Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 12:01, курсовая работа
Цель анализа основных средств - выявить резервы повышения эффективности их использования, обосновать необходимость инвестиционных вложений в техническое перевооружение, обновление и (или) расширение технической базы, а также дать экономическое обоснование выбора метода начисления амортизации для обеспечения финансовой устойчивости организации.
Последовательность проведения анализа состояния и использования основных средств:
с
В - среднечасовая выработка единицы оборудования, руб/ч;
ч
О - стоимость действующего оборудования, тыс. руб.
сод
Рассчитав фондоотдачу действующего оборудования, можно определить фондоотдачу основных средств в целом по предприятию:
ФО = ФО x У x У ,
од дод да
где У - удельный вес действующего оборудования в активной части;
дод
У - удельный вес активной части.
да
Таблица 2
Расчет влияния факторов на уровень фондоотдачи
┌─────────────────────────────
│ Показатель │Прошлый год│Отчетный│Отклонение,│
│
├─────────────────────────────
│ а │ б │ в │ г = в - б │
├─────────────────────────────
│1. Стоимость валовой продукции, │ 113 206 │ 131 206│ 18 000 │
│тыс. руб.
├─────────────────────────────
│2. Среднегодовая стоимость основных │ 17 512 │ 22 305 │ 4 793 │
│средств, тыс. руб. │ │ │ │
├─────────────────────────────
│3. Среднегодовая численность работников,│ 45 │ 43 │ -2 │
│чел.
├─────────────────────────────
│4. Годовая производительность труда, │ 2 515,7 │ 3 051,3│ 535,6 │
│тыс. руб. (1 : 3) │ │ │ │
├─────────────────────────────
│5. Фондовооруженность, тыс. руб. (2 : 3)│ 389,1 │ 518,7 │ 129,6 │
├─────────────────────────────
│6. Фондоотдача, руб. (1 : 2 или 4 : 5) │ 6,47 │ 5,89 │ -0,58 │
├─────────────────────────────
│7. Изменение фондоотдачи за счет: │ X │ │
│1) факторная модель: │ │ │
│- стоимости валовой продукции │ │ 1,02 │
│(1в : 2б - 6б) │ │ │
├─────────────────────────────
│- стоимости основных средств │ │ -1,6 │
│(6в - 1в : 2б) │ │ │
├─────────────────────────────
│2) факторная модель: │ │ │
│- производительности труда │ │ 1,37 │
│(4в : 5б - 6б) │ │ │
├─────────────────────────────
│- фондовооруженности (6в - 4в : 5б) │ │ -1,95 │
└─────────────────────────────
Пример 2. Расчет показателей эффективности использования транспортных средств (автомобилей).
Таблица 3
Показатели использования грузовых автомобилей
┌─────────────────────────────
│ Показатель │ План │ Факт │Отклонение,│
│
├─────────────────────────────
│
├─────────────────────────────
│1. Среднее число автомобилей │ 40 │ 36 │ -4 │
├─────────────────────────────
│2. Общая грузоподъемность, т │ 164 │ 153 │ -11 │
├─────────────────────────────
│3. Средняя грузоподъемность 1 машины, т │ 4,1 │ 4,25 │ 0,15 │
├─────────────────────────────
│4. Машино-дни пребывания в хозяйстве │ 14 600 │ 13 140 │ 1 460 │
│(365 x 1)
├─────────────────────────────
│5. Машино-дни в работе - всего │ 10 200 │ 8 892 │ 1 308 │
├─────────────────────────────
│6. в т.ч. одного автомобиля (5 : 1) │ 255 │ 247 │ -8 │
├─────────────────────────────
│7. Время в наряде, ч │ 71 400 │ 71 136 │ -264 │
├─────────────────────────────
│8. Время в движении, ч │ 57 120 │ 52 641 │ -4 479 │
├─────────────────────────────
│9. Средняя продолжительность рабочего │ 7,0 │ 8,0 │ -1 │
│дня, ч (7 : 5) │ │ │ │
├─────────────────────────────
│10. Общий пробег, км │1 000 000│ 889 873 │ -110 127 │
├─────────────────────────────
