Внедрение интерактивной технологии в процесс обучения немецкому языку студентов колледжа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 21:38, реферат

Описание

В условиях модернизации современного российского образования учителя-практики стремятся к самостоятельности в выборе средств обучения, в частности, иностранным языкам, к творческому переосмыслению содержания образования и всё чаще прибегают к использованию методов и технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе. Указанные методы способствуют созданию благоприятной атмосферы учебного процесса для учащихся, значительно повышают интерес обучаемого к предмету и развивают стремление к практическому использованию иностранного языка.

Работа состоит из  1 файл

Интеракт.техн..docx

— 37.35 Кб (Скачать документ)
 
 
 
 
 
 
 
 

    Внедрение интерактивной технологии в процесс обучения немецкому языку  студентов колледжа 
 
 

 

     Интерактивные технологии обучения 

    В условиях модернизации современного российского  образования учителя-практики стремятся  к самостоятельности в выборе средств обучения, в частности, иностранным  языкам, к творческому переосмыслению содержания образования и всё  чаще прибегают к использованию  методов и технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе. Указанные методы способствуют созданию благоприятной атмосферы учебного процесса для учащихся, значительно  повышают интерес обучаемого к предмету и развивают стремление к практическому  использованию иностранного языка. Затрагивая личность обучаемого, его  эмоции и чувства учитель тем  самым стимулирует речевые, когнитивные, творческие способности учащихся. Все  перечисленные цели могут быть достигнуты посредством использования интерактивных  технологий обучения, способствующих налаживанию межличностного взаимодействия путём внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала.

    Современная российская школа, зарубежные учителя-практики работают над проблемой развития познавательной деятельности учащихся посредством внедрения в процесс  обучения иностранному языку интерактивных  технологий, таких как дискуссии, деловые игры, тренинги, проекты, мини-исследования и т.д., влияющих на формирование мотивации  обучаемых, её повышение через усиление коммуникативной направленности учебного процесса. Сложность и актуальность данной проблемы требует внедрения  в учебный процесс новых методов  обучения, новых идей и подходов.

    Как известно, для продуктивного усвоения языкового материала с целью  последующего общения требуется  много усилий и времени. Для облегчения этой задачи в качестве основы предлагается технология интерактивного обучения – совокупность способов целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся, последовательная реализация которых создаёт оптимальные условия для развития обучаемых. Взаимодействие в данном случае понимается как непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признаётся способность человека принимать роль другого, представлять, как его воспринимает партнёр по общению или группа, и соответственно интерпретировать ситуацию и конструировать собственные действия. Интерактивное педагогическое взаимодействие характеризуется высокой степенью интенсивности его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием их видов, форм и приёмов, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности и состоявшегося взаимодействия.

    В настоящее время ввиду интенсивного развития информационных технологий в  современном российском образовании  особое значение приобретают новейшие технические средства (мультимедийный проектор, интерактивная доска, автоматизированный презентационный комплекс и др.). Следует заметить, что компьютер  уже не является новинкой, и практически  каждый учащийся имеет навыки работы с ним. Технология интерактивного обучения может быть использована при организации  отдельного урока или внеклассного мероприятия. Специфика предмета иностранный  язык позволяет проводить целые  серии уроков в интерактивном  режиме, учитывая объём учебного материала, предполагаемого программой.

    Выделяют  три основные группы интерактивных методов обучения:

    1. методы без использования технических средств;
    2. методы с частичным использованием технических средств;
    3. методы с использованием технических средств(аудиовизуальные).

    К первой группе методов, по мнению методиста Кашлева С.С., следует отнести полилог, диалог, мыследеятельность, смыслотворчество, межсуъектные отношения, свободу выбора, создание ситуации успеха, позитивность и оптимитсичность оценивания, рефлексию и др.

