Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:23, дипломная работа
Цель исследования:
Систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы по иностранным языкам и представить собственные методические разработки и рекомендации в данной области.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку 5
§ 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое явление 5
§ 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая система 7
а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку 7
б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку 10
в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по иностранному языку 12
Глава II. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному языку 23
§ 2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку 23
§ 2.2. Факультативные занятия по иностранному языку 33
§ 2.3. Календарные и тематические праздники 38
§ 2.4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку 44
§ 2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку 51
§ 2.6. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по иностранному языку 56
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения 64
Вечер английского языка, посвящённый творчеству Уильяма Шекспира 64
Путешествие в страну "Хампельманию" 71
Встает вопрос о том, почему
в большинстве российских школ отмечается
Хэллоуин, а не иной зарубежный праздник.
Преследуют ли тем самым преподаватели,
родители (лица, их заменяющие) иные лица
или органы, по закону обязанные
обучать (воспитывать) детей, какие-либо
отличные от названной цели. Ведь вполне
возможна, исторически обоснованна
ситуация, когда часть субъектов,
ответственных за обучение (воспитание)
ребенка, при проведении Хэллоуина
действует в соответствии с убеждениями
об особом религиозном значении данного
праздника.
Хэллоуин отмечается много веков: изначально
он праздновался как кельтский праздник
Самайн (новый год). Он сопровождался различного
рода жертвоприношениями, как животных,
так и людей, осуществляемых друидами,
которые являлись кельтскими колдунами,
жрецами. Вследствие естественных миграционных
процессов кельтские традиции распространялись
по миру, соответственно, распространялись,
хотя и очень медленно, обряды и ритуалы
друидов. До сих пор ими осуществляются
различные жертвоприношения. Например,
обозреватель "НГ-Религии" О.Е. Недумов,
ссылаясь на книгу «Искушение «тайным
знанием»», пишет о совершении друидами
человеческих жертвоприношений, «что
было подтверждено находкой на торфянике
в Чешире в 1984 г.». Естественно, поскольку
Самайн – один из наиболее значимых для
друидов праздников, постольку он не может
обойтись без жертвоприношения. Другие
эксперты также отмечают, что «наиважнейшим
шабашом ведьм…был Канун Дня Всех Святых,
когда Князь Тьмы по-видимому глумился
над праздником святых, совершая нечестивые
ритуалы» [22, 93], а в наши дни «Черная месса»
обязательно совершается по сатанистским
праздникам, к числу которых относится
и Хэллоуин. Всем известен обычай встречать
Хэллоуин в костюмах демонов, вурдалаков,
призраков, ведьм, скелетов, отождествляя
тем самым себя с ними.
На сегодняшний день Хэллоуин является одним из самых почитаемых праздников, отмечаемых приверженцами многих сект, однако данный факт не афишируется.
На наш взгляд, можно
условно разделить
Если никто из обязанных обучать (воспитывать)
ребенка органов или лиц не знал о возможности
проведения Хэллоуина как религиозного
праздника, можно говорить о том, что отмечанием
Хэллоуина ими нарушаются право ребенка
на получение такого обучения (воспитания),
которое способствует нормальному психическому,
физическому и нравственному его развитию,
право ребенка на защиту своего достоинства,
а также, в некоторых случаях, о нарушении
прав родителей (лиц, их заменяющих). В
том случае, если данные органы или лица
осознавали религиозный характер праздника,
следует к перечисленным нарушениям прав
и свобод личности добавить нарушение
права ребенка на свободу совести, вероисповедания,
а также хоть и косвенное, создание угрозы
национальной безопасности нашего государства.
Как известно, ст. 2 Конституции Российской Федерации гласит, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью», при осуществлении своих прав и свобод человек и гражданин не могут нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17 Конституции РФ), а «права и свободы человека и гражданина могут ограничиваться федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства» (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).
Во Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года говорится о том, что «каждый человек имеет право на жизнь, … на личную неприкосновенность» (ст. 3); никто не должен подвергаться жестокому, бесчеловечному или унижающему его достоинство обращению (ст. 5). Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в силу для СССР и Российской Федерации 15 сентября 1990 г.) устанавливает, что «государства – участники обеспечивают в максимально возможной степени … здоровое развитие ребенка» (ч. 2 ст. 6), «уважают право ребенка на свободу мысли, совести и религии» (ч. 1 ст. 14). А в ч. 2 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 1 марта 1996 года, признается право ребенка на «обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства».
Однако, как показывает практика проведения Хэллоуина в школах, то, что ребенка призывают или даже заставляют изображать из себя представителя нечистой силой, иногда - участвовать в отправлении действий, являющихся символическим воплощением черной мессы, препятствует его нормальному психическому развитию. Более того, размываются представления об уже сложившихся в нашей стране моральных нормах о добром и уважительном отношении к окружающим. Также унижается человеческое достоинство, то есть «признание обществом социальной ценности, уникальности и неповторимости человека, значимости каждой личности как частицы человеческого сообщества», ребенка. Идет привыкание детей, как наиболее уязвимых в психологическом плане личностей, к различным формам проявления зла.
Нарушаются права родителей
(лиц, их заменяющих). В части 7 статьи
15 («Общие требования к организации
образовательного процесса») Закона Российской
Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об
образовании» сказано, что «родителям
(законным представителям) несовершеннолетних
обучающихся, воспитанников должна
быть обеспечена возможность ознакомления
с ходом и содержанием
В случае проведения праздника, являющегося
частью нетрадиционного для нас религиозного
культа, если при этом его введение не
являлось добровольным выбором большинства
граждан, на наш взгляд, можно говорить
об угрозе нарушения национальной безопасности
государства. Как сказано в Концепции
национальной безопасности Российской
Федерации, утвержденной Указом Президента
Российской Федерации от 17 декабря 1997
г. № 1300, в редакции Указа Президента Российской
Федерации от 10 января 2000 г. № 24, «под национальной
безопасностью Российской Федерации понимается
безопасность ее многонационального народа
как носителя суверенитета и единственного
источника власти в Российской Федерации».
