Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 22:26, лекция
В науку термин статистика ввел немецкий ученый Готфрид Ахенваль в 1746 году, предложив заменить название курса «Государствоведение», преподававшегося в университетах Германии, на «Статистику», положив тем самым начало развитию статистики как науки и учебной дисциплины. Несмотря на это, статистический учет велся намного раньше: проводились переписи населения в Древнем Китае, осуществлялось сравнение военного потенциала государств, велся учет имущества граждан в Древнем Риме и пр.
Лекция
1. Предмет и метод статистики
В науку
термин статистика ввел немецкий ученый
Готфрид Ахенваль в 1746 году, предложив
заменить название курса «Государствоведение»,
преподававшегося в университетах
Германии, на «Статистику», положив
тем самым начало развитию статистики
как науки и учебной дисциплины. Несмотря
на это, статистический учет велся намного
раньше: проводились переписи населения
в Древнем Китае, осуществлялось сравнение
военного потенциала государств, велся
учет имущества граждан в Древнем Риме
и пр.
У истоков
статистической науки стояли 2 школы:
немецкая описательная и английская
школа политических арифметиков.
Представители
описательной школы (Герман Конринг, Готфрид
Ахенваль, Август Людвиг Шленцер) своей
задачей считали описание достопримечательностей
государства: территории, населения, климата,
политического устройства, вероисповедания,
торговли и т.п. – без анализа закономерностей
и связей между явлениями.
Представители
школы политических арифметиков (Уильям
Петти, Джон Граунт, Эдмунд Галлей) своей
главной задачей считали выявление на
основе большого числа наблюдений различных
закономерностей и взаимосвязей в изучаемых
явлениях.
Каждая
школа развивалась своим путем,
используя свои методы в исследованиях,
но предмет изучения у них был
общий – государство, общество и, в частности,
массовые явления и процессы, происходящие
в нем. Статистика сформировалась как
наука в результате синтеза государствоведения
и политической арифметики, причем от
последней она взяла больше, поскольку
статистика и в настоящее время призвана
выявлять прежде всего различного рода
закономерности в исследуемых явлениях.
Однако
представители этих двух школ не дошли
до теоретического обобщения практики
учетно-статистических работ, до создания
теории статистики. Эта задача была
решена позднее, в XIX веке бельгийским
ученым Адольфом Кетле, который дал определение
предмета статистики, раскрыл суть ее
методов. Под влиянием идей Кетле возникло
третье направление статистической науки
– математико-статистическое, которое
получило свое развитие в работах таких
ученых как: англичане Фрэнсис Гальтон,
Фрэнсис Эджворт, Карл Пирсон, Одни Дж.
Юл, Вильям Госсет, Рональд Фишер, Морис
Дж.Кендэл, итальянец Коррадо Джини, русские
– Пафнутий Львович Чебышёв, Андрей Андреевич
Марков, Александр Михайлович Ляпунов,
Александр Иванович и Александр Александрович
Чупров и пр.
В настоящее время термин статистика употребляется в 4 значениях:
1.наука,
изучающая количественную
2.совокупность
цифровых сведений, характеризующих
состояние массовых явлений и
процессов общественной жизни;
статистические данные, представляемые
в отчетности предприятий,
3.отрасль практической деятельности («статистический учет») по сбору, обработке, анализу и публикации массовых цифровых данных о самых различных явлениях и процессах общественной жизни;
4.некий
параметр ряда случайных
Как и
любая другая наука, статистика имеет
свой предмет и метод исследования.
Статистика изучает количественную сторону
массовых общественных явлений в неразрывной
связи с их качественной стороной или
содержанием, а также исследует количественное
выражение закономерностей общественного
развития в конкретных условиях места
и времени. Такое изучение основывается
на системе категорий (понятий), отражающих
наиболее общие и существенные свойства,
признаки, связи и отношения предметов
и явлений объективного мира.
Основные категории, используемые в статистике:
1.Статистическая совокупность – множество социально-экономических объектов или явлений общественной жизни, объединенных качественной основой, но отличающихся друг от друга отдельными признаками, т.е. однородных в одном отношении, но разнородных в другом. Таковы, например, совокупность домохозяйств, семей, предприятий, фирм и т.п.
2.Единица
совокупности – первичный
3.Признак
единицы совокупности –
4.Статистический
показатель – понятие,
5.Система
статистических показателей –
совокупность статистических
Совокупность приемов, пользуясь которыми статистика исследует свой предмет, составляет метод статистики. Можно выделить 3 группы статистических методов (3 этапа статистического исследования):
1.Cтатистическое наблюдение - научно организованный сбор сведений, заключающийся в регистрации тех или иных фактов, признаков, относящихся к каждой единице изучаемой совокупности;
2.Сводка
и группировка - обработка собранных
первичных данных, включающая их
группировку, обобщение и
3.Статистический
анализ - на основе итоговых данных сводки
рассчитываются различные обобщающие
показатели в виде средних и относительных
величин, выявляются определенные закономерности
в распределениях, динамике показателей
и т.п.
Таким
образом, любое законченное