    Интерактивные методы принято классифицировать в  методической науке по их ведущей  функции в педагогическом взаимодействии. Таким образом, среди методов  обучения без использования технических  средств выделяют:

    • методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации;
    • методы организации обмена деятельности;
    • методы организации мыследеятельности;
    • методы организации смыслотворчества;
    • методы организации рефлексивной деятельности.

Существуют  и другие методы, способствующие интерактивной  деятельности, например технология проектов, обучение в сотрудничестве, игровое  моделирование.

    Использование интересных форм и методов в реализации личностно-ориентированного подхода  в преподавании иностранного языка  позволяет значительно увеличить  время речевой практики на уроке  для каждого студента, добиться усвоения материала всеми участниками  группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель  становится организатором самостоятельной  учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у  него появляются возможности для  совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции  студентов, целостного развития их личности.

    Ко второй группе методов в первую очередь можно отнести Тандем-метод, всё более часто применяемый в процессе обучения  иностранным языкам.

    Тандем-метод  – это способ одновременного самостоятельного изучения родного языка партнёра с различными родными языками. Целью  овладения иностранным языком подобным способом является знакомство с личностью  конкретного носителя языка, менталитетом его страны в рамках реального  или виртуального общения. Последнее  предполагает использование технических  средств, в частности компьютера с подключение к сети Интернет.

    Суть  данного метода состоит в устном(Тандем-присутствие) или письменном неформальном общении. Участники Тандема, или Тандем-пратнеры, подбираются международной сетью International Tandem Network (http: //www.slf.ruhr-uni-bochum.de).

    Эффективность изучения иностранного языка в рамках данного метода обусловлена самостоятельностью учащихся в выборе целей, средств  и содержания обучения и преодолением языкового барьера, поскольку учащиеся находятся в привычной для  них социальной среде, и возможностью общения с носителем языка на относительно равном социальном уровне.

    В основе реализации третьей группы методов в обучении иностранным языкам лежит использование аудиовизуальных средств обучения, которые являются одним из видов технических средств обучения (ТСО).

    ТСО представляют собой многообразие современных  технических устройств и носителей  информации на всех этапах учебного процесса. Исходя из данного определения существует следующая классификация ТСО в зависимости от вида деятельности, который осуществляется с их помощью в ходе функционирования информации:

    1. информационные технические средства, осуществляющие прямую подачу информации;
    2. контролирующие информационные технические средства, обеспечивающие обратную передачу информации;
    3. управляющие информационные технические средства, позволяющие организовывать цикл управления ходом учебного процесса;
    4. дополнительные информационные технические средства, включающие приспособления, приборы, инструменты, использующиеся для совершенствования работы преподавателя, обучаемого и их взаимодействия в ходе обучения.

    Эффективность применения ТСО определяется их соответствием  конкретным учебным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации работы преподавателя и обучаемых, материально-техническим  условиям и возможностям. 
 
 
 
 
 
 

 

     Применение интерактивных  технологий для обучения студентов колледжа иностранному языку 

Для осуществления  своей педагогической деятельности в нашем колледже я считаю уместным использование методов, способствующих интерактивной деятельности, на пример, обучение в сотрудничестве. Поэтому мне хотелось бы привести некоторые варианты обучения в сотрудничестве:

    • Обучение в команде.

      Особое внимание уделяется «групповым целям» и успеху всей группы, что может быть достигнуто путём только в результате самостоятельной  работы каждого члена группы в  постоянном взаимодействии с другими  членами этой группы при работе над  этой темой, проблемой вопросом.

      Оценивается при  этом не столько реальные результаты слабого учащегося, сколько усилия, которые он затрачивает на достижение цели.

      Лидер подгруппы  держит слабого учащегося постоянно  в поле зрения, помогает ему, но ни в коем случае не выполняет за него работу. Задача лидера – лишний раз объяснить.

      В тех же случаях, когда работа на уроке ведётся  не в подгруппах, а индивидуально  или фронтально и отражает уровень  владения отдельным учащимся тем  или иным видом речевой деятельности, учитель может оценивать реальные результаты студентов.

