Международные сопоставления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 10:58, контрольная работа

Описание

Научная дискуссия о том, что такое статистика, является ли она наукой и какова ее роль в обществе, всегда интересовала ученых и специалистов.

Содержание

I. Теоретическая часть. Международные сопоставления в статистике …
3

Введение …………………………………………………………..…….……
3

Глава 1.
Общие принципы методологии международных сопоставлений …………………………………………………….


6

1.1.
Цели международного сопоставления ...……..…………………
6

1.2.
Требования, предъявляемые к результатам международных сопоставлений .……….……….…………………………..……….


9

Глава 2.
Показатели и этапы проведения международных сопоставлений валового внутреннего продукта .…….…………


11

2.1.
Сущность ВВП, как основного макроэкономического показателя ………………..………………………..……………..


11

Глава 3.
Трудности, возникающие при сопоставлении ряда компонентов ВВП, и пути их преодоления...………….…………………………..……………...






23

Заключение……………………….…………………………………………..
28

II. Практическая часть. Статистическое исследование социально-экономических явлений и процессов ……………………………………...


30

Список литературы ………………………………….………………………..
41

Работа состоит из  1 файл

n1.doc

— 360.50 Кб (Скачать документ)

Количество индивидуальных товаров, по которым проводится регистрация и сопоставление цен, различается в зависимости от первичных групп. Если они содержат разнородные товары, характеризующиеся высокой вариацией цен, цены должны регистрироваться по относительно большому числу товаров по сравнению с первичными группами, отличающимися большей однородностью.

 

2.2.  Основные этапы  по сопоставлению ВВП и ППС.

 

Подготовка и проведение международных сопоставлений ВВП и ППС охватывают несколько этапов:   

  • Разработка методологии проведения международных сопоставлений:     

- классификация расходов  валового внутреннего продукта;

          - основные принципы отбора товаров-представителей  и наблюдения цен;

  • Отбор потребительских товаров(услуг)-представителей и   инвестиционных товаров-представителей;    
  • Сопоставление объемов строительных работ;
  • Сопоставление жилой ренты;
  •  
  • Сопоставление нерыночных услуг;
  • Сбор информации и обработка исходных данных.

Основные принципы формирования списков

 товаров-представителей.

Международные сопоставления  базируются на использовании ценового метода с использованием корзины  товаров-представителей. Такой корзиной является заранее подготовленный список товаров-представителей, в котором перечисляются товары, услуги, объекты, отобранные из всей совокупности товаров и услуг, составляющих конечное использование ВВП (потребление домашних хозяйств, инвестиционные товары (машины и оборудование, строительные работы)). Базой для составления списка товаров-представителей является детальная классификация расходов ВВП для целей международных сопоставлений. Наименьший уровень детальной дезагрегации называется первичной группой, которая должна содержать однородные товары. Уровень первичной группы является уровнем расчета групповых ППС.

Выбор репрезентантов в  корзину является одной из проблем  проведения международных сопоставлений  для получения достоверных результатов  расчетов ППС  и  реальных объемов  ВВП. В список товаров-представителей, в отношении которых собирается первичная информация о ценах, включаются товары и услуги, характерные для экономики стран. Отобранные товары и услуги должны быть в наличии на внутреннем рынке и пользоваться спросом потребителя. Описание товаров-представителей (подробная спецификация его марки или модели) должно обеспечить подбор каждой страной по возможности идентичных товаров.

При составлении списков  товаров-представителей большое внимание  должно уделяться следующим вопросам:

  • подбору оптимального числа товаров- представителей для каждой  первичной группы;
  • улучшению структуры распределения товаров-представителей между отдельными первичными группами.

С этой целью предлагается провести актуализацию списков товаров-представителей, использовавшихся в сопоставлениях за  предыдущий  год.

Идентичность товаров.

Идентичность (сопоставимость) товаров означает, что отбираемый репрезентант должен быть в максимальной степени сопоставим с аналогом в  другой стране, что подразумевает  не только физическую (техническую) идентичность, но и экономическую эквивалентность.

При этом все товары можно  разделить на идентичные (полное совпадение), аналогичные (есть различия) и несопоставимые (наличие непреодолимых различий).

На каждый репрезентант подготавливается спецификация, которая помогает специалистам произвести идентификацию товара на внутреннем рынке.

Детальное описание репрезентанта  содержит идентификационный алфавитно-цифровой код в соответствии с классификацией расходов ВВП, наименование марки и  модели, место изготовления, детальные технические характеристики (размеры, вес, мощность, материал изготовления, срок службы, соответствие международным стандартам и другие), указание сферы применения, иллюстрацию (если это необходимо).

