Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 08:13, реферат
Проблема как теоретическая, так и прикладная: нематериальные активы могут и должны продаваться, а значит должны иметь стоимостную оценку. Иными словами, наиболее существенные разногласия вызывает следующий вопрос: являются ли нематериальные (неосязаемые) средства активами и могут ли они вообще включаться в баланс предприятия. Следует отметить, что единого мнения у ученых-экономистов в настоящее время нет. Доводы в пользу того, что неосязаемые средства являются активами заключаются в том, что эти средства представляют собой будущие экономические выгоды, за которые была выплачена компенсация. Однако противники включения этих средств в бухгалтерскую отчетность в качестве активов мотивируют свою позицию тем, что будущие экономические выгоды, связанные с нематериальными активами, за исключением отдельных случаев, невозможно определить с достаточной степенью достоверности, и, кроме того, эти объекты не отвечают, как правило, критерию отчуждаемости (например,деловая репутация фирмы не может быть реализована отдельно от фирмы, торговые знаки неотделимы от деловой репутации фирмы).
-
по эффективному возрасту;
- по индексам снижения потребительских
свойств;
- по снижению чистого дохода (прибыли)
в процессе эксплуатации.
Моральный износ характеризует потерю конкурентоспособност и и соответственно стоимости, в связи с появлением на рынке новых более совершенных аналогов. Моральный износ принято подразделять на:
-
технологический,
- функциональный,
- внешний.
Технологический износ является следствием влияния на стоимость достижений научно-технического прогресса в области конструкции, технологии, материалов.
Функциональный износ есть следствие уменьшения функциональных возможностей оцениваемого объекта в сравнении с новым аналогом.
Внешний износ проявляется в том, что объект в какой-то момент перестает отвечать новым требованиям и ограничениям, например, по экологическим причинам, безопасности и т.д. Основным методом определения морального износа является метод сравнения с новым, более совершенным объектом.
Этап 4. Расчет остаточной стоимости компонентов нематериальных активов и суммарная оценка остаточной стоимости всех нематериальных активов. Остаточная стоимость на дату оценки получается вычитанием из стоимости размера накопленного износа. Применительно к таким объектам, как ноу-хау и изобретения, аннуитетом служат платежи роялти, то есть ежегодно выплачиваемые предприятием-лицензиатом суммы обладателю ноу-хау или патента (лицензиару), согласно заключенному между ними договору. Роялти, выполняя функцию определителя не стоимости нематериальных активов, а размера вознаграждения, как фиксированный процент от прибыли распространяется на весь жизненный цикл данных нематериальных активов. Роялти как элемент расчета размера вознаграждения имеет глубокий экономический смысл, стимулируя владельца нематериальных активов поддерживать его реализацию в производстве, постоянно его адаптировать к изменяющимся условиям производства и рыночной конъюнктуры. Ставка роялти такова, что выплаты по ней обычно не являются для производителя ощутимой потерей, а владельцу нематериальных активов периодически начисляется относительно высокая сумма. Поэтому ставки роялти определены, с точки зрения автора, как стихийно сложившийся и принятый в международной практике компромисс между интересами производителя и изобретателя, владельца и покупателя. Причем этот компромисс исторически сложился во времена полного диктата производителя и относительной слабости правовых и рыночных позиций изобретателей и владельцев нематериальных активов. В прежнее время организация внедрения нововведений представляла большую проблему. И если на данном производстве владельцу патента отказывали во внедрении, то шансов внедрить нематериальные активы в другом месте, как правило, было крайне мало. Сейчас положение в мире существенно меняется в пользу владельцев нематериальных активов:
-
различные компании и фирмы
организуют системы поиска, генерации
и фильтрации полезных идей;
- создается множество венчурных фирм;
- нематериальные активы закладываются
в многочисленные инвестиционные проекты;
-информационные системы и издания рекламируют
новые высокоэффективные идеи.
