Техникалық құралдар

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 05:11, курсовая работа

Описание

Среди проблем, теоретически и экспериментально решаемых методикой иностранных языков, коммуникативная компетенция и способы ее достижения является одной из наиболее актуальных. Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка, используя для этого различные методы и приемы работы (ролевые игры, дискуссии, творческие проекты и др.). При решении данной проблемы огромную роль играют технические средства обучения, которые позволяют дать учащимся более полную и точную информацию по изучаемой теме, повышают наглядность обучения и вызывают стремление к дальнейшему совершенствованию языковой культуры [4;20].

Содержание

Введение

Глава I. Технические средства обучения на уроках иностранного языка

1.1 Классификация технических средств обучения и их функции

1.2 Психологические особенности применения ТСО

1.3 Технические средства обучения для развития внимания на уроках иностранного языка

1.4 Видеоматериалы как техническое средство обучения

Выводы по главе I

Глава II. Использование видеоматериалов на различных этапах обучения иностранному языку

2.1 Методика преподавания иностранных языков с использованием ТСО

2.2 Использование видеоматериалов на начальном этапе обучения

2.3 Использование видеоматериалов на среднем этапе обучения

2.4 Использование аутентичных фильмов для формирования социолингвистической компетенции

2.5 Популярные зарубежные видеокурсы используемые на разных этапах обучения иностранным языкам

Выводы по главе II

Глава III. Эксперимент по исследованию эффективности использования ТСО в обучении иностранному языку

Выводы по главе III

Работа состоит из  1 файл

технические средства.docx

— 142.91 Кб (Скачать документ)

 

Как оценить эффективность  работы с видеокурсами? Для этого  предполагается определённая система  контроля сформирования навыков  и умений устной речи [51;119].

 

Методические рекомендации по организации контроля сформированности навыков и умений в устной речи с использованием видео

 

Планируя работу с видеокурсом, преподаватель выделяет объекты  контроля и формы его реализации на каждом этапе работы для достижения конечной цели. Характерной особенностью аудиовизуальных материалов является соединение возможностей аудиальных и  визуальных технических средств, где  зрительный ряд показывает обучающимся  о чем говорить, а звуковой ряд - как говорить. Для того чтобы  обучающийся мог сконцентрировать свое внимание на содержании звукового  ряда, должны быть достаточно отработаны аспективные навыки. Поэтому мы предлагаем четырехэтапную схему видеозанятий [22;129].

 

Целью подготовительного  этапа (до просмотра фильма) является снятие лексико-грамматических и лингвострановедческих  трудностей. Этот этап работы завершается  лингводидактическими тестами и  установочными вопросами на контроль понимания звукового ряда путём  ответов на вопросы после просмотра.

 

Второй этап (просмотр фильма полностью, просмотр без звука, прослушивание  без изображения) сопровождается многочисленными  разнообразными тестами на понимание, говорение. «Клоуз» - тесты, озвучивание  фрагментов с записью на магнитную  ленту с последующим анализом, контрольно-обучающие упражнения на «доигрывание», «реконструкцию», «режиссуру»  подготавливают обучаемых к третьему этапу работы с видеофильмом.

 

На третьем этапе обучаемый  проигрывает эпизоды видеофильма, стараясь подражать актерам - носителям  языка. Фильм с новыми «актерами», записанный на контрольную видеокассету, с большим интересом и пользой  обсуждается участниками.

 

Четвертый этап - творческое использование накопленного речевого опыта - самый важный. Ролевые оценки, дискуссии, собственный сценарии и  режиссура, продолжение эпизода - контрольный  результат сформированных умений и  навыков устной речи, полученных с  помощью аудиовизуальных технических  средств и компьютерной техники.

 

Типы заданий для каждого  из этапов работы с видеотекстами

 

При работе с любым текстом  в методике обучения иностранным  языкам принято выделять три основных этапа: дотекстовый этап (pre-viewing), текстовый  этап (while viewing), послетекстовый этап ((post) after-viewing) [47;98].

 

I.Дотекстовый этап

 

Цели этапа:

 

- мотивировать учащихся, настроить их на выполнение  задания, сделав активными участниками  процесса обучения;

 

- снять возможные трудности  восприятия текста учащимися  и подготовить их к успешному  выполнению задания.

 

Типы заданий:

 

1. Различные варианты  предвосхищения содержания текста, основанные на обобщении ранее  полученных знаний по этой  теме, особенностях заголовка, беглом  просмотре части фильма без  звука, списке новых слов с  переводом или дефинициями, предъявляемом  до текста, содержании вопросов  или правильных (ложных) утверждений.

