Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:46, курсовая работа
Статистика изучает процесс образования и кругооборота товарных запасов, выявляет их закономерности, оценивает их соответствие установленным нормативам. Для этой цели может быть использован весь арсенал статистических методов, включая индексный метод. Данная тема является особенно актуальной в наши дни.
Главной целью работы является изучение применения индексного метода в изучении товарооборота торговых предприятий города. Задачи данной работы - рассмотрение таких вопросов как: индексы и их классификация, понятие товарооборота, индексный метод изучения товарооборота.
Введение 3
1.Теоретическая часть………………………….………………………..……4
1.1 Индексы и их классификация. 4
1.2 Понятие товарооборота 8
1.3 Индексный метод изучения товарооборота 11
2.Практическая часть. 19
3.Аналитическая часть. 40
Заключение…………………………………………………………….…….42
Список использованной литературы…………………………...…………..43
ДТО = Фактический товарооборот отчетного года в текущих ценах* 100 /Фактический товарооборот прошлого года.
Например, необходимо рассчитать
динамику роста товарооборота в
текущих ценах и процент
фактический товарооборот прошлого года
– 18 000 тыс. руб.;
прогноз продаж отчетного года – 20 000 тыс.
руб.;
фактический товарооборот отчетного года
–22 000 тыс. руб.
Рассчитаем процент выполнения прогноза
продаж: 22000 / 20000 * 100 = 110%
Рассчитаем динамику товарооборота в
текущих ценах: 22000 / 18000 * 100 = 120%
Динамику роста товарооборота в сопоставимых ценах рассчитывают по формуле:
ДТО сопост. цены = Факт. товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах*100 / Фактический товарооборот прошлого года
Анализ товарооборота
торгового предприятия по товарной
структуре предполагает количественную
и стоимостную оценку реализации
отдельных товаров и товарных
групп в общем объеме товарооборота,
а также определение динамики
структурных сдвигов. Результаты анализа
используются для изучения влияния
структуры товарооборота на основные
показатели деятельности: валовой доход,
издержки, прибыль и выявления
соответствия структуры товарного
предложения покупательскому
Анализ товарооборота завершается выводами по итогам и определением перспектив роста общего объема и изменений структуры реализации товаров. Выводы, обобщения и предложения используются при разработке прогноза продаж и как действенное средство хозяйственного руководства, посредством которого осуществляется контроль и разрабатываются меры, обеспечивающие неуклонный рост товарооборота.
Развитие товарооборота - динамичный процесс. Купля-продажа товаров осуществляется не только в пространстве, но и во времени.
Тенденции изменения товарооборота во времени относятся к важнейшим оценкам состояния и развития рынков товаров и услуг. Перспективы развития рынка, а следовательно, и масштабы коммерческого риска в большой степени зависят от характера и интенсивности развития товарооборота. Динамика товарооборота является одной из главных составляющих уровня жизни. Она, с одной стороны, отражает (с некоторыми оговорками) основные закономерности покупательского спроса и тенденции его удовлетворения, с другой – определяет потенциальные возможности получения валового дохода, а затем и прибыли.
Все это определяет значительный
интерес к динамическим процессам
товарооборота, как со стороны государственной
статистики, так и с позиций
бизнес-статистики. Показатели динамики
товарооборота относятся к
К задачам изучения динамики товарооборота относятся:
В оценке и анализе товарооборота
используются все методы статистического
исследования динамических процессов:
построение динамических рядов (в натуральных
и стоимостных единицах); расчет
его показателей (базисные и цепные
темпы роста и прироста, среднегеометрические
темпы, абсолютные темпы и абсолютное
значение 1% прироста); построение трендовых
и регрессионных моделей
Однако наиболее важное место в анализе динамики товарооборота занимает индексный метод (как самостоятельно, так и в комбинации с другими методами).
Индексный метод позволяет решить большую часть задач, поставленных перед статистикой динамики товарооборота:
Изменение товарооборота
за какой-то промежуток времени характеризуется
отношением двух денежных сумм: текущего
(изучаемого) периода с базисным
(любым прошлым) периодом. Этот показатель
называется индексом товарооборота, так
как в нем агрегатируется в
стоимостной форме продажа
Индекс товарооборота
– относительный показатель, который
характеризует изменение
Расчет индекса товарооборота осуществляется по следующей формуле агрегатного индекса:
где и - цена i-го товара соответственно в базисном и текущем периодах;
и - количество проданного i-го товара соответственно в базисном и текущем периодах;
n – число i-х товаров, вошедших в общую совокупность.
