Оценка нематериальных активов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 08:13, реферат

Описание

Проблема как теоретическая, так и прикладная: нематериальные активы могут и должны продаваться, а значит должны иметь стоимостную оценку. Иными словами, наиболее существенные разногласия вызывает следующий вопрос: являются ли нематериальные (неосязаемые) средства активами и могут ли они вообще включаться в баланс предприятия. Следует отметить, что единого мнения у ученых-экономистов в настоящее время нет. Доводы в пользу того, что неосязаемые средства являются активами заключаются в том, что эти средства представляют собой будущие экономические выгоды, за которые была выплачена компенсация. Однако противники включения этих средств в бухгалтерскую отчетность в качестве активов мотивируют свою позицию тем, что будущие экономические выгоды, связанные с нематериальными активами, за исключением отдельных случаев, невозможно определить с достаточной степенью достоверности, и, кроме того, эти объекты не отвечают, как правило, критерию отчуждаемости (например,деловая репутация фирмы не может быть реализована отдельно от фирмы, торговые знаки неотделимы от деловой репутации фирмы).

Работа состоит из  1 файл

немат актив.doc

— 138.00 Кб (Скачать документ)

      Введение

      Проблема  коммерческого использования результатов  деятельности объектов нематериальных активов в современной практике  —  комплексная,  многогранная проблема,  включающая  в  себя  правовые,  технологические,   экономические, производственные,  социальны  и  психологические   вопросы.  

      Проблема   как теоретическая, так  и  прикладная:  нематериальные  активы  могут  и  должны продаваться, а  значит  должны  иметь  стоимостную  оценку.  Иными  словами, наиболее существенные разногласия вызывает  следующий  вопрос:  являются  ли нематериальные  (неосязаемые)  средства  активами  и  могут  ли  они  вообще включаться в баланс предприятия. Следует  отметить,  что  единого  мнения  у  ученых-экономистов в настоящее время нет. Доводы в пользу  того,  что неосязаемые средства  являются  активами заключаются  в  том,   что   эти   средства   представляют   собой   будущие экономические  выгоды,  за  которые  была  выплачена   компенсация.   Однако противники включения этих средств  в  бухгалтерскую  отчетность  в  качестве активов мотивируют свою  позицию  тем,  что  будущие  экономические  выгоды, связанные с нематериальными  активами,  за  исключением  отдельных  случаев, невозможно определить с достаточной степенью достоверности, и,  кроме  того, эти объекты не отвечают,  как  правило,  критерию  отчуждаемости  (например,деловая репутация  фирмы  не  может  быть  реализована  отдельно  от  фирмы, торговые знаки неотделимы от деловой репутации фирмы).

            Однако  следует  отметить,  что   это   не   совсем   так.   Некоторые нематериальные активы вполне отчуждаемы. Это  относится  к  товарным  маркам особенно приобретаемым (хотя возникают  проблемы  по  их  оценке)  и  другим аналогичным  активам:  расходам  на  НИОКР  в   тех   случаях,   когда   эти исследования должны привести к созданию таких активов  как  товарные  марки, торговые знаки, патенты и другие  активы,  которые  являются  отделимыми  от компании в целом; расходам на программное обеспечение в тех  случаях,  когда выявлены его техническая  осуществимость  и  коммерческая  эффективность,  и когда оно разработано самой компанией. 

      Поэтому,  признавая  нематериальные  активы  –   активами,   возникает нелегкая задача — дать по возможности наиболее  обобщающие  рекомендации  по стоимостной оценке нематериальных  активов,  которые сами  по  себе  весьма значительно отличаются друг от друга. Конечно можно выделить наиболее  общие факторы,  общие  критерии  эффективности   и   некоторые   другие   наиболее характерные моменты.  В  таком  плане  и  разрабатывались  раньше  отдельные методики по  отраслям,  которые  использовались  в  практике  той  или  иной отрасли.

