Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:18, курсовая работа
Возрастающий интерес к статистике вызван современным этапом развития экономики в стране, формирования рыночных отношений. Это требует глубоких экономических знаний в области сбора, обработки и анализа экономической информации. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, в связи с этим важную роль приобретает такой раздел статистики, как статистика цен.
Общий размер инфляции прямо пропорционален росту денежной массы и увеличению скорости обращения денег и обратно пропорционален росту товарной массы ( в постоянных ценах).
Денежная масса рассчитывается государственной статистикой как оборот и остатки наличных и безналичных денежных средств, сумма всех доходов с учетом размера накоплений, взносов и платежей; товарная масса - как товарооборот и продажа услуг, денежные расходы населения на покупку товаров и услуг или ВВП.
Степень соответствия товарной и денежной массы оценивается с помощью ряда показателей:
- соотношения денежной и товарной массы в статистике и динамике;
- соотношения темпов роста денежной эмиссии и цен;
- соотношения темпов роста доходов и цен.
Изменение
номинальных доходов
В
качестве информационной базы для анализа
инфляции используются различные источники.
Цены на товары и услуги-представители
собираются статистикой методом
выборочного наблюдения; структура
потребительских расходов определяется
статистикой семейных бюджетов в ходе
регулярных обследований; система статотчетности
получает данные о товарообороте; сведения
о денежной массе статорганы получают
от банков; баланс денежных доходов и расходов
населения позволяет определять затраты
на приобретение товаров и услуг.
Глава 2. Методы расчета и анализа индексов цен на примере предприятия «Пироговый Дворик».
Все
предприятия в Российской Федерации
ведут учет своей производственно-
Наименование продукта (цена за 1кг) | Цена за единицу в сентябре 2010 г. (отчетный) | Кол-во проданной продукции в отчетном периоде | Цена за единицу в январе 2010 г. (базисный) | Кол-во проданной продукции в базисном периоде |
Пирог с капустой и мясом | 288 | 4332 | 264 | 4407 |
Пирог с семгой | 480 | 4165 | 448 | 4117 |
Пирог с курой и грибами | 320 | 4618 | 288 | 4601 |
Пирог с луком и яйцом | 232 | 3998 | 216 | 3856 |
Пирог с яблоком и корицей | 288 | 4316 | 256 | 4438 |
Пирог с лесными ягодами | 320 | 4234 | 288 | 4409 |
Пирог с жульеном | 352 | 4358 | 320 | 4102 |
Рулет с мясом | 384 | 4487 | 352 | 4397 |
Пирог с сельдью | 256 | 3879 | 224 | 3812 |
Рулет с черносливом | 288 | 3804 | 272 | 3795 |
В графе 1 по сводным строкам указываются наименования приобретаемых товаров.
В графе 2 указывается цена на товар в отчетный период (сентябрь 2010 года).
В графе 3 указывается количество проданных товаров в отчетном периоде.
В графе 4 - цена в сентябре 2010 года.
В графе 5 указывается количество проданных товаров в базисном периоде.
Стоимость товаров указывается в рублях.
Имея вышеприведенные данные, можно провести индексный анализ и рассмотреть деятельность предприятия в динамике.
Необходимо создать вспомогательную таблицу, которая в последствие поможет провести все предстоящие расчеты.
Наименование товара | P0*Q0 | P1*Q1 | P0*Q1 | P1*Q0 |
Пирог с капустой и мясом | 1163448 | 1247616 | 1143648 | 1269216 |
Пирог с семгой | 1844416 | 1999200 | 1865920 | 1976160 |
Пирог с курой и грибами | 1325088 | 1477760 | 1329984 | 1472320 |
Пирог с луком и яйцом | 832896 | 927536 | 863568 | 894592 |
Пирог с яблоком и корицей | 1136128 | 1243008 | 1104896 | 1278144 |
Пирог с лесными ягодами | 1269792 | 1354880 | 1219392 | 1410880 |
Пирог с жульеном | 1312640 | 1534016 | 1394560 | 1443904 |
Рулет с мясом | 1547744 | 1723008 | 1579424 | 1688448 |
Пирог с сельдью | 853888 | 993024 | 868896 | 975872 |
Рулет с черносливом | 1032240 | 1095552 | 1034688 | 1092960 |
Сумма | 12318280 | 13595600 | 12404976 | 13502496 |
В
статистическом анализе существует
много индексов. Рассмотрим некоторые
из них, например индивидуальный индекс,
который рассчитывается по следующей
формуле
Применяя ее, мы видим, что цена на пирог с сельдью в отчетном месяце по сравнению с базисным месяцем выросла на 14% , и данное наименование товара подорожало больше других. Меньше всего подорожал рулет с черносливом - 6% .. В основном колебание цены составило от 7% до 11%
Аналогичная формула применяется и для сопоставления кол-ва приобретенной продукции (вместо цены поставим кол-во). Воспользовавшись ей легко определить, что в текущем периоде по сравнению с базисным количество проданных пирогов с луком и яйцом увеличилось на 3.7%, а в свою очередь количество проданных пирогов с капустой и мясом уменьшилось на 1.7%.
Общий индекс товарооборота исчисляется по формуле:
i
=
= 13595600/12318280 = 1,10
Мы можем сделать вывод, что товарооборот в августе повысился на 10% по сравнению с январем.
Общий индекс физического объема товарооборота (количество проданных товаров) исчисляется по формуле:
i = = 12404976/12318280 = 1,007
Это означает, что количество проданного товара в сентябре было больше всего лишь на 0,7%, чем в январе.
Теперь воспользуемся формулой Пааше и найдем общий индекс цен.
= 13595600/12404976 = 1,10
Мы получаем 1,10 (10%) т.е. цены на все представленные товары в среднем выросли на 10 % по сравнению с базисным периодом.
Также
в индексном анализе
= 13502496/12318280 = 1,10
Применив эту формулу, получим следующее: цены увеличились на 10%.
У индекса Пааше и Ласпейреса есть свои недостатки и для их разрешения был придуман индекс Фишера, учитывающий оба эти показателя.
= 1,10
Подставив данные, получим, что индекс Фишера равен 10%.
Прирост товарооборота исчисляется как разница между числителем и знаменателем индекса товарооборота:
13595600 – 12318280 = 1277320
Этот прирост обусловлен изменением цен на товары и изменением количества проданных товаров.
Прирост за счет изменения цен составил:
= 13595600 – 12404976 = 1190624
Снижение за счет изменения количества проданных товаров:
= 12404976 – 12318280 = 86696
Следовательно,
увеличение товарооборота на 1277320 руб.
произошло за счет сокращения количества
проданных товаров на 86696 руб. и
за счет роста цен на 1190624 руб. (86696
+ 1190624 = 1277320 рублей).
Заключение:
Информация о работе Методы расчета и анализа индексов цен на примере предприятия «Пироговый Дворик»