры - анатолийскими языками (Х. Педерсен, Ф. Зоммер, Р. Гусмани и др.);
- дешифровка греко-микенских табличек (М.Дж.Ф. Вентрис при участии Дж. Чедуика);
- ведение большого материала среднеиранских языков (Р. Готьо, Э. Бенвенист, К.Г. Залеман, Г.У. Бейли, И. Гершевич, В.Б. Хеннинг и др.);
- изучение остатков скифского языка (В.И. Абаев, Я. Харматта);
- описания памирских и дардских языков;
- фундаментальные исследования тохарского языка (Э. Зиг, В.Зиглинг, В. Шульце, В. Краузе, В.Томас, Э. Эванджелисти, Х. Педерсен и др.);
- обращение к малоизученным средиземноморским языкам (этрусскому и др.) в целях определения их генетической принадлежности.
Был
усовершенствован сравнительно-исторический
метод, стало явным тяготение
к использованию новых методов
(структурных, ареальных, типологических,
статистического, вероятностного). В 1948-1952
Моррисом Сводешом (1909-1967) был создан метод
глоттохронологии, позволяющий измерять
скорость языковых изменений (чаще всего
обращаясь к лексикостатистике, т.е. сравнивая
списки из 100 или 200 слов сопоставляемых
языков из наиболее устойчивой части словаря)
и определять на этом основании время
разделения родственных языков и степень
близости между ними. Были разработаны
новые критерии внутренней реконструкции.
Появились новые теории индоевропейского
вокализма и консонантизма; получила дальнейшее
развитие ларингальная теория. Были восстановлены
акцентно-интонационные типы, связанные
с определёнными грамматическими парадигмами
(В.А. Дыбо, В.М. Иллич-Свитыч). Достигнуты
успехи в изучении индоевропейской лексики
(А. Вальде, Б. Покорный). Появились этимологические
словари древних индоевропейских языков
- древнегреческого, древнеиндийского,
латинского, балтийских. Подверглись ревизии
представления о едином индоевропейском
языке-источнике. Получили дальнейшее
изучение индоевропейские древности (М.
Гимбутас, П. Боск-Гимпер, Р.У. Эрих). Исследованию
подверглись социальные, правовые, экономические
институты древних индоевропейцев (Э.
Бенвенист). Была построена ностратическая
теория, предполагающая вхождение индоевропейских
языков в "сверхгруппу" языков (вместе
с семито-хамитскими, картвельскими, уральскими,
алтайскими, дравидскими). В работе Тамаза
Валерьевича Гамкрелидзе и Вячеслава
Всеволодовича Иванова "Индоевропейский
язык и индоевропейцы. Реконструкция и
историко-типологический анализ праязыка
и протокультуры " (1984) рассмотрению
подверглась проблема взаимоотношения
индоевропейского и других ностратических
языков и проблема индоевропейской прародины.
Стали выдвигаться новые теории о родстве
всех языков мира (гипотеза моногенеза).
Заключение.
Изучение
языкового родства и реконструкция
праязыкового состояния относятся
к области сравнительно-
В
истории развития теории праязыковых
состояний можно выделить три
конструктивные парадигмы: теорию родословного
дерева А. Шлейхера и ее последующие преобразования
(в ней праязык мыслится как языковая реальность);
"теорию волн" И. Шмидта и Г. Шухардта
(праязык представляется как диалектный
континуум); теорию "аллогенетического
родства" Н.С. Трубецкого (праязык
выводится как результат контактного
взаимодействия генетически разнородных
общностей).
В своих реконструкциях сравнительно-историческое языкознание опирается на неодинаковость развития родственных языков, на различия в характере и направлении языковых изменений, а также в темпе развития процессов, направленных в одну сторону.
Трудности
реконструкции праязыкового состояния
ведут к тому, в результате этой
реконструкции ученые получают, собственно,
не язык, реально существовавший в
какой-то период времени, а скорее лишь
некую совокупность языковых фактов,
существовавших отчасти одновременно
и объединенных только тем, что каждый
из них схвачен в древнейшем, доступном
человеческому познанию состоянии.
В
силу того, что само знание о предшествующих
доисторических этапах языкового развития
находится в постоянном развитии,
периодически меняется и праязыковая
модель, т.е. меняется парадигма знания.
Следовательно, праязыковая модель
никогда не может быть реконструирована
как реальность, она предстает
как исторически развивающаяся
модель знания, отражающая современное
состояние сравнительно-
Список
использованной литературы:
Источники:
х1.
Трубецкой Н.С. Вавилонская башня и смешение
языков // Евразийский временник. Берлин,
1923. Кн. 3.
2.В.А.
Звегинцев "История
[4]
Иван
Павлович Сусов. История языкознания:
Учебное пособие для студентов старших
курсов и аспирантов. 1999.
5. Гердер И. Г. Избранные сочинения. — М.; Л., 1959.
[6] А.А.Реформатский "Введение в языковедение"
[7] Ю. Л. Мосенкис
Происхождение
языка и культуры: древняя история
человечества, Том 1, 2007
[8] Мейе А. Введение в сравнительное изучение индоевропейских языков/ Русский пер. М., 1938.
[9] Макаев Э.А. Общая теория сравнительного языкознания. М., 1977.
[10] http://slovarfilologa.ru/92/
Информация о работе Сравнительно-историческое языкознание в 20 в