1.Роль  и место нематериальных  активов в развитии  предприятия.

1.1.Понятие  нематериальных активов.  Их структура.  Характеристика интеллектуальной промышленной собственности.

     С развитием рыночных отношений в  составе имущества субъекта появился новый вид средств – нематериальные активы. Нематериальными активами могут  быть признаны активы:

- идентифицируемые (имеющие признаки, отличающие данный объект от других, в т.ч. аналогичных) и не имеющие материально-вещественной (физической) формы; 
- используемые в деятельности организации; 
- способные приносить организации будущие экономические выгоды; 
- срок полезного использования которых превышает 12 месяцев; 
- стоимость которых может быть измерена с достаточной надежностью, т.е. имеется документальное подтверждение стоимости, а также затрат, связанных с их приобретением (созданием); 
- при наличии документов, подтверждающих права правообладателя. При отсутствии любого из вышеперечисленных критериев произведенные затраты не признаются нематериальными активами и являются расходами организации. Классификация нематериальных активов.

     Выделяют 4 вида нематериальных активов:

- объекты интеллектуальной собственности; 
- права пользования природными ресурсами; 
- отложенные затраты; 
- цена фирмы.

     Прочие  нематериальные активы - лицензии на осуществление  вида деятельности, на осуществление  внешнеторговых и квотируемых операций, на использование опыта специалистов, права доверительного управления имуществом. Лицензия - специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии или лицензиату. Лицензия выдается на срок не менее 5 и не более 10 лет. По окончании срока действия лицензии он может быть продлен по заявлению лицензиата. Не относятся к нематериальным активам:

- интеллектуальные  и деловые качества персонала  организации, его квалификация и способность к труду, так как они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них; 
- незаконченные и (или) не оформленные в установленном законодательством порядке научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы; 
- финансовые инструменты срочного рынка, предоставляющие право на осуществление конкретной сделки на определенных условиях.

     Объекты интеллектуальной собственности разделяют  на два вида: регулируемые патентным  правом (объекты промышленной собственности) и регулируемые авторским правом.

     Патентное право охраняет содержание произведения. Для охраны изобретения, полезных моделей, промышленных образцов, фирменных наименований, товарных знаков, знаков обслуживания необходима их регистрация по установленной  процедуре в соответствующих органах. Перечень объектов, охраняемых патентным правом, исчерпывающий. Изобретение подлежит правовой охране, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо (устройство, способ, вещество, штамм, микроорганизм, культуры клеток растений и животных) или является известным устройством, способом, веществом, штаммом, но имеет новое применение. Основные формы использования охраняемых патентным правом объектов – передача прав по лицензионному договору и внесением объекта в качестве вклада в уставный капитал организации.

     Лицензионный  договор существенно отличается от договора купли-продажи и найма, поскольку патентовладельцу передает по лицензионному договору не само изобретение, а лишь исключительное право на его использование; патентовладелец может передать право на использование изобретения широкому кругу третьих лиц и сам использовать изобретение. Стоимость охраняемых патентом объектов складывается из затрат на их приобретение, юридических, консультационных и других затрат. Патентное изобретение выдается сроком до 20 лет и удостоверяет приоритет изобретения, авторства, а также исключительное право на его использование.

     Промышленный  образец – художественно-конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид. Отличительными признаками патентоспособности промышленного образца является его новизна, оригинальность и промышленное применение. Новизна включает совокупность существенных признаков промышленного образца, определяющих эстетические и (или) эргономические особенности изделия, не известные из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета данного образца. Оригинальность промышленного образца определяют его существенные признаки, обуславливающие творческий характер эстетических особенностей изделия. Промышленно применимым образец признается, если он может быть многократно воспроизведен путем изготовления конкретного изделия. На промышленные образцы, даже если они имеют признаки новизны, оригинальности и промышленно применимы, не распространяется патентоспособность, если в решениях их изготовления преобладает техническая функция изделия. К таким изделиям относятся:

     - объекты архитектуры (кроме малых  архитектурных форм), промышленных, гидротехнических и других стационарных сооружений; 
- печатная продукция; 
- объекты неустойчивой формы из жидких, газообразных, сыпучих или им подобных веществ; 
- изделия, противоречащие общественным интереса, принципам гуманности и морали.