│11. Пробег с грузом, км │ 500 000 │ 418 240 │ -81 760 │
├─────────────────────────────
│12. в том числе одного автомобиля за год │ 12 500 │ 11 618 │ -882 │
│(11 : 1)
├─────────────────────────────
│13. одного автомобиля за день (12 : 6) │ 49,02 │ 47,04 │ -1,98 │
├─────────────────────────────
│14. Перевезено грузов, т │ 42 000 │ 41 600 │ -400 │
├─────────────────────────────
│15. Средняя загруженность, т │ 2,40 │ 2,45 │ 0,05 │
├─────────────────────────────
│16. Грузооборот, ткм │1 200 000│1 023 060│ -176 940 │
├─────────────────────────────
│17. Себестоимость 1 ткм, руб. │ 76,00 │ 91,69 │ 15,69 │
├─────────────────────────────
│18. Коэффициент использования автопарка │ 1,43 │ 1,48 │ 0,05 │
│(5 : 4)
├─────────────────────────────
│19. Коэффициент использования времени │ 0,80 │ 0,74 │ -0,06 │
│в наряде (8 : 7) │ │ │ │
├─────────────────────────────
│20. Коэффициент использования пробега │ 0,50 │ 0,47 │ -0,03 │
│(11 : 10)
├─────────────────────────────
│21. Коэффициент использования │ 0,59 │ 0,58 │ -0,01 │
│грузоподъемности (15 : 3) │ │ │ │
├─────────────────────────────
│22. Отклонение фактического объема работ │ │ │
│от планового за счет изменения: │ │ │
│- числа автомобилей (1в x 6а x 13а x 16а)│ │ -120 001 │
├─────────────────────────────
│- числа дней работы одного автомобиля │ │ -33 883 │
│(6в x 1б x 13а x 16а) │ │ │
├─────────────────────────────
│- среднедневного пробега одного │ │ -42 255 │
│автомобиля с грузом (13в x 1б x 6б x 16а)│ │ │
├─────────────────────────────
│- средней загруженности │ │ 20 914 │
│(16в x 1б x 6б x 13б) │ │ │
└─────────────────────────────
Вывод. Расчетные данные табл. 3 позволяют констатировать, что эффективность использования автомобилей снизилась. Объем выполненных работ уменьшился на 176 940 ткм. Результаты факторного анализа раскрывают причины уменьшения грузооборота, которое вызвано в первую очередь выбытием транспортных средств на 4 единицы, одновременным снижением среднедневного пробега одного автомобиля с грузом на 1,98 км (4%) и сокращением дней его работы на 8 дней рабочих, несмотря на повышение средней загруженности машины на 2%. Так, из-за уменьшения числа автомобилей объем работ был недовыполнен на 120 001 ткм, а по причине меньшего числа отработанных дней - на 33 883 ткм. О снижении эффективности использования автопарка свидетельствуют и полученные значения коэффициентов. Коэффициент времени в наряде показывает простои автотранспорта, а коэффициент использования пробега - холостые переезды (без груза). Следовательно, отрицательное отклонение по коэффициентам свидетельствует об увеличении простоев с 20 до 26% и холостых переездов с 50 до 53%. Использование среднедневного пробега менее 50% уровня экономически неправомерно, так как характеризует движение автомобилей в оба направления без груза, возможно даже их использование в личных интересах водителя транспорта. Кроме того, данный факт приводит к повышению себестоимости одного тонно-километра, его рост составил 20,6% (или 15,69 руб.). На увеличение себестоимости повлияла недозагруженность транспорта, о чем доказательно свидетельствует коэффициент грузоподъемности (чуть более 50% уровня от номинального значения по техническому паспорту конкретного автомобиля). Причиной недоиспользования могли быть перевозка груза несоответствующего класса грузоподъемности и изменение его ассортимента.
Информация о работе Направления совершенствования оценки основных средств