Методы расчета и анализа индексов цен на примере предприятия «Пироговый Дворик»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2011 в 14:18, курсовая работа

Описание

Возрастающий интерес к статистике вызван современным этапом развития экономики в стране, формирования рыночных отношений. Это требует глубоких экономических знаний в области сбора, обработки и анализа экономической информации. Овладение статистической методологией - одно из непременных условий познания конъюнктуры рынка, изучение тенденций и прогнозирования спроса и предложения, принятия оптимальных решений на всех уровнях коммерческой деятельности на рынке товаров и услуг, в связи с этим важную роль приобретает такой раздел статистики, как статистика цен.

Работа состоит из  1 файл

Введение.doc

— 217.00 Кб (Скачать документ)

     Общий размер инфляции прямо пропорционален росту денежной массы и увеличению скорости обращения денег и обратно пропорционален росту товарной массы ( в постоянных ценах).

     Денежная  масса рассчитывается государственной статистикой как оборот и остатки наличных и безналичных денежных средств,  сумма всех доходов с учетом размера накоплений, взносов и платежей; товарная масса - как товарооборот и продажа услуг, денежные расходы населения на покупку товаров и услуг или ВВП.

Степень соответствия товарной и денежной массы оценивается с помощью ряда показателей:

- соотношения денежной и товарной массы в статистике и динамике;

- соотношения темпов роста денежной эмиссии и цен;

- соотношения темпов роста доходов и цен.

     Изменение номинальных доходов складывается  из изменения реальных (пересчитанных  в сопоставимые цены) доходов и роста доходов за счет изменения цен. Сопоставление этих показателей покажет размер потерь (прироста) реальных доходов, или насколько рост доходов  населения возмещал его потери от обесценения денег. Аналогично  осуществляется анализ реальных потерь денежных накоплений  населения.

     В качестве информационной базы для анализа  инфляции используются различные источники. Цены на товары и услуги-представители  собираются статистикой методом  выборочного наблюдения; структура  потребительских расходов определяется статистикой семейных  бюджетов в ходе регулярных обследований; система статотчетности получает данные о товарообороте; сведения о денежной массе статорганы получают от банков; баланс денежных доходов и расходов населения позволяет определять затраты на приобретение товаров и услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Методы расчета  и анализа индексов цен на примере  предприятия «Пироговый Дворик».

     Все предприятия в Российской Федерации  ведут учет своей производственно-хозяйственной  деятельности. Для осуществления расчетов было принято решение обратиться к сведениям предприятия «Пироговый Дворик» о ценах на приобретенную у них готовую продукцию.

Наименование  продукта (цена за 1кг) Цена за единицу  в сентябре 2010 г. (отчетный) Кол-во проданной продукции в отчетном периоде Цена за единицу  в январе 2010 г. (базисный) Кол-во проданной  продукции в базисном периоде
Пирог с капустой и мясом 288 4332 264 4407
Пирог с семгой 480 4165 448 4117
Пирог с курой и грибами 320 4618 288 4601
Пирог с луком и яйцом 232 3998 216 3856
Пирог с яблоком и корицей 288 4316 256 4438
Пирог с лесными ягодами 320 4234 288 4409
Пирог с жульеном 352 4358 320 4102
Рулет с мясом 384 4487 352 4397
Пирог с сельдью 256 3879 224 3812
Рулет с черносливом 288 3804 272 3795
 

     В графе 1 по сводным строкам указываются  наименования приобретаемых товаров.

     В графе 2 указывается цена на товар  в отчетный период (сентябрь 2010 года).

     В графе 3 указывается количество проданных  товаров в отчетном периоде.

     В графе 4 - цена в сентябре 2010 года.

     В графе 5  указывается количество проданных товаров в базисном периоде.

     Стоимость товаров указывается в рублях.

     Имея  вышеприведенные данные, можно провести индексный анализ и рассмотреть  деятельность предприятия в динамике.

     Необходимо  создать вспомогательную  таблицу, которая в последствие поможет провести все предстоящие расчеты.

Наименование  товара P0*Q0 P1*Q1 P0*Q1 P1*Q0
Пирог с капустой и мясом 1163448 1247616 1143648 1269216
Пирог с семгой 1844416 1999200 1865920 1976160
Пирог с курой и грибами 1325088 1477760 1329984 1472320
Пирог с луком и яйцом 832896 927536 863568 894592
Пирог с яблоком и корицей 1136128 1243008 1104896 1278144
Пирог с лесными ягодами 1269792 1354880 1219392 1410880
Пирог с жульеном 1312640 1534016 1394560 1443904
Рулет с мясом 1547744 1723008 1579424 1688448
Пирог с сельдью 853888 993024 868896 975872
Рулет с черносливом 1032240 1095552 1034688 1092960
Сумма 12318280 13595600 12404976 13502496
 

     В статистическом анализе существует много индексов. Рассмотрим некоторые из них, например индивидуальный индекс, который рассчитывается по следующей формуле                                     

     Применяя  ее, мы видим, что цена на пирог с  сельдью в отчетном месяце по сравнению  с базисным месяцем выросла на  14% , и данное наименование товара подорожало больше других. Меньше всего подорожал рулет с черносливом - 6% .. В основном колебание цены составило от 7% до 11%

     Аналогичная формула применяется и для  сопоставления  кол-ва приобретенной продукции (вместо цены поставим кол-во). Воспользовавшись ей легко определить, что в текущем периоде по сравнению с базисным количество проданных пирогов с луком и яйцом увеличилось на 3.7%, а в свою очередь количество проданных пирогов с капустой и мясом уменьшилось на 1.7%.

     Общий индекс товарооборота исчисляется по формуле:

i = = 13595600/12318280 = 1,10 

     Мы  можем сделать вывод, что товарооборот в августе повысился на 10% по сравнению с январем. 

     Общий индекс физического объема товарооборота (количество проданных товаров) исчисляется по формуле:

     i = = 12404976/12318280 = 1,007

     Это означает, что количество проданного товара в сентябре было больше всего лишь на 0,7%, чем в январе.

     Теперь  воспользуемся формулой Пааше и найдем общий индекс цен.

         = 13595600/12404976 = 1,10 

     Мы  получаем 1,10 (10%) т.е. цены на все представленные товары в среднем выросли на 10 % по сравнению с базисным периодом.

     Также  в индексном анализе используется индекс Ласпейреса, показывающий насколько изменилась выручка (затраты) при изменении объема продаж (покупки)   при неизменной цене.                                

                = 13502496/12318280 = 1,10

     Применив  эту формулу, получим следующее:   цены увеличились на 10%. 

     У индекса Пааше и Ласпейреса есть свои недостатки и для их разрешения был придуман индекс Фишера, учитывающий оба эти показателя. 

       = 1,10

     Подставив данные, получим, что индекс Фишера равен 10%.

     Прирост  товарооборота исчисляется как  разница между числителем и знаменателем индекса товарооборота:

 13595600 – 12318280 = 1277320 
 

     Этот  прирост обусловлен изменением цен  на товары и изменением количества проданных товаров.

     Прирост за счет изменения цен составил:

= 13595600 – 12404976 = 1190624 

Снижение  за счет изменения количества проданных товаров:

= 12404976 – 12318280 = 86696 

     Следовательно, увеличение товарооборота на 1277320 руб. произошло за счет сокращения количества проданных товаров на 86696 руб. и  за счет роста цен на 1190624 руб. (86696 + 1190624 = 1277320 рублей). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                        
 
 
 
 

Информация о работе Методы расчета и анализа индексов цен на примере предприятия «Пироговый Дворик»