Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 13:23, дипломная работа
Цель исследования:
Систематизировать теоретический и практический опыт внеклассной работы по иностранным языкам и представить собственные методические разработки и рекомендации в данной области.
Введение 3
Глава I. Теоретические основы внеклассной работы по иностранному языку 5
§ 1.1. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическое явление 5
§ 1.2. Внеклассная работа по иностранному языку как педагогическая система 7
а) принципы организации внеклассной работы по иностранному языку 7
б) цели и задачи внеклассной работе по иностранному языку 10
в) содержание, мотивы, формы и методы внеклассной работы по иностранному языку 12
Глава II. Практические рекомендации к внеклассной работе по иностранному языку 23
§ 2.1. Игровые формы внеклассной работы по иностранному языку 23
§ 2.2. Факультативные занятия по иностранному языку 33
§ 2.3. Календарные и тематические праздники 38
§ 2.4. Экскурсии как форма внеклассных занятий по иностранному языку 44
§ 2.5. Использование СМИ и сети «Интернет» во внеклассной работе по иностранному языку 51
§ 2.6. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по иностранному языку 56
Заключение 59
Список литературы 62
Приложения 64
Вечер английского языка, посвящённый творчеству Уильяма Шекспира 64
Путешествие в страну "Хампельманию" 71
Можно сформулировать основные требования к использованию метода проектов в курсе иностранного языка:
Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы /задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование истории возникновения празднования различных праздников в англо-говорящих странах - St.Patrick's Day, Thanksgiving Day, Halloween, Christmas, Mothers' Day, etc; организация путешествий в разные страны, сопоставление особенностей такой организации для путешествия в нашей стране и за рубеж; проблемы семьи; проблема свободного времени у молодежи; проблема обустройства дома; проблема отношений между поколениями; проблема организации спортивных мероприятий, много других);
Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; программа туристического маршрута со всеми подробностями, касающимися особенностей зарубежной поездки; план обустройства дома, парка, участка, планировка и обустройство квартиры, пр.);
Структурирование
Использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", творческих отчетов, защиты проекта, пр.).
Отсюда могут быть определены и этапы разработки и проведения проекта (его структуры):
Цели проекта с определением знаний, умений, навыков, которые должны приобрести школьники в результате работы над проектом.
Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.
Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы (мозговой штурм). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез.
Обсуждение методов проверки из принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе), обсуждения возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы.
Обсуждение оформления результатов.
Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.
Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.
При работе с компьютером деятельность учащихся чаще носит характер индивидуальной деятельности, особенно, если ученик работает не в школьной медиатеке, а у себя дома, за собственным домашним компьютером.
В медиатеке за одним компьютером часто работают несколько учащихся, причем работают совместно. То, что реально один из них осуществляет поиск информации в сети, не является столь уж важным фактом. Главное, что они совместно обсуждают саму проблему и возможные пути поиска нужной информации. Ожидать, что это обсуждение происходит на иностранном языке - верх наивности, разумеется, на родном языке. Но сама информация, необходимая им для тех или иных целей проекта должна быть на иностранном языке или предполагается ее использовать в задании на иностранном языке.
§ 2.6. Домашние работы учащихся как форма внеклассной работы по иностранному языку
Доля умственных занятий в человеческой деятельности непрерывно возрастает. Поэтому приучение детей к систематическому умственному труду делает необходимыми домашние учебные занятия. Их характер, объем, сложность должны быть научно обоснованы. Но ни по одной из проблем дидактики за последнее десятилетие, пожалуй, не велось столько споров, как по проблеме домашней работы школьников. Иногда можно слышать: «А нужны ли домашние задания? Известен опыт грузинских психологов и педагогов по обучению детей начальных классов без домашних заданий; некоторые педагоги нашей страны, успевая быстро пройти всю программу, весной работают без домашних заданий» и т.п. [6, 217].
Авторы, создающие и призывающие к созданию здоровье сберегающих технологий, подчеркивают необходимость преодолеть перегрузку учащихся, разгрузить учебники и программы от излишней информации и второстепенного материала, что относится и к домашним заданиям учащихся. Но устранить перегрузки не означает полностью отменить домашние задания.
Специальными исследованиями доказано, что на данном этапе развития школы домашние задания нужны, но они требуют значительной модернизации. Домашняя учебная работа, как никакая другая форма обучения, воспитывает самостоятельность учащихся. Правильно организованная домашняя работа школьников — это такая работа, которая дает наилучшие результаты (систему глубоких и прочных знаний, умений и навыков, высокий уровень развития и воспитания школьников) в пределах положенного времени.
Как показывает практика, огромные возможности домашней работы используются далеко не полностью. Типичными недостатками в этой работе являются: слабый интерес к заданиям, несвоевременность выполнения, отсутствие гигиенических условий, незнание норм научной организации труда, неразвитость произвольного внимания и продуктивного мышления, однообразие деятельности, слабое владение приемами мыслительной деятельности, навыками и умениями самостоятельной работы, низкий коэффициент полезного действия уроков. Отсюда — низкое качество работы, быстрая утомляемость, перегрузки.
Перегрузку иногда рассматривают в среднестатическом выражении как универсальное явление. Но она различна для разных возрастных групп и разных учащихся, при изучении предметов гуманитарного и физико-математического цикла, т. е. зависит от основных дидактических условий и системы работы в целом.
