Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 01:29, реферат
При оценке качества вуза принято говорить о позиции, которую учебное заведение занимает в рейтинге вузов. Одним из наиболее уважаемых рейтингов вузов в России считается ранжирование высших учебных заведений Министерством образования Российской Федерации. Рейтинг Министерства образования учитывает несколько критериев: интеллектуальный потенціал вуза, его материально-техническую и социально-культурную базы, а также активность вуза. Однако в рейтинге участвуют не все высшие учебные заведения.
Студенты, готовясь к будущей трудовой деятельности, ответили, что собираются в равной степени использовать уже имеющиеся знания и навыки и “добирать” новые (63%). Треть студентов собирается в основном осваивать новые знания и навыки, необходимые для выполнения работы, и только 5% рассчитывают, что им будет достаточно тех знаний, которые дали преподаватели или которые они сумели усвоить сами. Студентам был задан вопрос “Какую должность Вы сочли бы для себя достаточной сразу после окончания вуза?” Те, кто готов довольствоваться должностью рядового работника, будут использовать знания и навыки, приобретенные в основном в ходе обучения. Студенты, чьи амбиции — занять должность руководителя крупного подразделения (начальника отдела, цеха и т.д.), будут использовать знания и навыки, приобретенные в основном в ходе работы, которую совмещали с обучением в вузе. Но если студент хочет занять должность руководителя более высоких звеньев управления, он будет использовать в равной степени все полученные знания (и на работе, и в вузе). Следовательно, все не так плохо: в вузе есть студенты, которые достаточно серьезно относятся и к учебе в вузе, и к работе, и к своей карьере. Другой вопрос, готовы ли преподаватели помочь студентам реализовать их планы на будущее?
Методы работы. Преподавателей спрашивали об изменениях методов подачи материала и организации работы студентов за последние пять лет работы в вузе, где проходил опрос. Практически не вносили заметных изменений 10% преподавателей, прежде всего это представители специальности “Экономическая теория”. Принципиально изменили методы работы 40%, прежде всего это преподаватели бухгалтерского учета и аудита. Остальные вносили изменения, но не принципиальные. Таким образом, не каждый преподаватель стремится дать студенту все самое полезное и современное. Преподаватели согласны с тем, что преподаваемые ими дисциплины развивались, однако 40% респондентов не очень сильно изменили содержание своих лекций и семинаров. Остальные же ответили, что в содержании дисциплин произошли существенные изменения и пришлось сильно поменять содержание как лекций, так и семинаров.
Качество учебной литературы. Отчасти к причинам недостатков студентов, названных респондентами, можно отнести отсутствие необходимой учебной литературы. Косвенным образом это также характеризует преподавателей. Наибольшее количество литературы с грифом Министерства образования приходится на технические вузы (45%), 4-я часть приходится на вузы естественнонаучного и гуманитарного профиля, почти столько же — на педагогические институты и университеты, остальные 6% — на вузы финансово-экономического профиля. Ф.Э. Шереги с коллегами приводят данные о качестве учебно-методической литературы: общеэкономическая литература, представляющая специальности “Менеджмент”, “Экономика и финансы” была оценена в 4 балла (для сравнения: самый низкий балл получила социология — 3,3 балла, самый высокий — иностранные языки — 4,7 баллов). Общие выводы экспертов в отношении литературы общеэкономического профиля:
• не всегда соответствует государственному образователь-
ному стандарту;
• невысокий уровень соответствия мировым стандартам;
• низкий уровень доступности материала;
• не формирует познавательного интереса у студентов;
• характеристики общей культуры и языка относительно высоки в учебниках по финансам, и относительно низки в учебниках по экономике.
В ходе нашего исследования были проведены несколько интервью с сотрудниками университетских библиотек, которые отметили, что формирование библиотечных ресурсов по определенной специальности зависит от авторитетного вузовского преподавателя, который имеет свой учебник по преподаваемой специальности. В этом случае библиотека закупает только его учебник, и, следовательно, студенты обучаются тоже только по этому учебнику, практически не имея выбора. Библиотека пополняется с приходом в вуз нового преподавателя, который просит закупить уже его учебник. Так студенты идут от учебника одного преподавателя к учебнику другого, иногда без всякой объективности и даже в ущерб своим знаниям. В других случаях у библиотек, чаще региональных вузов, просто нет финансовых возможностей пополнять библиотечные ресурсы.
Информация о работе Категория вуза и компетентность преподавателей