Техникалық құралдар

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 05:11, курсовая работа

Описание

Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). При решении данной проблемы огромную роль играют технические средства обучения, которые позволяют дать учащимся более полную и точную информацию по изучаемой теме, повышают наглядность обучения и вызывают стремление к дальнейшему совершенствованию языковой культуры [4;20].

Содержание

Введение

Глава I. Технические средства обучения на уроках иностранного языка

1.1 Классификация технических средств обучения и их функции

1.2 Психологические особенности применения ТСО

1.3 Технические средства обучения для развития внимания на уроках иностранного языка

1.4 Видеоматериалы как техническое средство обучения

Выводы по главе I

Глава II. Использование видеоматериалов на различных этапах обучения иностранному языку

2.1 Методика преподавания иностранных языков с использованием ТСО

2.2 Использование видеоматериалов на начальном этапе обучения

2.3 Использование видеоматериалов на среднем этапе обучения

2.4 Использование аутентичных фильмов для формирования социолингвистической компетенции

2.5 Популярные зарубежные видеокурсы используемые на разных этапах обучения иностранным языкам

Выводы по главе II

Глава III. Эксперимент по исследованию эффективности использования ТСО в обучении иностранному языку

Выводы по главе III

Работа состоит из  1 файл

технические средства.docx

— 142.91 Кб (Скачать документ)

 

Tigers and elephants are often dangerous animals. Tigers can kill cows, sheep, other domestic animals and sometimes they can also kill men. Some people are afraid of tigers and kill them to save their domestic animals and their lives. But some people have often hunted tigers for fun and for their beautiful skin. They can easily sell the skin and get a lot of money as the prices are high.

 

The result is very sad. There are few Indian tigers left on the Earth now. Many of them are old, sick animals. Most tigers don't hunt people nowadays, but hide from them in deep, dark forests. Or they rather hid there earlier, because there aren't many forests for tigers nowadays. People have cut down many trees. And the question is: "Have those animals got a future?"

 

We can ask the same question about African elephants. They are wonderful animals. They can help men. In the 19th century Africa was full of elephants. But these days there are not many of them except in African parks.

 

This is the sad story of Indian tigers and African elephants. But many less dangerous wild animals and birds are also disappearing from the Earth. Modern life is bad for them. The air is not fresh. The water is not clean. They don't often have good things to eat and space to live. You can find their names in the Red Book. You can find the names of some fish there too.

 

People must take special care of them all.

 

We must save wild animals.

 

We must find the right balance between land, people and animals.

 

We must take care of nature.

 

В качестве контроля была использована контрольная работа по пройденной теме «Animals in danger».

 

Заранее были подготовлены карточки с заданиями. В первом и  втором задании нужно было соотнести  две колонки, в третьем задании  учащимся нужно было придумать диалоги, используя новую лексику и  структуру «Neither…nor», а также «Past Continuous Tense».

 

1. Find the right variant and complete the sentence.

 

a) People depend on... - their friends, on parents and on children.

 

- their planet, on the sun, on animals and plants around them.

 

- their cows, on sheep, on other domestic animals.

 

- their money, on cars, on houses.

 

- their life, on kindness, on friendship.

 

b) People have hunted and killed… - many cows and sheep in Africa.

 

- many cows and sheep in India.

 

- many tigers in Africa and a lot of elephants in India.

 

- many tigers in India and a lot of elephants in Africa.

 

- many birds and fish in Africa.

 

c) Most tigers hide from people… - in people's houses.

 

- in deep, blue rivers.

 

d) In the 19th century Africa was full of …  - sheep and cows

 

- elephants

 

- tigers and elephants

 

- tigers

 

- birds and fish

 

e) In the Red Book you can find their… - names.

 

- skin

 

- places

 

- babies

 

- prices

 

f) We must find the right balance between…  - plants, animals and people

 

- our planet, the Red Book and animals.

 

- land, people and animals.

 

- land, our planet and animals.

 

- the Red Book, people and animals.

 

2. Complete the sentences logically from the 1st column using the words from the 2 d one.

 

3. Work in pair. Write down a dialogue using the vocabulary of the text “Animals in danger” and the Past Continuous Tense.

 

После контрольной работы мы вычислили успеваемость учащихся, данные которых занесли в ниже указанную таблицу:

 

Количество учащихся 

Количество успеваемости 

Количество неуспеваемости 

 

эг 

12 чел. 

48% 

52% 

 

кг 

13 чел. 

41% 

59% 

 

 

 

Предэкспериментальный срез показал, что к началу эксперимента уровень усвоения нового материала  очень низок [см. приложение 1, диагр.2], поэтому было решено использовать ТСО, а конкретно видео для повышения  уровня знаний.

