Применение индексного метода в изучении товарооборота торговых предприятий города

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 09:46, курсовая работа

Описание

Статистика изучает процесс образования и кругооборота товарных запасов, выявляет их закономерности, оценивает их соответствие установленным нормативам. Для этой цели может быть использован весь арсенал статистических методов, включая индексный метод. Данная тема является особенно актуальной в наши дни.
Главной целью работы является изучение применения индексного метода в изучении товарооборота торговых предприятий города. Задачи данной работы - рассмотрение таких вопросов как: индексы и их классификация, понятие товарооборота, индексный метод изучения товарооборота.

Содержание

Введение 3
1.Теоретическая часть………………………….………………………..……4
1.1 Индексы и их классификация. 4
1.2 Понятие товарооборота 8
1.3 Индексный метод изучения товарооборота 11
2.Практическая часть. 19
3.Аналитическая часть. 40
Заключение…………………………………………………………….…….42
Список использованной литературы…………………………...…………..43

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 285.55 Кб (Скачать документ)

                              переменного    =    постоянного     x      структурных.

                                   состава                  состава                    сдвигов

 

2.Практическая часть.

 

Имеются следующие выборочные данные (выборка 10%-ная механическая) за отчетный период о товарообороте  и издержках обращения по предприятиям города (млн руб.) :

Таблица 1

№ предприятия

Товарооборот

Издержки обращения

1

5,9

1,30

2

6,9

1,38

3

7,5

1,37

4

7,2

1,37

5

8,2

1,41

6

7,3

1,38

7

6,1

1,29

8

6,6

1,33

9

5,6

1,24

10

7,1

1,35

11

7,7

1,39

12

8,9

1,45

13

9,9

1,48

14

7,7

1,40

15

5,0

1,18

16

7,1

1,36

17

7,4

1,37

18

7,8

1,42

19

8,1

1,35

20

7,5

1,38

21

7,1

1,39

22

6,3

1,30

23

7,4

1,38

24

7,2

1,36

25

5,7

1,28

26

9,1

1,36

27

7,6

1,38

28

6,7

1,35

29

8,5

1,43

30

7,3

1,37


 

Задание 1

По  исходным данным (табл. 1) необходимо выполнить  следующее:

  1. Построить статистический ряд распределения фирм по товарообороту, образовав пять групп с равными интервалами.
  2. Графическим методом и путем расчетов определить значения моды и медианы полученного ряда распределения.
  3. Рассчитать характеристики ряда распределения: среднюю арифметическую, среднее квадратическое отклонение, коэффициент вариации.
  4. Вычислить среднюю арифметическую по исходным данным (табл. 1), сравнить её с аналогичным показателем, рассчитанным в п. 3 для интервального ряда распределения. Объяснить причину их расхождения.

Сделать выводы по результатам выполнения Задания 1.

 

    1. Построение интервального ряда распределения фирм.

Для построения интервального  ряда распределения определяем величину интервала h по формуле:

,

где –наибольшее и наименьшее значения признака в исследуемой совокупности, k - число групп интервального ряда.

При h = 0,98 границы интервалов ряда распределения имеют следующий вид.

Таблица 2

Интервал

Номер предприятия

Товарооборот

Издержки обращения

5,0-5,98

1

5,9

1,30

 

9

5,6

1,24

 

15

5,0

1,18

 

25

5,7

1,28

Всего

4

22,2

5

5,98-6,96

2

6,9

1,38

 

7

6,1

1,29

 

8

6,6

1,33

 

22

6,3

1,30

 

28

6,7

1,35

Всего

5

32,6

6,65

6,96-7,94

3

7,5

1,37

 

4

7,2

1,37

 

6

7,3

1,38

 

10

7,1

1,35

 

11

7,7

1,39

 

14

7,7

1,40

 

16

7,1

1,36

 

17

7,4

1,37

 

18

7,8

1,42

 

20

7,5

1,38

 

21

7,1

1,39

 

23

7,4

1,38

 

24

7,2

1,36

 

27

7,6

1,38

 

30

7,3

1,37

Всего

15

110,9

20,67

7,94-8,92

5

8,2

1,41

 

12

8,9

1,45

 

19

8,1

1,35

 

29

8,5

1,43

Всего

4

33,7

5,64

8,92-9,9

13

9,9

1,48

 

26

9,1

1,36

Всего

2

19

2,84

ИТОГО

30

218,4

40,8


На основе групповых итоговых строк «Всего» табл. 2 формируем  итоговую таблицу 3, представляющую интервальный ряд распределения фирм по товарообороту.

