Внедрение интерактивной технологии в процесс обучения немецкому языку студентов колледжа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 21:38, реферат

Описание

В условиях модернизации современного российского образования учителя-практики стремятся к самостоятельности в выборе средств обучения, в частности, иностранным языкам, к творческому переосмыслению содержания образования и всё чаще прибегают к использованию методов и технологий, основанных на личностно-ориентированном подходе. Указанные методы способствуют созданию благоприятной атмосферы учебного процесса для учащихся, значительно повышают интерес обучаемого к предмету и развивают стремление к практическому использованию иностранного языка.

Работа состоит из  1 файл

Интеракт.техн..docx

— 37.35 Кб (Скачать документ)

Все описанные варианты и приемы обучения в сотрудничестве (общность цели и задач, индивидуальная ответственность и равные шансы  на успех), дают возможность учителю  использовать совокупность способов целенаправленного усиленного межсубъектного взаимодействия педагога и учащихся, последовательная реализация которых создаёт оптимальные условия для развития обучаемых, в чём и заключается суть интерактивных методов обучения.

    Формирование  аудиовизуальной культуры предполагает работу с новейшими техническими средствами, такими как интерактивные доски(SMART Board), компьютерные презентации.

    Использование интерактивной доски действительно  помогает в учёбе. Это хороший  выбор для преподавателей, которые  с помощью современных технических  и аудиовизуальных средств и  интенсивных методов обучения хотят  заинтересовать своих учащихся, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала.

   Известно, что человек воспринимает информацию из окружающего мира с помощью  своих органов чувств: зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Мы все это  «опробовали» еще в раннем детстве. По данным ученых, более 90 % информации поступает к нам через зрение и слух. Зрение и слух - самые мощные и самые эффективные каналы передачи и приёма информации. Знания, которые  мы получаем – это та же информация, следовательно, большую часть знаний мы получаем посредством органов зрения и слуха. И чем ярче и разнообразнее будет предоставление информации (знаний), тем эффективней будет процесс усвоения этой информации. В сегодняшней ситуации, сложившейся в учебных заведениях, преобладают лекционные, то есть речевые занятия, и наблюдается недостаточность наглядной зрительной информации, что снижает эффективность получения знаний учащимися.

   В настоящее  время, время повсеместной компьютеризации  и прихода в образование новых технологий, у педагогов возникает настоятельная потребность в использовании мультимедийных средств, в том числе и в создании электронных презентаций для использования их на аудиторных занятиях. Реализация средств мультимедиа и создание презентаций помогают преподавателю привнести эффект наглядности даже в лекционные занятия, оказывают помощь студенту в усвоении материала более быстрым темпом и в полном объеме. Основным отличием презентаций от остальных способов представления информации является их особая насыщенность содержанием и интерактивность, т.е. способность определенным образом изменяться и реагировать на действия пользователя, который является не пассивным слушателем, а играет роль активного деятеля, субъекта.

   Одним из видов  мультимедиа, используемая преподавателями  иностранного языка в нашем колледже, является компьютерная презентация, создаваемая достаточно легко с помощью программы Power Point, которая является одним из компонентов программы Microsoft Office, и представляет собой возможность создания последовательных слайдов, содержащих числа, текст, графику, анимацию, видео и звук.

   Компьютерная  презентация помогает нам упорядочить  весь реализуемый материал и выстроить его, следуя логике нашего изложения, и хранить в одном файле. Сохранность наших наглядных материалов и возможность их корректирования тоже является важным моментом для преподавателя. У каждого педагога есть свои наработки, так называемый «портфель преподавателя». Весь наш багаж можно уместить на компакт-диске и продолжать работу с уже существующей наглядностью, и размещать на нем новые материалы.

   Еще одно неоспоримое  преимущество представления информации в виде презентации состоит в том, что при необходимости, студент может самостоятельно вернуться к той части информации, которую не усвоил. Комментируя же материал, находящийся на слайдах, преподаватель может подробнее остановиться на определённых моментах.

   Наиболее  важную информацию на слайде можно  выделить, придав ей эффект анимации. Анимация - очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда вызывает интерес у студента, и он заостряет свое внимание на анимированной части информации. Таким образом, все тезисы сообщения преподавателя будут услышаны и увидены обучающимся. Всё это повышает интерес к обучению и способствует более качественному усвоению нового материала, а это и является важной задачей работы преподавателя.

   Создавая  презентацию, нужно не забывать о  цели ее создания. Для этого необходимо выполнить презентацию определенного объема, так как зрительный ряд из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает студента от сути изучаемого материала. Не должно быть «лишних» слайдов, которые не сопровождаются пояснением. Нужно продумать и обеспечивать понимание смысла каждого слова, опираться на знания и опыт студентов, использовать образные сравнения. В учебных презентациях желательно свести текстовую информацию к минимуму, заменив ее схемами, диаграммами, рисунками, фотографиями, фрагментами фильмов. Текст может быть представлен в виде основополагающих моментов сообщения. Необходимо постоянно переключать внимание учащихся для поддержки остроты восприятия. Включение (без ущерба содержанию) в презентацию смешных сюжетов и забавных фактов оживляет занятие, создает положительный эмоциональный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию. Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение. Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов. В связи с этим, значимым представляется то, что возможность задавать параметры смены слайдов и анимаций заложена в среде Power Point.

