Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 13:19, контрольная работа
Одной из главных задач статистического изучения рынка продуктов является оценка, анализ и прогноз рыночной конъюнктуры. Это необходимо для разработки стратегии маркетинга и осуществления коммерческих операций. Ни одна фирма, крупная или малая, занимающаяся куплей-продажей товаров, не сумеет успешно функционировать без оценки положения на рынке. Любое долгосрочное или оперативное маркетинговое решение принимается на базе конъюнктурных оценок.
Введение
1 Теоретическая часть:
1.1 Анализ экономической конъюнктуры
2 Расчетная часть:
2.1 Задача 2.4
2.2 Задача 4.4
2.3 Задача 5.2
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Курганский государственный университет
Кафедра «Анализ, бухгалтерский учет и аудит»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по статистике
Выполнил :
гр. Э 2720
Проверил: И.А. Уварова
Курган 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1 Теоретическая часть:
1.1 Анализ экономической
2 Расчетная часть:
2.1 Задача 2.4
2.2 Задача 4.4
2.3 Задача 5.2
Заключение
Список использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Одной из главных задач статистического изучения рынка продуктов является оценка, анализ и прогноз рыночной конъюнктуры. Это необходимо для разработки стратегии маркетинга и осуществления коммерческих операций. Ни одна фирма, крупная или малая, занимающаяся куплей-продажей товаров, не сумеет успешно функционировать без оценки положения на рынке. Любое долгосрочное или оперативное маркетинговое решение принимается на базе конъюнктурных оценок.
Главная цель изучения конъюнктуры
рынка - определить характер и степень
его сбалансированности, прежде всего
соотношения спроса и предложения.
Суть действия рыночного механизма
проявляется в стремлении спроса
и предложения к равновесию. Статистика
конъюнктуры рынка (или как ее
еще часто называют - конъюнктурная
статистика) представляет собой раздел
статистики рынка, изучающий ситуацию,
складывающуюся на рынке под влиянием
комплекса социально-
Цель данной контрольной работы
- рассмотреть методику статистического
анализа эффективности
В расчетной части необходимо решить задачи для закрепления теоретических знаний, приобретения навыков в расчете обобщающих статистических показателей на макроуровне и в отраслях хозяйства страны.
1 Теоретическая часть
Конъюнктура (от лат. conjungo — соединяю, связываю) рынка — конкретная ситуация, сложившаяся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени, а также совокупность условий, которая эту ситуацию определяет.
Понятие конъюнктуры включает в себя:
Предмет статистики конъюнктуры рынка — массовые процессы и явления, определяющие конкретную рыночную ситуацию, поддающиеся качественной и количественной оценке.
Задачи статистики конъюнктуры рынка:
Показатели конъюнктуры рынка формируются по следующим разделам:
Тенденции рынка определяются на основе анализа динамических рядов основных параметров рынка (продажи, цен, товарных запасов). Строятся трендовые модели, которые определяют вектор, скорость и ускорение развития. В зависимости от характера развития рынка для построения кривых тренда используются различные функции. В таблице 1 приведены формулы основных типов моделей.
Таблица 1 Трендовые уравнения
№ п/п |
Название функции (тренда) |
Ее аналитическое выражение |
А |
В |
С |
1. |
Степенная |
|
2. |
Показательная |
|
3. |
Парабола 2-го порядка |
|
4. |
Полулогарифмическая |
|
5. |
Гипербола |
|
6. |
Линейная (прямая) |
|
В формулах:
yt — выравненное значение результативного признака:
а — свободный член уравнения
(экономически не
b — параметр уравнения, отражающий скорость развития:
t — фактор времени (номер периода).
Трендовые модели используются также для краткосрочных прогнозов, когда есть вероятность инерционного развития рынка. Исходят из того, что сложившиеся в прошлом тенденции можно распространить (экстраполировать) на прогнозируемый период. В формулу уравнения подставляется номер прогнозируемого (n-го) периода tn. Для долгосрочного периода, когда меняются условия рынка, этот метод мало подходит.
Важным этапом конъюнктурного анализа
является характеристика устойчивости
развития рынка. Чем больше размах колебаний,
тем выше уровень риска, менее
надежны прогнозы. Колеблемость рынка
проявляется в отклонениях
(1.1)
(1.2)
где V — показатель колеблемости (в процентах к среднему за период уровню);
σy-yt — среднее квадратическое отклонение фактических уровней динамического ряда (цен, продажи, запасов и т.д.) от выровненных;
уi — фактические уровни динамического ряда;
уt — выровненные значения динамического ряда, т.е. тренд;
— среднее значение уровней динамического ряда.
где (1.3)
п — число уровней динамического ряда.