 

В таблице приведены примерные  формулировки заданий, используемых на данном этапе (формулировки даны на русском  языке, хотя в реальной практике преподавания их необходимо формулировать на английском языке). Образец заполнения граф дан  в первом задании. Задание можно  выполнить устно, работая в парах, группах или в ходе фронтального обсуждения в классе.

 

2. Краткое изложение учителем  основного содержания текста

 

Учитель может кратко передать основной сюжет видеофрагмента, объяснив таким образом, что предстоит  увидеть. Если сюжет представляет интерес  для учащихся, то это вступление призвано заинтересовать слушателей, а значит, первая цель этапа может  считаться достигнутой. В своей  речи учитель может передать основную идею текста простыми и понятными  словами, а может и сохранить  ряд трудных для понимания  выражений. Главным в данном случае является предвосхищение возможных  трудностей языкового, речевого и социокультурного характера и их снятие с помощью  различных приемов, включая объяснение, толкование, перевод, соотнесение с  ранее изученным материалом и  т.д. Очевидно, что для использования  такого типа задания учителю необходимо иметь определенный уровень профессионально-методической и профессионально-коммуникативной  компетенции.

 

При использовании данного  типа задания следует помнить  о том, что сам текст вступления не является установкой на первичный  просмотр, поэтому надо ясно и понятно  сформулировать задание на время  просмотра текста, выбрав одно из заданий  второго этапа, о которых пойдет речь ниже.

 

3. Предварительное исследование  или проектная работа

 

Просмотром видеоматериалов  можно завершать цикл уроков по какой-либо теме или проблеме. Учащиеся заранее  получают задание, на изучение конкретного  материла, что логично подготавливает их к просмотру видео. Предварительное  чтение текстов и обсуждение проблем  по той же тематике (на родном и на иностранном языках), также способствуют повышению мотивации в ходе просмотра  видео при условии, что видеосюжет открывает новые перспективы  видения данной темы, содержит элемент  новизны и непредсказуемости.

 

II. Текстовый этап

 

Цель этапа: Обеспечить дальнейшее развитие языковой, речевой или социокультурной  компетенций учащихся с учетом их реальных возможностей иноязычного  общения [45;88].

 

Типы заданий:

 

1. Задания на поиск  языковой информации

 

Данный тип упражнений и заданий ориентирован на поиск, вычленение, фиксирование, трансформацию  определенного языкового материала: лексики, грамматики, фонетики. В данном случае не столько формулировка задания, сколько содержание упражнения обеспечивает ту или иную степень эффективности  и оправданности выполнения задания. Формулировки заданий могут звучать  примерно так:

 

Просмотрите видеофрагмент  и подберите: английские, немецкие, французские, испанские и т.д. эквиваленты  к следующим русским словам и  выражениям; русский эквивалент к  следующим английским, немецким и  т.д. словам и выражениям; заполните  пропуски в предложениях нужными  словами и выражениями; запишите все прилагательные, которые употреблялись  в видеосюжете с существительным  «дорога» (все глаголы, которые употреблялись  с существительным «продукты» и  т.д.); запишите глаголы из приведенного ниже списка в той грамматической форме, в которой они были употреблены  в тексте; с какой интонацией произносилось  слово «действительно» в тексте [46;215];

 

из приведенного ниже списка синонимических выражений отметьте те, которые (не) употреблялись в  тексте видео.

 

2. Задания на развитие  рецептивных умений (на уровне  выделения содержательной и смысловой  информации)

 

На данном этапе работы могут использоваться традиционные упражнения, направленные на: поиск  правильных ответов на вопросы (вопросы  предлагаются до просмотра); определение  верных или неверных утверждений; соотнесение  разрозненных предложений со смысловыми частями текста (план текста и заголовки  каждой части предлагаются); выстраивание частей текста в логической последовательности; установление причинно-следственных связей…

 

3. Задания, направленные  на развитие навыков говорения  [48;376].

 

Следующие приемы работы с  видео направлены на развитие умений монологической речи:

 

- отсутствие изображения  при сохранении звука. Чаще  всего в данном случае используются  установки на описание предполагаемой  внешности героев и их одежды, предметов, которые могли находиться  рядом, места событий, характера  взаимоотношений между персонажами  и т.д.

 

Все эти задания представляют собой конкретный тип монолога - описания при сохранении ярко выраженных особенностей описания людей, предметов  и т.д.

 

- задания, направленные  на использование кнопки «ПАУЗА».

