Анализ структуры и динамики стоимости потребительской корзины

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 20:02, курсовая работа

Описание

Целью КР является анализ структуры и динамики потребительской корзины в регионе.
Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:
1. даны теоретические основы расчета стоимости продовольственной и потребительской корзины;
2. проведен анализ структуры потребительской корзины региона;
3. разработаны предложения по повышению качества жизни населения.[2]

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы формирования продовольственной корзины
1.1. Продовольственная корзина: сущность и понятие 5
1.2. Методика расчета потребительской корзины 11
2. Анализ динамики стоимости потребительской корзины
2.1. Анализ динамики основных социально-экономических показателей развития региона 16
2.2. Потребительская корзина в регионе и ее динамика 28
3. Разработка предложений по повышению качества жизни в регионе 31
Заключение 41
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

 Потреб.корзина.docx

— 186.23 Кб (Скачать документ)

·  24 розничных рынка, в том числе 4 — специализированные непродовольственные, 22 — универсальные, с количеством торговых мест более 2900. В целях функционирования экономики региона в условиях депрессивных явлений в мировой экономике основой политики на потребительском рынке в 2009 году является удовлетворение потребности населения в качественных товарах и услугах посредством увеличения в общем объеме товарооборота реализации ассортимента социально-значимых товаров.

     Прирост торговых площадей за 2009 год составил 39516 м². В настоящее время в Архангельской области осуществляют торговлю 94 магазина местной промышленности и 84 объекта мелкой розницы, организованных товаропроизводителями и сельхозпроизводителями области.

     Развитие ситуации на региональном потребительском рынке за 1 полугодие 2009 года характеризуется следующими показателями:

· оборот розничной торговли по всем каналам реализации составил 49276,2 млн. руб., или 98,5% к соответствующему периоду прошлого года;

· продажа товаров на розничных рынках — 3365,4 млн. руб. или 6,8% в общем объеме розничного товарооборота;

· оборот общественного питания составил 2174,8 млн. руб. или 96,3% к январю-июню 2009 года;

· товарооборот пищевых продуктов, включая напитки, и табачные изделия составил 25636,3 млн. руб., снижение продаж данной группы 95,6% к аналогичному периоду прошлого года;

· оборот непродовольственных товаров — 23639,9 млн. руб., рост продаж составил 101,7% к соответствующему периоду 2009 года;

· в макроструктуре оборота розничной торговли преобладают продовольственные товары — 52,0 %.

     Торговля является лидером в сфере малого бизнеса: в обороте малых предприятий области она составляет 61,6%. Индивидуальные предприниматели, реализующие товары вне рынков формируют 46,8% оборота розничной торговли.

     Наряду с продолжающимся распространением современных форматов торговли, внедрением сетевого принципа организации торгового обслуживания и созданием магазинов шаговой доступности в области открываются магазины эконом-класса и фирменные магазины (объекты мелкорозничной торговли) местных товаропроизводителей.

     Получили развитие форматы торговли, исключающие посреднические звенья, такие как специализированные рыбные и сельскохозяйственные ярмарки, ярмарки выходного дня и другие упрощенные формы торговли. Торговыми сетями проводятся акции продажи продовольственных товаров по минимальным социальным ценам.

     При анализе социально-экономического развития Архангельской области нельзя упускать из виду динамику изменения реальных денежных доходов. Различия в реальных денежных доходах населения Архангельской области можно проследить в таблице 2.1.

     В таблице 2.2. представлены изменения в стоимости набора потребительских товаров и услуг для сопостоавления. 
 

Табл. 2.1 Динамика реальных денежных доходов.

  Январь-февраль 2010 г.  в % к январю-февралю 2009 г. Февраль 2010 г. в % к
февралю 2009 г. январю 2010 г.
Архангельская область 104,5 102,6 128,0
в том числе Ненецкий авт.округ 92,5 91,1 233,6

 

Табл. 2.2. Стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг  для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения в марте 2010 года.

