Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:18, курсовая работа
Возрастающий интерес к статистике вызван современным этапом развития экономики в стране, формирования рыночных отношений. Это требует глубоких экономических знаний в области сбора, обработки и анализа экономической информации. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, в связи с этим важную роль приобретает такой раздел статистики, как статистика цен.
Введение
Возрастающий
интерес к статистике вызван современным
этапом развития экономики в стране,
формирования рыночных отношений. Это
требует глубоких экономических
знаний в области сбора, обработки
и анализа экономической
Статистика
цен изучает уровни и структуру
цен, соотношения цен и динамику
цен, вариации цен и эластичность
цен в различных аспектах, а
также анализирует влияние цен
на важнейшие стоимостные
Многоаспектный
комплекс проблем, именуемый статистикой
цен, существует как самостоятельный
блок показателей и является составной
частью социально-экономической
Статистика цен всегда использовалась для решения всех государственных программ экономического и социального развития страны, для принятия и анализа выполнения перспективных планов. Десятилетие рыночных реформ привело к обнищанию жителей России и падению доходов более 27 % населения ниже прожиточного минимума. Именно по этому важнейшее значение приобретает контроль за уровнем цен и инфляции, чтобы приостановить сползание населения за черту бедности и дать достоверную информацию об уровне цен и прожиточном минимуме в стране, что позволит в соответствии с ростом цен повышать и доходы населения. Значение всестороннего изучения цен в настоящее время трудно переоценить.
Порядок выполнения работы:
Глава
1. Теоретические
основы статистики цен.
1.1 Понятие
и сущность цен и инфляции
Цены, процессы их образования и изменения представляют собой предмет статистического исследования.
Цена - это денежное выражение произведенной продукции или услуг, которое отображает общественно необходимые затраты труда, связанные с их производством, и обращено к конечному потреблению.
В самом общем смысле цена - это сумма денег, уплачиваемая за единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.
Цена - многофункциональное экономическое явление, ведущая рыночная категория. Изменение цены часто влечет за собой серьезнейшие социальные, экономические, а также политические последствия.
Цены оказывают влияние на все результативные стоимостные показатели: валовой выпуск товаров и услуг, ВВП страны, конечное потребление и накопление товаров и услуг и т.п. Цена является регулятором соотношения спроса и предложения; объема и структуры размещения производства по регионам страны. Цены выступают как экономический фактор, определяющий покупательную способность денежных доходов населения, величину прожиточного минимума отдельных групп населения. Динамика цен оказывает прямое воздействие на уровень и структуру потребления населения, на соотношение в потреблении материальных и духовных благ, уровень и качество жизни народа в целом и его различных социальных групп. Поэтому во всесторонней и объективной информации о ценах, в глубоком анализе закономерностей и тенденций их изменения заинтересовано все общество, а не только властные структуры и маркетинговые службы.
Сущность цены, ее экономическая
природа проявляются в
- индикатор, отражающий
- маркетинговый регулятор рынка,
Можно выделить пять функций цены.
3. Распределительная функция (с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, различными формами собственности, регионами страны, фондом накопления и фондом потребления, различными социальными группами населения);
4. Функция
сбалансирования спроса и
5. Функция
цены как критерия
На
данное время государственная
Рассматривая статистику цен нельзя не выделить такой показатель, как инфляция - повышение общего уровня цен и обесценивание денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.
Диспропорцию вызывает ряд взаимозависимых причин:
- инфляционный спрос (в России это выпуск не обеспеченных товарами денег, покрывающих дефицит государственного бюджета; непроизводительные расходы государства;);
- рост уровня издержек (например, рост цен на сырье, переориентация продукции в связи с общественными катаклизмами).
Индекс инфляции - это отношение общей мощности инфляционного сдвига к сумме имеющихся доходов в текущем году. Мощность инфляционного сдвига в расходах населения на товары и услуги представляет собой абсолютную стоимостную оценку снижения покупательной силы денег за счет инфляционного роста средних цен и тарифов, которая может быть вычислена как разность числителя и знаменателя индекса цен.
Открытая инфляция - это хронический рост цен на товары и услуги.
Придушенная инфляция характерна для экономики страны, где цены регулируются; это проявляется в товарном дефиците, снижении качества продукции, вынужденном нагромождении денег, развитии теневой экономики.
Ползущая инфляция проявляется в случаях, когда темпы развития инфляции составляют 10...20% в год.
Галопирующая инфляция - это развитие инфляции с переменными темпами от 10 к 300% в год.
Гиперинфляция
характерна сверхвысокими темпами
развития инфляции: свыше 1000% в год.
В основу современной классификации концептуальных задач статистики цен, кроме анализа динамики цен, изучения структуры цен, региональных различий цен, их колеблемости и сезонности, соотношения цен на различные товары могут быть так же положены следующие критерии: цели, достигаемые решением задачи, и субъекты, заинтересованные в решении задачи.
Первая классификация включает три концептуальные задачи.
1.
Характеристика состояния (
2.
Характеристика цены как
3. Анализ
цен с позиции маркетингового
управления ценообразованием и
государственного
Вторая классификация - с позиции пользователей и заказчиков статистической ценовой информации - выделяются следующие общие задачи статистики цен.
1.
С позиции государства:
2.
С позиции производителя,
3.
С позиции покупателя: изучение
цен как фактора индексации
доходов, формирования
Перечисленные выше концептуальные задачи статистики цен решаются с помощью конкретных функциональных задач, которые включают:
- регистрацию
цен, наблюдение за их
- анализ
уровня цен, его
- характеристику структуры цен;
- изучение
соотношений цен различных
- оценку, анализ и моделирование колеблемости, цикличности и сезонности цен;
- региональный анализ цен;
- анализ и моделирование динамики цен;
Информация о работе Методы расчета и анализа индексов цен на примере предприятия «Пироговый Дворик»