      Вариантами такого подхода можно считать:

      а) индивидуально-групповую  и  б) командно-игровую работу.

      в) Учитель вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю соревновательные турниры  между командами.  

    • Другой  вариант обучения в сотрудничестве разработан Э.Аэрсон в 1978 г. и назвал его «ажурная пила, машинная ножовка». Этот подход в педпрактике называется «пила».

      Учащиеся организуются по 4-6 человек для работы над учебным  материалом, который разделён на фрагменты. Каждый член подгруппы находит материал по своей подтеме и обменивается с ребятами из других подгрупп, работающих над этой же подтемой. Это называется «встречей экспертов». Затем учащиеся возвращаются в свои подгруппы и обучают всему новому, что узнали, товарищей своей подгруппы. Те в свою очередь рассказывают о своей части задания. На заключительном этапе учитель сможет спросить каждого участника команды по данной теме.

      Вариант «пила-2»  предусматривает работу подгруппами  по 4-5 человек. Вся команда работает над одним и тем же материалом. Но при этом каждый член подгруппы получает свою подтему и становится экспертом по данному вопросу. 

    • Третий  вариант обучения в сотрудничестве – учимся вместе.

      Группа делится  на подгруппы по 3-4 человека. Каждая получает одно задание, которое является частью какой-либо темы, над которой работает вся группа. В результате совместной работы отдельных подгрупп в целом достигается усвоение материала в полном объёме. 

Также можно выделить приёмы, применяемые для коллективных заданий при изучении иностранного языка:

  • Работа в паре, связанная со взаимной проверкой знаний отдельных слов и выражений на изучаемом языке. Работа может производиться в устной форме, а также с использованием карточек, на которые записаны слова и выражения.
  • Совместная работа над новым текстом. Один учащийся читает, другой работает со словарем. Новые слова записываются в словарь или карточку.
  • Работа по новому тексту, если перевод одному уже знаком, а другой берется за этот текст впервые. Последний читает под контролем более знающего товарища.
  • Участники занятий имеют разные тексты, и каждый из них готовит соседа по новому тексту читать, правильно переводить, дает значение новых слов. Учащиеся в данном случае работают как учителя и переводчики.
  • Работа над текстом может идти не по абзацам, а только над отдельными предложениями (фразами) из абзаца.

     Например, берется одним учащимся тема или  рассказ, который состоит из 4-х  предложений. Примерно такие же по объему темы (рассказы) у других учащихся. Как  строится работа? Учащийся прорабатывает  со своим первым партнером первое предложение (слова, перевод, вопросы  к предложению и т.д.)

     Когда фраза усвоена и соответствующая  работа проведена над одним предложением по теме (рассказу) моего партнера, я  перехожу к новому товарищу, которому зачитываю или по памяти воспроизвожу только что изученную фразу. Берем  следующее предложение и проводим над ним такую же работу. Следующему товарищу -третьему - называются два предыдущих предложения и начинается работа над третьим предложением. Последнему товарищу дается первым учеником и чтение текста, и перевод, и вопросы, и пересказ.

  • Работа в парах сменного состава может быть успешно применена при 
    разучивании стихотворений. Сначала стихотворение разбирается на уроке, делается перевод, выписываются новые слова, выразительно читается учителем. Потом идет его проработка; ученики учат его наизусть по частям, работая друг с другом по очереди. Можно разучивать стихотворения без предварительной работы. Сначала учитель может проработать новое стихотворение с одним учеником, а затем это стихотворение ученик разучивает по частям, работая с разными партнерами по очереди.
  • Взаимные диктанты. Для взаимных диктантов может служить любой изучаемый текст. Для взаимных диктантов можно брать отдельные слова и выражения. Обильный материал для взаимных диктантов - упражнения по учебнику.
  • Для коллективной работы можно разработать систему карточек.

Информация о работе Внедрение интерактивной технологии в процесс обучения немецкому языку студентов колледжа