 

Экспериментальным классом  был 8«Б», как уже мы отметили выше, урок проходил в нетрадиционной форме  с использованием видео.

 

Через пару уроков мы провели  постэкспериментальный срез. Детям  была предложена игра на подобную тему «Animals in danger». Например:

 

1. У учеников имелся  список животных и птиц, где  нужно было определить, которые  из них птицы, а которые животные  и сопоставить с картинками.

 

2. У каждой пары учеников  был рисунок с изображением  редкого вида животного, нужно  было составить рассказ об  этом животном.

 

3. Нужно было, написать  каких животных не хватает,  на изображенных рисунках.

 

4. Был предоставлен видеоклип  на тему животные. Нужно было  посмотреть видеоклип и затем  подробно рассказать, как следует  оберегать животных от вымирания.

 

Для анализа данных была проведена подобная контрольная  работа. После контрольной работы мы вычислили процентное соотношение  и занесли данные в нижеуказанную  таблицу:

 

Количество учащихся 

Количество успеваемости 

Количество неуспеваемости 

 

эг 

12 чел. 

75% 

25% 

 

кг 

13 чел. 

42% 

58% 

 

 

 

После проведенного эксперимента показатели в ЭГ повысились примерно на 32%, так как дети заинтересовались в изучении ИЯ с помощью использования  видео, который позволил нам привлечь внимание учеников, поддержать их активность и заинтересовать [см. приложение 1, диагр.3].

 

Дети рисовали, придумывали  диалоги. Мы максимально старались  заинтересовать учащихся. Во время  эксперимента мы провели опрос учащихся, который позволил нам определить уровень заинтересованности учащихся в изучении ИЯ, данные опроса мы занесли  в ниже указанную таблицу [см. приложение 1, диагр.4]:

 

Нравится ли вам изучать  англ. язык? 

Количество положительных  ответов 

Количество отрицательных

 

ответов 

 

 До эксперимента 

60% 

40% 

 

После эксперимента 

78% 

22% 

 

 

 

Итак, количественный и качественный анализ данных эксперимента показал, что  за небольшой отрезок времени  при использовании видеоматериалов  можно повысить качество знаний.

 

Анализ данных эксперимента показал, что у учащихся повысилась активность работы, повысился интерес  к изучаемому предмету [см. приложение 1, диагр.5].

 

Таким образом, гипотеза, которая  была выдвинута нами, доказана.

 

Выводы по главе III

 

Рассмотрев технические  средства обучения, мы сделали вывод, что при использовании на уроках видео дети с удовольствием вовлекаются  в процесс изучения иностранных  языков.

 

Были проанализированы результаты эксперимента и анкетирования, проведенные  с восьмиклассниками Месягутовского лицея.

 

Итоги экспериментального исследования позволили сделать следующий  вывод: использование ТСО на уроке  иностранного языка, способствует быстрому и легкому усвоению учебного материала, развивает память учащихся, настраивает  на активную работу, что повышает интерес  у учащихся к предмету. Следовательно, повышает эффективность учебного процесса в целом.

 

Также индивидуальная работа с техническими средствами обучения способствует развитию самостоятельности, приучает к аккуратности и развивает  способности к анализу и обобщению.

 

 Заключение

 

Изучение научной и  методической литературы по проблеме позволило сделать вывод о  том, что использование технических  средств обучения на уроках иностранного языка дает возможность изложить материал наглядно, способствует повышению  качества обучения и уменьшения утомляемости учащихся. Технические средства обучения помогают учителю в повышении  темпа изложения материала и  в наиболее полном удовлетворении запросов и любознательности учащихся.

 

Использование видеоматериалов  покоится преимущественно на наглядном  восприятии информации, создает прототип иноязычной среды и помогает овладеть коммуникативной компетенцией на иностранном  языке, не находясь в стране изучаемого языка.

 

Это доказывает и наше исследование проведенное в Месягутовском  лицее в 8-ых классах. Как показывает анализ, у учащихся экспериментальной  группы успеваемость составляла 43% до эксперимента и 75% после эксперимента, а интерес к предмету у учащихся поднялся на 18%. Подводя итог изложенного, можно утверждать, что применение видеоматериалов раскрывает широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений учащихся и делает учебный процесс овладения иностранным языком привлекательным для учащихся на всех этапах обучения.

 

Эффективность использования  видеоматериала при обучении речи зависит  не только от точного определения  его места в системе обучения, но и от того, насколько рационально  организована структура видеозанятия, как согласованы учебные возможности  видеоматериала с задачами обучения.

 

Для решения каждой из поставленных задач ученики должны знать не только общее содержание видеоматериала, но и помнить детали, а также  уметь оценивать события, давать характеристику действующим лицам, используя при этом слова и  выражения из речевого сопровождения  видеоматериала. Применение аудиовизуальных  средств обучения, предложенных нами упражнений по использованию видеоматериалов  способствуют повышению качества усвоения знаний на уроках иностранного языка, позволяют дать учащимся наглядное  представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоговорящих стран  и развивают мотивированность речевой  деятельности обучаемых.