Особенностью данного
индекса является то, что он отображает
изменение объема розничного товарооборота
в результате действия сразу двух
факторов—товарной массы и
На втором этапе анализа динамики товарооборота рассчитывается индекс товарооборота в неизменных ценах (индекс физического объема). Многотоварный, или агрегатный, общий индекс, который должен отразить динамику количественного фактора товарооборота, представляет собой индекс стоимости товаров, где зафиксирован фактор цены.
Индекс физического объема товарооборота – относительный показатель, который отражает влияние изменения объема продажи товаров (количества и ассортиментных сдвигов) на динамику товарооборота; рассчитывается как отношение стоимостей количества товаров текущего и базисного периодов, соизмеренных в ценах одного и того же периода.
Агрегатная форма данного индекса представлена а следующем виде:
где - одинаковая для числителя и знаменателя индекса цена (неизменная, или сопоставимая цена) i-го товара/ассортиментного вида;
и - количество проданного i-го товара соответственно в базисном и текущем периодах;
n – число i-х видов товаров.
По существу, индекс физического объема товарооборота, как и любой стоимостной индекс, не в состоянии отразить изменение количественного фактора (так же как индекс цен – ценностного), он может только показать изменение товарооборота за счет количественного фактора.
Влияние на динамику товарооборота второго его фактора (элемента), цены, отражается индексом ценностного фактора, где в свою очередь, зафиксирован количественный фактор. Индекс ценностного фактора товарооборота (индекс цен) – относительный показатель, который отражает влияние изменений цен на динамику товарооборота; рассчитывается как отношение стоимостей одного и того же количества товаров, соизмеренного по ценам текущего периода (в числителе) и базисного (в знаменателе) показателей. Агрегатная форма индекса ценностного фактора представлена следующей формулой:
где и - цена i-го товара соответственно в базисном и текущем периодах;
- одинаковое для числителя и знаменателя количество i-го товара;
n – число i-х товаров.
Все три индекса связаны между собой и представляют единую систему, так называемую мультипликативную индексную факторную модель, которая позволяет разложить индекс товарооборота по факторам. Индекс товарооборота равен произведению индекса физического объема товарооборота на индекс цен:
Формула индекса физического объема может также принимать следующий вид:
где - цена i-го товара в текущем периоде.
Данный индекс образует единую индексную систему с индексом товарооборота и индексом ценностного фактора товарооборота:
то есть
Абсолютный прирост розничного товарооборота представляет собой разность между товарооборотом отчетного периода и товарооборотом базисного периода, т. е. разность между числителем и знаменателем индекса товарооборота:
∆∑pq = ∑p1q1 — ∑p0q0
Часть этого прироста, которая
приходится на долю количественного
фактора, может быть выявлена при
сравнении условного
∆∑pq(q) = ∑p0q1 — ∑p0q0
И наконец, прирост товарооборота
в результате изменения цен исчисляется
при сопоставлении
∆∑pq(p) = ∑p1q1 — ∑p0q1 (10)
Сумма этих двух частных приростов образует общий прирост товарооборота
∑p1q1 - ∑p0q0 =( ∑p0q1 - ∑p0q0) + (∑p1q1 - ∑p0q1) ,
представленный в виде факторной модели:
∆∑pq = ∆∑pq(q) + ∆∑pq(p) ,
т.е. абсолютный прирост товарооборота может быть разложен на количественный и ценностный факторы.
Индексы – обещающие показатели сравнения во времени и в пространстве не только однотипных (одноименных) явлений, но и совокупностей, состоящих из несоизмеримых элементов.
Будучи
сводной характеристикой
Если любой качественный индексируемый показатель обозначить через p, а его веса – через q, то динамику среднего показателя можно отразить за счет изменения обоих факторов (p и q), так за счет каждого фактора отдельно. В результате получим три различных индекса: индекс переменного состава, индекс фиксированного состава и индекс структурных сдвигов.
Общее изменение среднего
товарооборота показывает индекс среднего
товарооборота переменного
Индекс переменного состава отражает динамику среднего показателя (для однородной совокупности) за счет изменения индексируемой величины p у отдельных элементов (частей целого) и за счет изменения весов q, по которым взвешиваются отдельные значения p.
Величина этого индекса
Индекс фиксированного состава отражает динамику среднего показателя лишь за счет изменения индексируемой величины p, при фиксировании весов на уровне, как правило, отчетного периода .
Индекс постоянного состава отражает, как изменился средний товарооборот только вследствие изменения количества произведенного товара:
Другими словами, индекс фиксированного состава исключает влияние изменения структуры (состава) совокупности на динамику средних величин, рассчитанных для двух периодов при одной и той же фиксированной структуре.
Изменения среднего товарооборота
в результате структурных сдвигов
в составе производимого товара
можно оценить с помощью
Индекс
структурных сдвигов
В индексах
средних уровней в качестве весов
могут быть взяты удельные веса единиц
совокупности, которые отражают изменения
в структуре изучаемой