А «обеспечение национальной безопасности
Российской Федерации включает в себя
также защиту культурного, духовно-нравственного
наследия, исторических традиций и норм
общественной жизни, сохранение культурного
достояния всех народов России, формирование
государственной политики в области духовного
и нравственного воспитания населения…,
а также включает в себя противодействие
негативному влиянию иностранных религиозных
организаций и миссионеров».
Однако, при проведении Хэллоуина
(других праздников, происхождение
и практика отмечания которых
также малознакомы для нас) создаются
возможности нарушении принципа
светского характера
Также возможно создание препятствий
выполнению государством внутренней функции
регуляции социальной и духовной
сфер жизни общества, и внешней -
сотрудничества с другими государствами
по поводу культурного взаимодействия.
В части 1 статьи 7 нашей Конституции
говорится, что «Российская Федерация
– социальное государство, политика
которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь
и свободное развитие человека»,
в, частности, на обеспечение здоровья
населения, профилактики ситуаций, оказывающих
на него негативное влияние. В Законе
«Об образовании» устанавливается,
что к принципам
Отмечанием Хэллоуина
формируются предпосылки для
разжигания религиозной вражды, запрещаемого
частью 5 статьи 13 Конституции Российской
Федерации. Часть 2 статьи 29 Конституции
РФ устанавливает, что «не допускаются
пропаганда или агитация, возбуждающие
… религиозную ненависть и
вражду». Аналогичная по смыслу норма,
предусматривающая наказание за
возбуждение религиозной
Естественно, что в том
случае, если лица, ответственные за
проведение Хэллоина осведомлены о его
религиозной сущности, однако скрывают
данный факт, а ребенок участвует в отмечании
Хэллоуина как светского праздника, возможно,
следует говорить о нарушении права ребенка
на свободу совести, свободу вероисповедания,
закрепленное в частности в ст. 28 Конституции
Российской Федерации, которое может осуществляться
как путем определения своей принадлежности
к какой-либо религии, отправления ее культов,
так определения себя в качестве человека,
не принадлежащего ни к какой религии
и не отправляющего какие-либо культы.
На наш взгляд, Хэллоуин является сектанским
праздником. Его отмечание в школах осуществляется
не всегда осознанно и добровольно, не
отвечает элементарным нормам психологического,
нравственного воспитания детей, встречает
много возражений со стороны общества,
а также противоречит законодательству
Российской Федерации и ряду международных
правовых норм. В связи с этим встает вопрос
о необходимости закрепления правового
запрета на его отмечание. Таким образом,
удастся избежать незаконного воспрепятствования
осуществлению права на свободу совести
и вероисповеданий, которое выражается
в препятствовании деятельности религиозных
организаций или совершения религиозных
обрядов, и наказывается в соответствии
с санкцией ст. 148 Уголовного кодекса Российской
Федерации. А самое главное, будут реализованы
положения ст. 2 Конституции Российской
Федерации об обязанности государства
осуществлять признание, соблюдение и
защиту прав и свобод человека и гражданина.
§ 2.4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку
Экскурсия (от лат. excursio — прогулка, поездка) — коллективное посещение музея, достопримечательного места, выставки, предприятия и т.п.; поездка, прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.
Учебная экскурсия — это проведение учебного занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Отсюда характерный признак занятия: изучение объектов связано с передвижением учащихся, с их мышечными усилиями. Являясь самостоятельной формой обучения, экскурсия входит важной составной частью в систему учебно-воспитательной работы в современной школе и вносит свой весомый вклад в формирование всесторонне развитой личности. Перед экскурсиями ставятся такие задачи: обогащать знания учащихся (на основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и фактов); устанавливать связи теорий с практикой, с жизненными явлениями и процессами; любовь к природе; развивать творческие способности учащихся, их самостоятельность, организованность в учебном труде, чувства коллективизма и взаимопомощи; обогащать эстетические чувства; развивать наблюдательность, память, мышление, эмоции; активизировать познавательную и практическую деятельность; воспитывать положительное отношение к учению. [16, 53].
В зависимости от типа, содержания и метода проведения экскурсии, возраста учащихся, местных условий и вида передвижения в состав экскурсионной группы может входить от десяти до сорока учеников. Длительность учебной экскурсии (от 40 до 90 минут) определяется в зависимости от учебных задач, конкретных условий проведения, возраста учащихся.
Каждая экскурсия связана с учебным материалом разных предметов. Практика показывает, что экскурсии помогают ученикам охватить содержание обучения широко, всесторонне, увидеть взаимосвязь изучаемых на уроках законов физики и химии, физики и биологии, истории и географии, поэтому учебная экскурсия в большей степени, чем какая-либо другая форма обучения, способствует реализации межпредметных связей.
На экскурсии учащиеся не только усваивают новые знания или углубляют, расширяют имеющиеся, но и приобретают умения и навыки их применения. Например, проводя на местности измерения и вычисления площадей, расстояний к отдаленным предметам и высоты деревьев способами «полевой геометрии», учащиеся учатся применять законы геометрии на практике, пользоваться простейшими приспособлениями и приборами, делать зарисовки, записи наблюдений, фотографировать, собирать тематические коллекции, работать с картой местности.