 

Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами, подтвердилась, видеоматериалы на уроках иностранного языка действительно  способствуют улучшению усвоения знаний, помогают восполнить отсутствие иноязычной среды на всех этапах обучения, расширяют  кругозор, а также воспитывают  эстетический вкус у учащихся. Выявленные нами психолого-педагогические аспекты  применения технических средств  обучения, в том числе и видеоматериалов, позволили определить условия повышения  эффективности обучения иностранному языку:

 

- формирование положительной  мотивации в изучении нового  языка,

 

- доброжелательного и  заинтересованного отношения к  стране изучаемого языка, ее  культуре и народу;

 

- формирование умения  учащихся осуществлять, как устные, так и письменные формы общения; 

 

- учет возрастных особенностей  и интересов учащихся;

 

- развитие их творческих  способностей в процессе активной  познавательной деятельности.

 

Мы рекомендуем учителям, студентам на педагогической практике при проведении уроков иностранного языка стараться шире применять  видеоматериалы с целью повышения  эффективности обучения, расширения словарного запаса и развития внимания учащихся, и для того, чтобы разнообразить  урок… 

 

 Список использованных  источников

 

1. Аблам С.Б. Основные  этапы усвоения иноязычной речи  и примерные упражнения с применением  технических средств. - Рига, 1971.

 

2. Ариян М.А. Ситуативная  роль как фактор повышения  эффективности обучения устной  речи на иностранном языке  в средней школе: Автореферат  дисс…канд.пед.наук. - М.,1982 - 23 с.

 

3. Баранова М.В. Совершенствование  грамматической стороны диалогической  речи студентов пятого курса  факультета иностранных языков  в процессе работы над видеофильмом  Автореферат дисс…канд.пед.наук. - С.Петербург, 2001. - 20 с.

 

4. Барменкова О.И. Видеозанятия  в системе обучения иностранной  речи // Иностранные языки в школе  - 1999. - № 3. - С. 20-25.

 

5. Барменкова О.И. Эффективные  приемы обучения английскому  языку. - Пенза, 1997.

 

6. Вайсбурд М.Л., Пустосмехова  Л.Н. Телепередача как опора  для организации речевой игры  на уроке иностранного языка  // Иностранные языки в школе  - 2002. - № 6. - С. 3-7.

 

7. Верещагина И.Н., Притыкина  Т. А. Английский язык: Учебник  для 5-го года обучения. - М.: Просвещение, 2004.

 

8. Верисокин Ю.И. Видеофильм  как средство мотивации школьников  при обучении иностранному языку  // Иностранные языки в школе  - 2003. - № 5. - С. 31-34.

 

9. Городилова Г.Г. Обучение  речи и технические средства. - М., 1979.

 

10. Громова О.А. Аудиовизуальный  метод и практика его применения. - М., 1977.

 

11. Дубровин М.И. О создании  кинокольцовок для организации  перцептивно-мнемической деятельности  учащихся на начальном этапе  обучения иностранному языку  // Аудиовизуальные и технические  средства в обучении/Под ред.  ГГ. Городиловой. Л.П. Мухина. - М.: МГУ. 1975. - С. 103 - 112.

 

12. Золотницкая С.Л. Создание  благоприятного психологического  климата средствами кино на  уроках иностранного зыка // Психолого-педагогическое  воздействие учебного кино и  телевидения. Материалы конф. (Москва, 11 - 13 окт. 1978 г.) - М.: ЦСПО РСФСР, 1979. - С. 102-107.

 

13. Иванова-Цыганова В.И.  Кинохрестоматия и проблема слухозрительного  синтеза // Иностранные языки в  школе - 1968. - № 4.

 

14. Ильченко Е.А., Использование  видеозаписи на уроках английского  языка // Первое сентября. Английский  язык - 2003. - №9.

 

15. Исенко И.А. Использование  испанских аутентичных фильмов  для формирования социолингвистической  компетенции. - ИЯШ №1 2009, с 78-82.

 

16. Карпов Г.В. Романин  В.А.Технические средства обучения. - М.: Просвещение, 1979. - 271 с.

 

17. Кириллова Е.П. Почему  нужны диафильмы и кинофильмы? М., 1970.

 

18. Кирш Т.К.Аудиовизуальные  и технические средства в обучении. М.: МГУ, 1975.

 

19. Клементьева Т.Б., Монк  Б. Счастливый английский: учебник  для 5-6 классов. - Обнинск: Титул, 2001.

Информация о работе Техникалық құралдар