Методология оценки нематериальных активов с использованием роялти предполагает знание всего жизненного цикла объекта, реально предсказать который бывает почти невозможно. Тем более не удается обычно достоверно рассчитать массу прибыли по всем жизненному циклу нематериальных активов ввиду того, что, как правило, не удается обосновать ожидаемое моральное старение нематериальных активов. Поэтому использование роялти для расчетов стоимости нематериальных активов представляется неэффективным. Более правильным представляется расчет стоимости нематериальных активов с использованием массы прибыли за некий обозримый период (лишь несколько лет). Но прибыль, полученную от реализации данных нематериальных активов, было бы разумнее делить поровну между продавцом и покупателем нематериальных активов в течение определенного срока, владельцем нематериальных активов и производителем продукции, его содержащей.
Интеллектуальная собственность как объект оценки - исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг (фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.). Руководствуясь вышеприведенным определением, оценку интеллектуальной собственности можно обозначить как процесс установления (в денежном выражении) полезности результатов интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, выполняемых работ или услуг.
Современный отечественный рынок оценки рыночной стоимости объектов интеллектуальной собственности можно охарактеризовать как нарождающийся. Уже хорошо просматривается возрастающий интерес со стороны предпринимателей и менеджеров предприятий к использованию её результатов в различных сферах и экономико-правовых ситуациях с целью получения дохода. На сегодняшний день уже существует методики по оценке стоимости патентов, секретов производства и технологий и других объектов интеллектуальной собственности. В то же время, в условиях современной экономики для ряда объектов интеллектуальной собственности, таких как ноу-хау, товарный знак, имидж предприятия и т.п., строго обоснованную оценку стоимости провести достаточно сложно. Проблемы могут возникать в связи с недостатком объективной информации о состоянии конъюнктуры соответствующих сегментов рынка, при прогнозировании конкурентоспособност и данного объекта и моделировании его жизненного цикла. При этом, все расчёты необходимо вести не применительно к гипотетическим программам использования конкретного объекта интеллектуальной собственности, а исходя из реальных практически осуществимых программ и планов. Сложность оценки объектов интеллектуальной собственности обусловлена, в первую очередь, трудностями количественного определения результатов коммерческого использования данного объекта, находящегося на той или иной стадии разработки, промышленного освоения или использования, в силу влияния многих, порой разнонаправленных по своему воздействию факторов. Как свидетельствует практика, из 100 охраняемых объектов промышленной собственности (т. е. из тех, на которые получены соответствующие патенты или свидетельства) лишь 2-3 при их коммерческом использовании действительно оказываются ценными и приносят высокие прибыли и до 10 позволяют восполнить затраты на их разработку. Остальные охраняемые объекты промышленной собственности — убыточные. В практической деятельности проблема оценки нематериальных активов возникает в связи с:
-
куплей-продажей прав на
-добровольной продажей лицензий на использование
объектов интеллектуальной собственности;
- принудительным лицензированием и определением
ущерба в результате нарушения прав интеллектуальной
собственности;
- внесением вкладов в уставный капитал;
- оценкой бизнеса;
- акционированием, приватизацией, слиянием
и поглощением;
- оценкой нематериальных активов предприятия,
проводимой в целях внесения изменений
в финансовую отчетность.
До сих пор мы рассматривали методы оценки самих нематериальных активов и говорили о стоимости полных прав собственности на них. Однако на практике гораздо чаще необходимо определить стоимость отдельных частей имущественных прав, например на использование или распоряжение нематериальными активами, т. е. возникает конкретная задача: оценить стоимость разных правомерных лицензионных договоров. Опыт промышленно развитых западных стран доказал, что для оценки стоимости лицензионных договоров можно использовать метод стандартных ставок лицензионных отчислений, например, за использование нематериального актива. Размер этой ставки зависит от обычной рентабельности использования этого актива, объемов производства, периода использования актива, затрат на создание данного актива и других факторов. Лицензионные ставки выражаются в виде процента либо от чистого дохода, либо от цены единицы продукции, выпускаемой за счет использования нематериального актива, либо от суммы продажи продукции, выпускаемой по лицензии.
Возможны и другие варианты выражения лицензионных ставок. При оценке нематериальных активов и лицензионных договоров на их использование наиболее сложная задача — определить экономический эффект от использования актива. Некоторые специалисты рекомендуют следующую формулу капитализации дохода:
где
T — период использования нематериального
актива (количество лет);
Pt — величина выручки от использования
нематериального актива в стоимостном
выражении t-й период; r - ставка дохода
от использования нематериального актива;
Зt- затраты, связанные с правом использования
нематериального актива.