  Стоимость набора Изменение стоимости набора, %
рублей в % к среднероссийской стоимости к предыдущему месяцу к декабрю 2009 г.
Архангельская область 9185,9 112 100,9 106,4
в том числе Ненецкий авт.округ 13352,0 163 100,6 101,7

 

 

2.2 Потребительская корзина в регионе и ее динамика 

     Продукты питания, входящие в потребительскую корзину, едины для всех субъектов РФ и их количество рассчитано в соответствии с нормой потребления, установленной для мужчины трудоспособного возраста. Стоимость потребительской корзины для каждого региона рассчитывается на базе цен на эти продукты, действующих на данной территории.

     В 2009-м году потребительские цены Архангельской области увеличились на 8,6 %, при этом рост цен на:

— товары продовольственные составил 6,8 %;

— товары непродовольственного назначения составил 9,7 %.

Оборот розничной торговли снизился на 1,9 %, при этом оборот:

— продуктов питания упал на 2,5 %;

— непродуктовых товаров снизился на 1,2 %.

Оборот в сфере торговли оптом снизился на 21,5 %.

За февраль 2010-го года стоимость товаров и услуг на потребительском рынке Архангельской области возросла на 0,7 %.

Потребительская корзина жителя Архангельской обл. увеличилась по стоимости входящего в нее минимального набора продуктов питания за 2009-й год на 1 % и на 1.01.2010 составила 2404 рублей. В целом за 2009-й год средний показатель дохода на одного человека в месяц для Архангельской области составил 16500 рублей, что превысило аналогичный показатель 2008-го года на 11,6 %. Тем не менее, фактические денежные доходы в течение рассматриваемого периода выросли только на 0,7 %. Среднемесячная зарплата за первые три квартала 2009-го года в Архангельской области составила 19500 рублей. Данный показатель превзошел аналогичный за 2008-й год на 9,9 %, однако, при реальном исчислении среднемесячной зарплаты (корреляция на индекс потребительских цен), з/п снизилась на 1,9 %.[11]

     За 2009-й год самый стремительный рост цен в Архангельской области был зафиксирован на макаронные изделия (6,5 %) и сахар (39,4 %).

     В феврале 2010-го года существенно возросли цены на следующие продукты питания:

Овощи и фрукты:

— белокочанная капуста на 8,9 %;

— репчатый лук на 5,1 %;

— свекла на 2,8 %;

— бананы на 8,5 %;

— виноград на 4,3 %.

Другие продукты питания:

— куриные яйца на 4,6 %;

— мякоть говядины на 2 %;

— говяжья печень на 3,1 %;

— гречка на 1,9 %;

— сыр на 3,8 %.

     Среди прочих продуктовых товаров рост цен на 1-1,7 % зафиксирован на мясной фарш, баранину (кроме мякоти), пастилу, зефир, сахар, соль, сметану, детские овощные консервы, кондитерскую сдобу. Небольшое снижение цен было зарегистрировано на пшеничную муку, вареную колбасу и копченые мясные изделия, некоторые виды рыбы и творог. Значительно подешевела отечественная красная икра – на 3,5 %.

     В среднем по РФ в конце января 2010-го года стоимость потребительской корзины составила 2193 рубля: повышение по отношению к концу декабря 2009-го года составило 2,9 %. Максимальная стоимость потребительской корзины за этот период зафиксирована в Магаданской области, Сахалинской области, Якутии, Камчатском крае и Чукотском АО. Минимальная стоимость потребительской корзины зарегистрирована в Саратовской области, Удмуртии, Мордовии, Татарстане и Оренбургской области. 

 

 

3. Разработка предложений по повышению качества жизни в регионе 

     В Конституции Российской Федерации[1] п. 1 ст. 7 сформулировано положение, гласящее, что Российская Федерация является социальным государством. Поясняется, что на практике это означает направленность политики государства на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государство возлагает на себя ряд социальных обязательств, связанных с гарантированием населению страны, каждому отдельно взятому человеку некоего достойного и приемлемого с точки зрения общества уровня реализации его базовых потребностей: в жилье, пище, реализации своих способностей социально приемлемым образом... Именно этого ориентира и предполагается в первую очередь придерживаться при разработке и реализации государственной политики.