Исследования показывают, что количество, объем и характер домашних заданий часто противоречат дидактическим требованиям, устанавливаются без учета реальных учебных возможностей школьников, в отрыве от системы общей работы, проводимой на уроках, рассчитаны на абстрактного «среднего» ученика. Наблюдается перегрузка учащихся практически по всем предметам. Причем замечено, что слабые ученики в основном тратят на домашние задания больше времени, чем успевающие ученики. По объему домашняя работа не должна превышать одной трети того, что сделано на уроке в 1—7-м классах, и половины — в 8—11-м классах. Воспитатель группы продлённого дня не может оказать квалифицированную помощь по всем предметам, особенно старшеклассникам. Поэтому во время самоподготовки предусматриваются консультации учителей. Частота и продолжительность этой формы учебной помощи определяются классными руководителями и предметниками в зависимости от сложности изучаемых тем, а также особенностей контингента школьников. По способам проведения различают такие формы консультаций: совет, разъяснение, обсуждение, комбинированная (смешанная) консультация.
Преподавателю, проводящему
консультацию, необходимо соблюдать
следующие дидактические
Учебная деятельность в школах и группах продленного дня — дело всего педагогического коллектива школы. Успешное решение многих учебно-воспитательных задач зависит от единства требований, четкой координации работы учителей и воспитателей, от атмосферы доброжелательности и совместного творческого поиска. Вопросы организации и проведения самоподготовки должны стать предметом постоянного обсуждения на методических комиссиях, педагогических советах и производственных совещаниях. [3, 240].
В самоподготовке в домашних условиях, которая чаще называется домашняя работа, большая роль принадлежит родителям учащихся, а также общению одноклассников между собой. Поскольку родители не всегда в состоянии оказать ребёнку помощь в выполнении домашней работы по иностранному языку, особая ответственность ложится на учителя. Его инструктаж и разъяснения по выполнению домашних заданий должны быть чёткими, несуетливыми, даваться до звонка с урока и являться логическим продолжением серии предшествующих уроков. Для того, чтобы поддерживать в учащихся постоянную мотивацию в выполнении домашних заданий целесообразно поручать детям групповые или парные задания, например: составление диалогов, инсценировка тех или иных эпизодов по прочитанному, проведение заочной экскурсии по родному городу или по одному из городов страны изучаемого языка, задания на перевоплощение в роль учителя, ведущего на иностранном языке тот или иной фрагмент урока и т.д.
Выводы: вторая глава дипломной работы посвящена рассмотрению различных форм внеклассной работы по ИЯ и выявлению педагогических характеристик этих форм. В настоящее время во внеклассной работе по ИЯ имеется много возможностей для развития творческого потенциала школьников. Особенно эффективными являются практические факультативные занятия и различные игры. Кроме того, мы проанализировали роль средств массовой информации (СМИ) и сети «Интернет» во внеклассной работе по ИЯ, рассмотрели такие формы внеклассной работы как различные виды экскурсий и домашние задания учащихся, а также дали методические рекомендации по каждой форме внеклассной работы по ИЯ.
Заключение
Проведённое исследование позволяет
сделать следующие выводы. Систематизация
теоретического и практического
опыта воспитательной работы в современной
школе убедила нас в том, что
она является неотъемлемой и важной
частью педагогического процесса. Благодаря
внеклассной работе по иностранному
языку углубляются
В дипломной работе проанализировано внеклассная воспитательная работа по иностранному языку с точки зрения системного подхода. Выделены следующие принципы внеклассной работы: принцип связи обучения с жизнью, принцип коммуникативной активности учащихся, принцип учёта уровня языковой подготовки учащихся и преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка, принцип учёта возрастных особенностей учащихся, принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы, принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку.
Кроме того, проанализированы цели и задачи внеклассной работы по иностранному языку. Целями внеклассной работы по ИЯ являются: расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью; стимулирование интереса учащихся к изучению предмета; всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы. Внеклассная работа по иностранному языку решает такие задачи: усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках ИЯ; помощь ребёнку в формировании мировоззрения; развитие их творческих способностей, самостоятельности, эстетичных вкусов; воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается.
Анализ содержания внеклассной работы по иностранному языку показал, что оно ориентировано, прежде всего, на содержание урочной работы и является логическим продолжением её учебного материала и расширения опыта репродуктивной и продуктивной учебно-познавательной деятельности. При этом важное значение имеет занимательность самого учебного материала (например, содержание сценического материала в процессе инсценирования сказок и в иной театральной деятельности, отбор музыкального и поэтического материала для песенного репертуара, отбор учебного материала для организации заочных путешествий и экскурсий по стране изучаемого языка и т.д.)
Опираясь на общую теорию развития мотивов учения, мы систематизировали опубликованное в разных педагогических источниках виды мотивации в обучении иностранному языку. При этом мы обнаружили, что каждый вид мотивации (целевая коммуникативная мотивация, инвентаризационная, страноведческая, лингво-позновательная, компенсаторная, инструментальная и эстетическая) имеет широкие возможности для своего воплощения именно во внеклассной работе по иностранному языку.
Во внеклассной работе по иностранному языку имеется много возможностей для развития творческого потенциала школьников через продуктивные методы учебно-познавательной деятельности. В частности: исследовательский и частично-поисковый методы применяются в практических факультативных занятиях, комбинированных факультативных занятиях в поисковых играх, в играх по обмену и сбору информации при проведении экскурсий, подготовке праздников и особенно при выполнении упражнений и проектов с помощью глобальной вычислительной сети «Интернет», а также при выполнении творческих домашних заданий.
Вторая глава дипломной
работы «Практические рекомендации
к внеклассной работе по иностранному
языку» посвящена выявлению основных
педагогических характеристик различных
форм внеклассной работы (например,
игровые формы внеклассной