Результатом использования актива может быть:
-
вся выручка от реализации
продукции, если ее
- только часть выручки, определяемая по
стоимости узлов и деталей, изготовленных
по новой технологии и входящих в состав
изделия или реализуемых отдельно;
- часть выручки от реализации продукции,
полученной за счет повышения качества
продукции и соответствующей надбавки
к цене продукции;
- прирост выручки за счет повышения конкурентоспособност
и продукции и расширения тем самым рынков
сбыта;
- экономия капитальных вложений за счет
отказа от проведения собственных исследований
и разработок;
- экономия текущих затрат за счет сокращения
длительности производственного цикла,
снижения норм расхода материальных и
трудовых ресурсов на производство продукции.
Эти затраты состоят, как правило, из двух частей:
-
из платежей — единовременных
и (или) периодических (
- из текущих затрат на производство и
реализацию лицензионной продукции.
Сложный алгоритм расчета экономического эффекта от использования нематериального актива обусловливает необходимость в детальном бизнес-плане, учитывающем выручку, затраты, инвестиции, другие доходы и расходы, позволяющие точнее определить величину чистого дохода по годам периода полезного использования этого актива. Важной проблемой оценки нематериального актива является определение доли чистого дохода, получаемого именно от использования оцениваемого актива. Для определения доли чистого дохода обычно применяют факторный анализ. Например, использование ноу-хау или изобретения позволяет получить чистый доход благодаря:
-
снижению себестоимости
- улучшению качества продукции и за счет
этого повышению ее стоимости;
- увеличению объема продаж;
- снижению налога на прибыль.
Проблема определения платежей за использование ноу-хау, изобретения или другого объекта интеллектуальной собственности заключается в том, что для их внедрения в производство требуются инвестиции. Чистый доход от использования ноу-хау или изобретения является частью чистого дохода от реализации определенного инвестиционного проекта. Поэтому сначала разрабатывается инвестиционный проект, составляется бизнес-план, в котором рассчитывают ожидаемый ежегодный чистый доход. Затем выделяют ту часть чистого дохода, которую можно отнести к используемому объекту интеллектуальной собственности. Применяемый при этом долевой коэффициент рассчитывается с учетом фактора получения экономии.
Нужно также иметь в виду, что применение некоторых ноу-хау позволяет снизить величину налога на прибыль. Задача упрощается, если инвестиции не требуются. Например, что при оценке стоимости товарного знака, приобретаемого предприятием у другой авторитетной фирмы, достаточно рассчитать прирост чистого дохода предприятия вследствие увеличения цены и расширения рынка сбыта, но при этом нужно вычесть дополнительные расходы на удовлетворение требований обладателя товарного знака.
Кстати,
стоимость товарного знака
Список
использованных источников
1. Налоговый кодек РФ, часть 1 от 31.07.98 № 146-ФЗ и часть 2 от 05.08.00 № 117-ФЗ с изменениями на 01.01.2003г.
2. Постановление правительства РФ от 1 января 2002 г. n 1 о классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы (с изменениями от 9 июля 2003 г.)
3. "О формах бухгалтерской отчетности организации" Приказ Минфина РФ от 13.01.2000г. №4н
4. Абрютина М.С. Финансовый анализ коммерческой деятельности, Учебное пособие. – М.: Финпресс, 2002.
5. Гинзбург А.И. Экономический анализ. – СПБ.: Питер, 2004.
6. Грачев А.В., Финансовая устойчивость предприятия: анализ, оценка и управление. Учебно-практическое пособие. – М.: Дело и Сервис, 2004.
7. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: Учебное пособие. – 2-е изд. – М: Издательство «Дело и Сервис», 2004. – 336с.
8. Котляров С.А. Управление затратами. Планирование. Калькулирование. Контроль: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2002.
9. Любушин Н.П., Лещева В.П. Дьякова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
10. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П., Маркарьян С.Э. Экономический анализ хозяйственной деятельности: Учебник /Э.А. Маркарьян, Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 560 с.