     Однако в настоящее время можно констатировать, что проводимая в последние годы в России политика реформ не оправдала возлагавшихся на нее ожиданий. Намечалось освободить государство от "перегружающих" аппарат государственного управления несвойственных ему (и, как правило, неэффективно им выполняемых) функций по прямому управлению хозяйственной деятельностью предприятий и организаций с тем, чтобы оно могло сосредоточиться на выполнении полномочий по обеспечению обществу тех услуг, для "производства" которых оно и существует, в том числе и на обеспечении необходимого уровня социальных гарантий населению. Вместе с тем, если судить по результатам, несмотря на то, что государственные структуры в нашей стране уже не участвуют прямо в управлении функционированием отдельных экономических субъектов, нельзя говорить о повышении эффективности работы государственных учреждений в названной сфере. Налицо явный кризис социальной сферы. [12]

     В качестве одной из основных причин подобного положения авторы концепции монетизации льгот населению видят необоснованную завышенность уровня социальных гарантий населению. Подобные высказывания - фактически результат "оторванности" разработчиков реформы от реальной жизни. Проблема вовсе даже не в огромном числе льготников, проблема - в механизме реализации льгот: выделяемые средства превращаются в неприкрытые дотации тем организациям, которые отвечают за непосредственное выполнение обязанности государственных и муниципальных органов по предоставлению социальных льгот. Эти средства, по мнению экспертов, стали гарантированным источником немалых доходов, не обусловленных почти никакими обязанностями. При этом получатели льгот становятся напрямую зависящими от тех, кто непосредственно предоставляет подразумеваемые под ними социальные услуги.

     Оценка стоимости пакетов социальных льгот производилась чиновниками "навскидку" либо их стоимость была сознательно занижена. Это не замедлило сказаться: повсеместно возникли проблемы в связи с реализацией известного Федерального закона N 122 о монетизации льгот.

     Кроме того, выяснилась и слабая проработанность самого механизма замены льгот денежными пособиями, никто почему-то не подумал о том, как это сделать и что должно быть сделано до того, как, собственно, начать переход к новой системе оказания социальной помощи. Результат - многочисленные выступления жителей по всей стране (несколько поутихшие в последнее время - но этим не следует обольщаться). В итоге на сегодня, собравшись сэкономить, Правительство Российской Федерации уже израсходовало на проведение реформы по монетизации льгот в 1,5 - 2 раза больше запланированного.

     Хронический недостаток бюджетных средств существенно ограничивал возможности государства в проведении активной социальной политики, реализации лежащих на нем социальных обязательств. Недостаточные ассигнования обострили проблему финансирования бюджетных учреждений образования, здравоохранения, науки и культуры. Заметно ухудшилось в связи с этим положение дел с защитой социальных и трудовых прав и гарантий граждан. Во многом именно это соображение лежит в основе проводимой реформы социальной сферы. Но сейчас наступило время профицитных бюджетов (правда, профицитен в основном федеральный бюджет), и уровень профицита огромен. Требуется "всего лишь" грамотно распорядиться появившимися возможностями, так как вряд ли настолько благоприятная ситуация будет длиться долго.

     В этой связи насущной необходимостью является разработка и реальное воплощение в жизнь системы минимальных стандартов социальных гарантий и социальной помощи малоимущим гражданам страны, в целом - системы обеспечения населению возможности достойного уровня жизни (хотя бы на относительно приемлемом уровне). Мы не сомневаемся в возможности реализации предложенного, при этом предстоит осуществить следующие действия.

     Первое. Решение данной наиважнейшей проблемы во многом зависит от политики государства в области минимальных стандартов предоставления населению социальных гарантий. Такие стандарты должны ответить на вопрос: какие и какого качества социальные услуги и блага должны войти в "социальный стандарт жизни" граждан на всей территории страны. Работа по установлению уровня социальных стандартов возможна лишь на базе реальной оценки минимально приемлемого уровня жизни.

Информация о работе Анализ структуры и динамики стоимости потребительской корзины