В сопоставлении используются товары-представители, которые идентичны или аналогичны. Чтобы гарантировать наивысшую степень идентичности, все страны будут получать информацию о каждом параметре описания товара. При этом необходимо, чтобы все отклонения товаров, подобранных странами, от первоначального описания были точно обозначены.

Равнорепрезентативность.

Репрезентативность товаров  означает включение в список широко распространенных видов.

Концепция равнорепрезентативности  означает, что набор сопоставляемых товаров и услуг участвующих  стран одинаково репрезентативен для внутреннего потребления всех стран. Товары,  

 

продаваемые в достаточных  количествах и репрезентативные для внутреннего рынка, имеют  тенденцию к относительному занижению  цены по сравнению с нерепрезентативными  товарами.

Для получения равнорепрезентативности имеется специальная расчетная методика Евростата, так называемый «метод астерисков» (звездочек). Каждая страна указывает посредством звездочек (астерисков), какие из оцененных товаров репрезентативны. Для каждой первичной группы и пары стран индекс типа Ласпейреса рассчитывается по формуле средней геометрической невзвешенной на основе данных об индексах цен товаров с астериском базовой страны и, подобным же образом, индекс типа Пааше рассчитывается по формуле средней геометрической невзвешенной на основе данных об индексах цен товаров с астериском страны-партнера. Средняя геометрическая этих двух индексов составляет бинарный индекс Фишера.

Этот метод требует, чтобы репрезентативные товары от каждого национального  рынка были включены в каждую первичную группу. Нет необходимости для страны оценивать все товары, но по крайней мере один репрезентативный товар должен быть оценен. Отбор товаров для списка особенно важен и не может быть сделан без тщательного изучения национальных рынков.

Поэтому абсолютно необходимо, чтобы все страны очень активно  участвовали бы в подготовке списка товаров.

Репрезентативность - общие  замечания.

Обязанность участвующих  стран - гарантировать, что их потребительские  образцы будут основательно представлены в корзине товаров и услуг, которую используют для наблюдений. Страны должны знать, какие предметы торговли являются репрезентативными для конкретной первичной группы.

Поскольку индекс типа Ласпейреса основывается только на товарах, отмеченных астериском, количество этих товаров не должно быть слишком

 

малым. Абсолютный минимум: 1 или 2 для групп с малым количеством  товаров или малой долей расходов, 3 - 4 - для больших групп.

Индекс типа Ласпейреса между двумя странами может быть рассчитан, только когда другие страны предоставляют цены (не обязательно с астериском) для репрезентативных товаров первой страны. В этом причина того, почему количество товаров не должно быть слишком мало и почему всем странам необходимо предоставлять также цены для нерепрезентативных товаров.

Итак, страны должны предоставлять  не только цены для своих собственных  предложенных товаров, но и для такого множества товаров, предлагаемых странами-партнерами, насколько это возможно.

 

Классификация товаров  согласно требованиям

репрезентативности.

Действенным способом выработки  общей методики охвата, распределения  астерисков и определения репрезентативности общего списка является следующая классификация  пунктов:

А: Товары, репрезентативные для страны - это товары, которые  должны быть предложены или могут быть представлены страной. Их легко найти и продаются они в больших количествах. Часто эти товары-представители включены в ИПЦ.

В:  Товары не репрезентативные, но общедоступные.

На примере можно  объяснить это так. При наличии  множества различных типов специй на российском рынке соевый соус легко найти, и могут быть даны многие цены. Но, рассматривая объемы продажи по сравнению с перцем, можно обнаружить, что соевый соус - продукт меньшей важности и не является репрезентативным для российского потребления специй.

C: Товары не репрезентативны  и их трудно найти.

Эти предметы трудно встретить  или их количество недостаточно для  оценки.

Может быть сложно определить, к какой категории принадлежат  некоторые товары. Информация об их рыночных объемах и т. п. может быть предоставлена специалистами по  ИПЦ, производителями или импортерами.

Все страны должны собирать цены для каждого из своих репрезентативных товаров (категории А). Они создают  основу для индекса типа Ласпейреса в расчетах. Впоследствии индекс типа Пааше рассчитывается на репрезентативных товарах другой страны. Чтобы обеспечить базу для последнего, необходимо также собирать цены для нерепрезентативных товаров. Поэтому достаточное количество товаров категории В должно быть оценено. Также некоторые цены на товары категории С могут быть представлены, но надо осознавать, что крайне редкие товары не должны быть оценены, потому что даже без астерисков они имеют некоторое влияние на результаты и могут иметь нарушающее воздействие, если соотношения цен на них значительно отличаются от обычных товаров.

