Методы расчета и анализа индексов цен на примере предприятия «Пироговый Дворик»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:18, курсовая работа

Описание

Возрастающий интерес к статистике вызван современным этапом развития экономики в стране, формирования рыночных отношений. Это требует глубоких экономических знаний в области сбора, обработки и анализа экономической информации. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, в связи с этим важную роль приобретает такой раздел статистики, как статистика цен.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

Введение

     Возрастающий  интерес к статистике вызван современным  этапом развития экономики в стране, формирования рыночных отношений. Это  требует глубоких экономических  знаний в области сбора, обработки  и анализа экономической информации. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, в связи с этим важную роль приобретает такой раздел статистики, как статистика цен.

     Статистика  цен изучает уровни и структуру  цен, соотношения цен и динамику цен, вариации цен и эластичность цен в различных аспектах, а  также анализирует влияние цен  на важнейшие стоимостные социально-экономические показатели.

     Многоаспектный  комплекс проблем, именуемый статистикой  цен, существует как самостоятельный  блок показателей и является составной  частью социально-экономической статистики и статистики финансов.

     Статистика  цен всегда использовалась для решения всех государственных программ экономического и социального развития страны, для принятия и анализа выполнения перспективных планов. Десятилетие рыночных реформ привело к обнищанию жителей  России и падению доходов более 27 % населения ниже прожиточного минимума. Именно по этому важнейшее значение приобретает контроль за уровнем цен и инфляции, чтобы приостановить сползание населения за черту бедности и дать достоверную информацию об уровне цен и прожиточном минимуме в стране, что позволит в соответствии с ростом цен повышать и доходы населения. Значение всестороннего изучения цен в настоящее время трудно переоценить.

     Порядок выполнения работы:

    1. рассмотреть понятие и сущность цен и инфляции, задачи статистики цен, систему показателей статистики цен, принципы и методы регистрации цен, методы расчета и анализа индексов цен, методы оценки уровня и динамики инфляции;
    2. рассмотреть методы расчета и анализа индексов цен на примере конкретного предприятия.
 
 
 
 

     Глава 1. Теоретические  основы статистики цен.  

1.1 Понятие  и сущность цен и инфляции 

     Цены, процессы  их образования и изменения  представляют  собой предмет статистического  исследования.

     Цена - это денежное выражение произведенной  продукции или услуг, которое  отображает общественно необходимые  затраты труда, связанные с их производством, и обращено к конечному потреблению.

     В самом общем смысле цена -  это  сумма денег,  уплачиваемая  за  единицу товара, эквивалент обмена товара на деньги.

     Цена - многофункциональное  экономическое  явление,  ведущая  рыночная категория. Изменение цены часто влечет  за  собой  серьезнейшие  социальные, экономические, а также политические  последствия.

     Цены  оказывают влияние на все результативные стоимостные показатели: валовой  выпуск товаров и услуг, ВВП страны, конечное потребление и накопление товаров и услуг и т.п. Цена является регулятором соотношения спроса и предложения; объема и структуры размещения производства по регионам страны.  Цены выступают как экономический фактор, определяющий покупательную способность денежных доходов населения, величину прожиточного минимума отдельных групп населения. Динамика цен оказывает прямое воздействие на уровень и структуру потребления населения, на соотношение в потреблении материальных и духовных благ, уровень и качество жизни народа в целом и его различных социальных групп. Поэтому во всесторонней  и объективной информации  о ценах,  в глубоком   анализе закономерностей и тенденций их  изменения заинтересовано все общество, а не  только  властные структуры и маркетинговые службы.

       Сущность цены, ее экономическая  природа проявляются в  двойной  роли, которую играет цена на  рынке. Она выступает  как:

        -  индикатор, отражающий политику  и конъюнктуру рынка (соотношение  спроса и предложения, торговый  и экономический риск, кредитно-финансовую ситуацию, степень конкурентоспособности на рынке и  т. д.);

         -  маркетинговый регулятор рынка,  с помощью которого осуществляется  воздействие на спрос и предложение,  структуру и емкость рынка,  покупательную способность рубля,  оборачиваемость товарных  запасов  и  т. д.  В качестве регулятора цены позволяют ограничивать  потребление ресурсов и являются мотивацией для производства.

   Можно выделить пять функций цены.

  1. Учетная функция (функция учета и измерения затрат общественного труда);
  2. Стимулирующая функция (поощрительное и сдерживающее воздействие на производство и потребление различных видов товаров);

    3.   Распределительная функция (с помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями экономики, различными формами собственности, регионами страны, фондом накопления и фондом потребления, различными социальными группами населения);

    4. Функция  сбалансирования спроса и предложения (связь между производством и потреблением, предложением и спросом);

    5. Функция  цены как критерия рационального  размещения производства по мере  перехода страны к рыночной  экономике (для получения более высокой прибыли осуществляется перелив капиталов из одного сектора экономики в другой и внутри отдельных секторов туда, где норма прибыли более высокая).

   На  данное время государственная статистика отслеживает и исследует розничные  и оптовые цены, цены внешней торговли, тарифы на услуги. Кроме того, органами статистики осуществляется региональные и межгосударственные сравнения цен и тарифов, отслеживается их динамика, исследуется потребление товаров и услуг разными группами населения и покупательная способность денег. Информация, которая извлекается из цен и тарифов, широко используется в маркетинговой деятельности для изучения состояния товарного, потребительского и финансового рынков и отдельных их сегментов, исследованиях страховой и маркетинговой деятельности, потребления товаров и услуг, оценивании уровней жизни, прогнозировании производства товаров и предоставления услуг.