 

В данном задании учащимся предлагают высказать предположения  о дальнейшем ходе развития событий, что неразрывно связано с развитием  таких дискурсивных умений как определение  и установление логико-смысловых  связей текста и их развитие.

 

- задания, направленные  на воспроизведение увиденного  в форме рассказа, сообщения и  т.д.

 

Ряд заданий может быть эффективно использован для развития навыков диалогической речи, например: выключение звука при сохранении изображения с последующим воспроизведением предполагаемого текста. Данное упражнение вряд ли можно использовать для воспроизведения текстов монолога, поскольку содержание монолога в этом случае предвосхитить практически невозможно, если только человек не умеет читать по губам. Что же касается диалога, то при наличии таких элементов речевой ситуации как места и времени событий, партнеров по общению, их невербальному поведению можно сделать определенные предположения о содержании диалога, особенно, если ситуация является достаточно стандартной (в магазине, в театре, у врача и т.д.)

 

4. Задания, направленные  на развитие социокультурных  умений

 

Довольно часто приходиться  сталкиваться с пониманием социокультурной  компетенции в очень узком  смысле, практически тождественной  по значению страноведческим знаниям. Безусловно, для того, чтобы достичь  необходимого и достаточного уровня социокультурной компетенции, необходимо иметь определенный набор знаний о странах изучаемого языка. Однако еще более важно научиться  сравнивать различные культуры мира, подмечать в них культурно-специфические  особенности и находить общекультурные закономерности. Самой трудной задачей  для учителя в плане формирования социокультурной компетенции представляется умение научить учащихся интерпретировать различные ситуации речевого и неречевого характера с точки зрения культурных особенностей конкретной страны, избегая  при этом формирования ложных стереотипов  и не подпадая под влияние навязываемых суждений и представлений [50;11].

 

Использование видео предоставляет  для этого прекрасную основу, однако, было бы наивно полагать, что без  направляющей роли учителя и грамотной  системы, специально разработанных  упражнений эти умения сформируются сами собой. Так, при работе с видеоматериалами, предлагается использовать такой тип  заданий как установление межкультурных  сопоставлений и расхождений. Здесь  учителю важно помнить о том, что до тех пора пока умения сравнивать и сопоставлять культуроведчески - маркированную информацию не будут  сформированы, необходимо продумывать  систему опор, направляющих внимание учащихся на вычленение, фиксирование и интерпретацию нужной информации.

 

III. Послетекстовый этап

 

Цель этапа: Использовать исходный текст в качестве основы и опоры для развития продуктивных умений в устной или письменной речи.

 

Оба предыдущих этапа являются обязательными как в условиях использования видеотекста в  качестве средства развития комплексных  коммуникативных навыков, так и  в качестве средства контроля рецептивных  навыков (аудирования). Данный же этап может отсутствовать, если видеотекст используется только для развития и  контроля рецептивных умений.

 

Те упражнения, которые  могут быть направлены на развитие продуктивных умений в устной речи, уже были частично названы в предыдущем разделе. На данном этапе помимо выше перечисленных упражнений можно  использовать:

 

- проектную работу, связанную  с подготовкой аналогичных видеосюжетов  самостоятельно (проведение видеоэкскурсии  по городу, школе, посещение школьного  концерта, рассказ о своей семье  и т.д.) [48;362].

 

- ролевые игры, в основу  которых положен сюжет или  ситуации видеофильма. При этом  их можно частично видоизменять [39;4].

 

Таблица 5

 

Этапы 

Задачи 

Виды заданий/упражнений выполненных студентами 

 

аудиторные 

домашние 

 

 

Аналитической деятельности 

развитие межкультурной  рефлексии и социолингвистической наблюдательности

 

развитие умения ориентироваться  в коммуникативной ситуации посредством  анализа стратегий, тактик и средств  вербального и невербального  общения

 

осмысление влияния, которое  оказывают на выбор вербальных и  невербальных средств общения такие  параметры коммуникантов, как: возраст, пол, социально-экономическое положение  и пр.

 

* развитие памяти, воображения  аналитических способностей и  фонетического слуха обучаемых,  их чувства языка и языковой  догадки 

просмотр эпизода;

 

передача содержания эпизода;

 

*сопоставительный анализ  представленных в фильме реалий  страны изучаемого языка с  аналогичными явлениями родной  культуры;

 

* прослушивание песен,  цитируемых персонажами фильма;

 

вычленение предложенных слов и воспроизведение контекста  их употребления в фильме;

 

Информация о работе Техникалық құралдар