     Патент  на промышленный образец выдается на срок до 10 лет и может быть продлен еще на срок до 5 лет. Полезная модель представляет собой конструктивное выполнение из составляющих частей. Отличительные признаки полезной модели – новизна и промышленная применимость. Правовая охрана полезной модели осуществляется при наличии свидетельства, выдаваемого Патентным отделом на срок до 10 лет. Товарный знак и знак обслуживания - это обозначения, способные отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг других юридических или физических лиц. Правовая охрана товарного знака предоставляется на основании его государственной регистрации в порядке, установленном указанным Законом. Товарный знак может быть зарегистрирован на имя юридического или физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство на товарный знак, которое удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании. Географическим указанием признается обозначение, которое идентифицирует товар как происходящий с территории страны либо из региона или местности на этой территории, где определенные качество, репутация или другие характеристики товара в значительной степени связываются с его географическим происхождением. Понятие «географическое указание» включает понятия:

     - «наименование места происхождения  товара» - название страны, населенного  пункта, местности или другого  географического объекта, используемое  для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для этого географического объекта природными условиями или иными факторами либо сочетанием природных условий и этих факторов; 
- «указание происхождения товара» - обозначение, прямо или косвенно указывающее на место действительного происхождения или изготовления товара.

     Фирменное наименование – индивидуальное название юридического лица. Оно регистрируется при государственной регистрации  юридического лица и действует во время его существования. Наименования некоммерческих организации, унитарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций должны включать и характер деятельности юридического лица. Кроме того, коммерческая организация, являющаяся юридическим лицом, должна иметь фирменное наименование, на которое с момента регистрации в установленном порядке она приобретает исключительное право использования. Лица, использующие фирменное наименование без согласия его владельца, обязаны прекратить использование по требованию обладателя права на данное наименование и возместить причиненные убытки. Правовой формой использования товарного знака, знака обслуживания и фирменного наименования является лицензионный договор. Ноу-хау – информация технического, организационного, служебного характера, имеющая действительную или потенциальную коммерческую ценность в связи с неизвестностью ее третьим лицом. К этой информации нет свободного доступа на законном основании; и обладатель информации принимает меры к охране ее конфедициальности. В отличии от других объектов промышленной собственности ноу-хау не подлежит регистрации, а охраняется путем запрета на ее разглашение для лиц, имеющих доступ к этой информации. По договору о передачи ноу-хау передается само ноу-хау, а не право пользования им. Обязательными элементами договора о передаче ноу-хау является описание всех признаков передаваемого объекта, меры по охране конфедициальности и содействие в практической осуществимости ноу-хау.

1.2.Роль  и место интеллектуальной промышленной собственности в эффективном развитии предприятия.

     Хозяйствующему  субъекту любой формы собственности  необходимо уметь грамотно анализировать  ситуацию на рынке продукции (услуг), вести учет тенденций спроса на свои разработки или продукцию (услуги), закреплять за собой рыночную «нишу» и быть серьезно подготовленным в области предпринимательской деятельности, маркетинга, знать правовые, юридические основы отношений с партнерами. Тактика игнорирования подобных действий неизбежно обернется для предприятий в будущем полной потерей конкурентной способности их продукции на внешних и внутренних рынках. Практическое же использование нематериальных активов в экономическом обороте предприятий, превращение их в конкретный механизм для коммерческой оценки результатов интеллектуального труда, интеллектуальной собственности дает возможность современному предприятию (фирме):

Информация о работе Оценка нематериальных активов