    Рассматривая  статистику цен нельзя не выделить такой показатель, как инфляция - повышение общего уровня цен и обесценивание денег, вызванное нарушением равновесия между денежной массой и товарным покрытием.

Диспропорцию  вызывает ряд взаимозависимых причин:

-  инфляционный спрос (в России это выпуск не обеспеченных товарами денег, покрывающих дефицит государственного бюджета; непроизводительные расходы государства;);

-  рост уровня издержек (например, рост цен на сырье, переориентация продукции в связи с общественными катаклизмами).

     Индекс  инфляции - это отношение общей  мощности инфляционного сдвига к  сумме имеющихся доходов в  текущем году. Мощность инфляционного  сдвига в расходах населения на товары и услуги представляет собой абсолютную стоимостную оценку снижения покупательной силы денег за счет инфляционного роста средних цен и тарифов, которая может быть вычислена как разность числителя и знаменателя индекса цен.

     Открытая  инфляция - это хронический рост цен на товары и услуги.

     Придушенная инфляция характерна для экономики страны, где цены регулируются; это проявляется в товарном дефиците, снижении качества продукции, вынужденном нагромождении денег, развитии теневой экономики.

     Ползущая  инфляция проявляется в случаях, когда темпы развития инфляции составляют 10...20% в год.

     Галопирующая  инфляция - это развитие инфляции с  переменными темпами от 10 к 300% в  год.

   Гиперинфляция характерна сверхвысокими темпами  развития инфляции: свыше 1000% в год.  

    1.     Задачи статистики цен
 

     В основу современной классификации концептуальных задач статистики цен, кроме анализа динамики цен, изучения структуры цен, региональных различий цен, их колеблемости и сезонности, соотношения цен на различные товары могут быть так же положены следующие критерии: цели, достигаемые решением задачи, и субъекты, заинтересованные в решении задачи.

Первая  классификация включает три концептуальные задачи.

     1. Характеристика состояния (конъюнктуры)  рынка. Решая эту общую задачу  в условиях рынка, статистика  рассматривает поведение цен как опосредованную реакцию на изменение экономической ситуации (денежная эмиссия, сбалансированность спроса и предложения, рост и дифференциация доходов населения, изменение цен на взаимосвязанные товары, изменение уровня качества товаров и требований к нему и т. д.).

     2. Характеристика цены как инструмента  управления рынком. С этой позиции  статистика изучает возможности  и степень воздействия цен  на производство (в том числе  и с помощью налогов, заложенных  в структуру цены), обращение (от  цены зависят скорость оборота и издержки обращения), спрос. Общепризнанная обратная зависимость между ценой и спросом не всегда подтверждается на практике, например в случае «престижной» цены или цены «показателя качества». Статистика цен имеет возможность обосновать экономические  рычаги для маркетингового регулирования рынка.

3. Анализ  цен с позиции маркетингового  управления ценообразованием и  государственного регулирования  цен. Решение этой задачи предполагает  статистически выявить закономерности  ценообразования, поведения цен и поведения покупателя, установить влияние их на уровень жизни, смоделировать и осуществить прогноз изменения цен.

     Вторая классификация - с позиции пользователей и заказчиков статистической ценовой информации - выделяются следующие общие задачи статистики цен.

     1. С позиции государства: изучение  цены как орудия социальной  и экономической эффективности  рынка, как фактора уровня жизни,  как главной составляющей инфляционных  процессов; изучение влияния цен  на рынок труда, прогнозирование  последствий изменения цены; изучение цены в роли дефлятора для пересчета стоимостных показателей: как важнейшего фактора формирования бюджета; статистическое изучение цен, моделирование их закономерностей для принятия решений по ценообразованию, для контроля над денежным обращением в стране; анализ цен с целью регулирования уровня цен на стратегические и жизненно важные товары, для выявления отраслей, в которые невыгодно вкладывать капитал, где неэффективен  частный сектор, и т. д.

     2. С позиции производителя, продавца: изучение цен как инструмента маркетинга, анализ внутривидовых, региональных уровней цен и их дифференциации, моделирование взаимосвязи цен и качественных характеристик товара, структуры цен в отрасли, изучение цен альтернативных товаров и других субрынков и т. д.

     3. С позиции покупателя: изучение  цен как фактора индексации  доходов, формирования потребительской  корзинки и прожиточного минимума; определение ценового влияния  на уровень жизни различных  социальных групп населения; анализ  соответствия цен  качеству  товаров и уровню доходов, предпочтениям потребителей; выявление ассортиментной дифференциации цен как фактора выбора (вынужденности) покупки и т. д.

Перечисленные выше концептуальные задачи статистики цен решаются с помощью конкретных функциональных задач, которые включают:

- регистрацию  цен, наблюдение за их изменением;

- анализ  уровня цен, его дифференциации;

- характеристику  структуры цен;

- изучение  соотношений цен различных товаров,  субрынков и перекрестной эластичности   цен;

- оценку, анализ и моделирование колеблемости, цикличности и сезонности цен;

- региональный  анализ цен;

- анализ  и моделирование динамики цен;

Информация о работе Методы расчета и анализа индексов цен на примере предприятия «Пироговый Дворик»