   Нельзя  не упомянуть и о том, что в  ходе лекционного занятия при  традиционном подходе много времени преподаватель тратит непосредственно на изложение материала, а при использовании заранее подготовленных презентаций у него появляется дополнительная возможность что-либо пояснить, еще раз акцентировать внимание студентов на том или ином важном явлении.

   Конечно, за всеми перечисленными достоинствами  мультимедийных материалов скрываются и определенные трудности, связанные с необходимостью коренным образом изменить подход к проведению лекционных занятий. На собственном опыте мы убедились в том, что сначала нужно всесторонне обсудить проблему, а потом уже по частям выводить заранее подготовленную информацию на экран. Выдавать сразу все целиком не просто неэффективно, но и ошибочно, поскольку может привести к бездумному переписыванию слов и «зарисовыванию» картинок.

   Обращаясь к практическому опыту использования  информационных технологий в учебном  процессе, в колледже можно сказать, что большинство преподавателей стараются внедрять новые подходы и технологии в образовательный процесс. Использовать компьютерные презентации на различных уроках позволяет передвижная установка компьютера. Однако затрудняет данный процесс то, что не все преподаватели в достаточной мере владеют компьютерной методикой по созданию презентаций, а самая главная проблема - это нехватка, дефицит времени. Чтобы создать качественную презентацию, необходимо иметь достаточный ресурс времени, уметь работать с программой Power Point, пользоваться сканером и др. Данная проблема решается следующим образом. В нашем колледже преподается предмет «Программное обеспечение», в программу которого включён раздел по изучению Power Point. После его изучения студенты делают творческую работу - презентацию по заказу преподавателя любой дисциплины. Студент обговаривает с преподавателем  тему презентации, консультируется по содержанию. Защита творческих работ происходит с использованием мультимедийного проектора и в присутствии преподавателя, руководителя данной работы. Как показывает опыт, эти презентации преподаватели в дальнейшем продуктивно используют в своей профессиональной деятельности. Важным, с педагогической точки зрения, является то, что, создавая презентацию, студент чувствует огромную ответственность перед преподавателем, а также значимость своей работы. Иногда совместная работа студента и преподавателя продолжается уже после завершения творческого отчета. Студент, совершенствуя свои навыки по созданию презентаций, помогает преподавателю создавать новые продукты креативной деятельности.

         Стоит акцентировать внимание и на том, что компьютерные презентации в опыте работы по обучению студентов иностранному языку готовятся не только к урокам иностранного языка, но и к различным внеклассным мероприятиям, общеколледжным делам, их эффективно используют студенты во время защиты дипломных и курсовых работ по теории и методике обучения иностранному языку.

   Студенты  старших курсов эффективно и осознанно  используют полученный опыт использования  интерактивных технологий при прохождении  педагогической практики пробных уроков в школах.

   Результатом внедрения информационных технологий в учебный процесс колледжа является подготовка будущих педагогов-специалистов, которые были бы способны применять в своей профессиональной деятельности презентации как инструмент, повышающий степень педагогической активности, уровень информационной и методической обеспеченности учебного процесса, педагогов, способных обучать данному навыку учащихся школ, что формирует элемент современной профессиональной культуры.

   Использование интерактивных технологий на уроках иностранного языка имеет большое значение для более эффективного изучения языка и раскрывает огромные возможности для выбора преподавателем необходимой группы интерактивных методов обучения, которые имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивать возможность учета ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы студента.

   Так, на пример, при изучении темы «На уроке немецкого языка» по практическому курсу немецкого языка (Приложение 1), студентам предлагается самостоятельно разработать и представить проекты о колледже и кабинете своей мечты, подготовить и представить затем защиту в форме презентации с комментариями на изучаемом языке, что позволяет учащимся проявить свои креативные способности и, безусловно, повысить степень мотивации, сознательность и ответственность каждого.

   Использование интерактивных технологий при обучении немецкому языку существенно  повлияло на уровень качества подготовки учащихся в области лексического, грамматического аспектов языка, диалогической  и монологической речи, о чем свидетельствуют  диагностические таблицы, приведенные  ниже.

   Исходная  таблица качества обученности студентов  специальности 050303 «Иностранный язык».

  
Ф.И. учащегося Лекс.

Аспект

Граммат. Аспект Монолог. Речь Диалог. Речь Исходный  уровень
1. Босенко М.      4     3     4     4   3,75
2. Двурядкина  М.      3     3     4     3   3,25
3. Карташова Т.     3     3     4     3   3,25
4. Мамедова  Э.     3     3     3     3   3
5. Панфилова А.     4     4     5     4   4,25
6. Стрекалина  Н.     3     3     3     3   3
7. Ткачева Н.     4     3     4     3   3,5
8. Чумакова  Ек.     4     3     4     3   3,5

Информация о работе Внедрение интерактивной технологии в процесс обучения немецкому языку студентов колледжа