Всем участвующим странам  следует собирать цены на такое множество  товаров и услуг, насколько это  возможно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Трудности, возникающие  при сопоставлении ряда компонентов  ВВП, и пути их преодоления.

 

Рассмотрим  ряд проблем, связанных с сопоставлением тех компонентов ВВП, которые  требуют процедур учета, отличных от общей методологии.

Среди практических вопросов международных сопоставлений ВВП  следует отметить трудности, возникающие  при подборе для сопоставляемых стран идентичных товаров-представителей с ценами. Концепция идентичности товаров-представителей предполагает схожесть не только физических характеристик товаров и услуг, по и аналогичность условий реализации товара. Процесс подбора идентичных товаров-представителей включает разработку подробных спецификаций, которые детально описывают технико-экономические характеристики товаров, условия их реализации и т.д. В том случае, когда подобранные товары-представители различаются по своим характеристикам, статистики вынуждены вносить в их цены коррективы на различия в качестве - для приведения их к сопоставимому виду. Иногда внесение подобных коррективов требует применения сложных математических методов, например, метода регрессии.

Весьма трудным является определение цен на отобранные товары-представители. Дело в том, что эти цены должны соответствовать средним ценам, по которым они учтены в соответствующих категориях ВВП. Принимая во внимание, что одни и те же товары реализуются в стране по разным ценам (региональные цены, различные цены отпуска тем или иным категориям потребителей, разные каналы реализации продукции и т.д.), их определение по конкретным товарам является достаточно сложной статистической задачей. Во многих случаях исходной базой для сравнения цен в контексте международного сопоставления ВВП служат данные о ценах, собираемые статистическими органами для расчетов национальных индексов потребительских цен.

 

Особенно сложно решить эти проблемы в строительстве, где трудно найти абсолютно идентичные строительные объекты. Поэтому на практике применяется метод стандартизированных строительных объектов, суть которого состоит в следующем. Создают подробное описание нескольких строительных объектов, например, жилого здания, школы, больницы, административного здания, дороги и т.д. Описание этих стандартных объектов включает их основные объективные характеристики и типы материалов, которые необходимо использовать при их возведении. Они оцениваются в ценах стран, участвующих в сопоставлениях, что обеспечивает основу для исчисления индексов цен на строительную продукцию. Эти индексы применяются затем для переоценки продукции в сравнимые цены.

Сложно решить также проблемы сопоставления нерыночных услуг, оказываемых органами государственного управления и некоммерческими организациями, обслуживающими домашние хозяйства. Эти проблемы связаны с тем, что нерыночные услуги предоставляются бесплатно и, следовательно, отсутствуют цены, сопоставление которых могло бы помочь определить соответствующие ППСВ. Поэтому для сопоставления нерыночных услуг применяются несколько иные подходы. Как правило. Нерыночные услуги коллективного потребления (общее управление, безопасность, наука и т.д.) сопоставляются путем переоценки их стоимости в сравнимые цены по элементам затрат (промежуточное потребление, оплата труда, потребление основного капитала и т.д.). Для переоценки применяются индексы цен и тарифов на соответствующие элементы затрат.

Продукция нерыночных услуг индивидуального потребления (образование, здравоохранение и т.д.) сопоставляются иногда с помощью физических индикаторов. Стоимость услуг страны A в национальных ценах умножается на коэффициент, выражающий соотношение некоторых показателей стран A и B в физических единицах, например, число врачей, студентов, коек в больницах и т.д. С помощью этого метода определяют стоимость нерыночных услуг в стране B в ценах страны A. Аналогичным образом  

можно исчислить  стоимость услуг страны B в ценах страны A. Оба эти подхода позволяют таким образом исчислить для нерыночных услуг индексы физического объема. Если индекс стоимости этих услуг, исчисленный путем сопоставления стоимости услуг в национальных ценах A и B, разделить на индекс физического объема, то косвенным образом можно определить величину ППСВ для этих услуг. Обычная процедура расчета же предусматривает получение индекса физического объема путем деления индекса стоимости на индекс цен.

Методы сопоставления  нерыночных услуг, и особенно метод  переоценки по элементам, могут дать удовлетворительный результат, если уровни производительности труда в сопоставляемых странах примерно одинаковы. Если же они значительно различаются, тогда в эти расчеты вносятся поправки. Общепризнанно, что результаты сопоставлений нерыночных услуг носят условный характер и уступают по надежности результатам сопоставления рыночных товаров и услуг.

Информация о работе Международные сопоставления