В зависимости от полученных характеристик
даются оценки развития и состояния
рынка: сильный (развивающийся) рынок;
устойчиво развивающийся рынок;
неустойчиво развивающийся
Количественно оценить покупательский спрос на локальном рынке какого-то товара не представляется возможным. Могут быть даны только косвенные, качественные (атрибутивные) оценки на основе наблюдения за изменениями продажи, цен, товарных запасов, поступления товаров (поставки). Эти показатели называются индексами деловой активности. При их анализе исходят из сопоставления индексов деловой активности, указывающих на сбалансированность или, наоборот, на разбалансированность рынка:
Iпродажи > Iзапасов à предложение опережает спрос – рынок покупателя;
Iпродажи > Iзапасов à предложение соответствует спросу – рынок покупателя;
Iпродажи < Iзапасов à спрос опережает предложение – рынок продавца;
Анализ рынка включает изучение эластичности спроса, т.е. реакции потребителей на изменение цены или дохода, которая выражается в процентном изменении спроса при увеличении факторного признака (цены, дохода) на один процент. Она измеряется коэффициентом, формула которого:
где: (1.4)
Э — коэффициент эластичности;
Δ — знак прироста;
у — спрос (косвенно
х — факторный признак: цена или доход.
При Э < 1 наблюдается явление
Пример 1. Цена товара Z выросла с 10 руб. за единицу (х0) до 12 руб. (х1). В результате падения спроса продажа товара сократилась с 500 ед. (у0) в предшествовавший изменению цены период до 300 ед. (у1) в период, последовавший за изменением. Расчет коэффициента эластичности дал следующий результат:
При увеличении цены на 1% спрос сократился на 2%, т.е. он ультраэластичен. Цену можно использовать в качестве регулятора спроса на товар Z.
У формулы 1.4, несмотря на ее простоту и доступность, имеется существенный недостаток: она отражает влияние на спрос одного фактора, при этом подразумевается, что изменение целиком обусловлено действием данного фактора, хотя на самом деле это не так. На спрос одновременно влияет комплекс факторов, что можно отразить с помощью многофакторной модели спроса:
(1.5)
где — спрос;
bi - коэффициенты регрессии, отражающие влияние соответствующего i-го фактора;
хi - факторы;
n — число факторов.
По параметрам многофакторного
уравнения регрессии можно
(1.6)
Пример 2.
Получена многофакторная линейная модель спроса на товар Q:
где — продажа товара Q на душу населения (в шт.);
x1 — доход на душу населения; в среднем равен 1200 руб.;
х2 — цена товара Q; в среднем составляла 60 руб./шт.
Подставляя фактические данные, получаем среднее значение результативного признака: = 7800 + 6 ∙ 1200 - 150 ∙ 60 = 6000.
Это означает, что товар ультраэластичен и что при увеличении дохода на 1% спрос растет на 1,2%, а при увеличении цены на 1% спрос падает на 7,5%.
Многофакторная модель спроса используется также в целях прогнозирования. В этом случае она строится по данным динамических рядов и в нее дополнительно вводится фактор времени (t). Она учитывает все изменения факторов, но для этого надо знать их прогнозные значения (можно заменять фактические данные гипотезами: если такие-то факторы будут на данном уровне, то спрос составит определенную величину, если факторы будут иными, то и спрос будет иметь другое значение). Напомним, что прогноз может быть достаточно надежно осуществлен методами экспертных оценок. Иногда развернутый прогноз дается в форме сценария, где сочетаются различные методики, а точечный прогноз заменяется многовариантным. Используются методы описательного анализа собственных действий, строятся предположения о встречных действиях конкурентов.
В процессе конъюнктурного анализа определяется вероятность коммерческого риска и изменяется его интенсивность. Коммерческий риск — это вероятная опасность потерпеть поражение на рынке (не продать товар, не получить запланированную прибыль или понести убытки, быть вытесненным с рынка и т.д.). Устранить риск совершенно, застраховать себя на 100% практически невозможно. Однако следует установить, является ли риск допустимым или чрезмерным, недопустимым.
Известно несколько методов прогнозирования риска. Первый — экспертные (иногда, особенно в малом бизнесе, используются интуитивные оценки риска, основанные на опыте и таланте коммерсанта); оценки вероятности риска с помощью статистических и вероятностных методов, базирующихся на теории принятия решений; балльные оценки риска.
Суть балльного метода в следующем: каждый риск (R) описывается определенным числом (n) i-х факторов (критериев риска). Значения каждого из них экспертным путем ранжируются по вероятности наступления риска и нормируются, т.е. каждому присваивается определенный балл (Вi), экспертным путем определяется вклад каждого фактора в совокупный риск (Wi). Тогда общий уровень риска составит:
(1.7)
где R – риски;
Вi – балл риска;
Wi – совокупный риск.