Таблица 3

 

Номер Группы

Группы фирм по товарообороту  X

Число фирм, 
fj

1

5,0-5,98

4

2

5,98-6,96

5

3

6,96-7,94

15

4

7,94-8,92

4

5

8,92-9,9

2


 

Приведем еще три характеристики полученного ряда распределения - частоты  групп в относительном выражении, накопленные (кумулятивные) частоты Sj, получаемые путем последовательного суммирования частот всех предшествующих (j-1) интервалов, и накопленные частости, рассчитываемые по формуле .

Таблица 4

Номер Группы

Группы фирм по товарообороту  X

Число фирм f

 

Накопленная частота Sj

Накопленная частость, %

в абсолютном выражении

в % к итогу

   

1

5,0-5,98

4

13

4

13

2

5,98-6,96

5

17

9

30

3

6,96-7,94

15

50

24

80

4

7,94-8,92

4

13

28

93

5

8,92-9,9

2

7

30

100


 

Вывод. Анализ интервального ряда распределения изучаемой совокупности фирм показывает, что распределение фирм по товарообороту не является равномерным: преобладают фирмы с товарооборотом 6,96-7,94 и составляет 50% совокупности; фирм с высоким товарооборотом (8,92-9,9  млн руб.) 2, что составляет 7% совокупности.

 

1.2. Нахождение моды и медианы полученного интервального ряда распределения графическим методом и путем расчетов

 

Для определения моды графическим  методом строим по данным табл. 3  гистограмму распределения фирм по изучаемому признаку.

Расчет конкретного значения моды для интервального ряда распределения производится по формуле:

 

Вывод. Для рассматриваемой совокупности фирм наиболее распространенный товарооборот характеризуется средней величиной          7,43млн руб.

Для определения медианы  графическим методом строим по данным табл. 4  кумуляту распределения фирм по изучаемому признаку.


 

Расчет конкретного значения медианы для интервального ряда распределения производится по формуле

,

Расчет медианы:

Вывод. В рассматриваемой совокупности фирм половина фирм имеют товарооборот не более 7,12 млн руб, а другая половина – не менее 7,12 млн руб.

 

1.3. Расчет характеристик ряда распределения

 

Для расчета характеристик  ряда распределения  , σ, σ2, Vσ на основе табл. 4 строим вспомогательную таблицу 5 ( – середина интервала).

 

Таблица 5

Группы фирм по товарообороту

Середина интервала,

Число фирм,

fj

5,0-5,98

5,49

4

21,96

-1,8

3,24

12,96

5,98-6,96

6,47

5

32,35

-0,82

0,6724

3,362

6,96-7,94

7,45

15

111,75

0,16

0,0256

0,384

7,94-8,92

8,43

4

33,72

1,14

1,2996

5,1984

8,92-9,9

9,41

2

18,82

2,12

4,4944

8,9888

Всего

 

30

218,6

   

30,8932


Рассчитаем среднюю арифметическую взвешенную:

Рассчитаем среднее квадратическое отклонение:

Рассчитаем дисперсию:

σ2 = 1,012 = 1,02

 

Рассчитаем коэффициент  вариации:

Вывод. Анализ полученных значений показателей и σ говорит о том, что средняя величина товарооборота составляет 7,29 млн руб., отклонение от этой величины в ту или иную сторону составляет в среднем 1,01 млн руб. , наиболее характерная среднесписочная численность менеджеров находится. Значение Vσ = 13,85%, что не превышает 33%, следовательно, вариация товарооборота в исследуемой совокупности фирм незначительна и совокупность по данному признаку однородна. Расхождение между значениями , Мо и Ме незначительно ( =7,29 , Мо=7,43 , Ме=7,12), что подтверждает вывод об однородности совокупности фирм.

1.4.Вычисление средней арифметической по исходным данным товарооборота.

Для расчета применяется  формула средней арифметической простой:

,

Причина расхождения средних  величин, рассчитанных по исходным данным (7,28 млн руб.) и по интервальному ряду распределения (7,29 млн руб.), заключается в том, что в первом случае средняя определяется по фактическим значениям исследуемого признака для всех 30-ти фирм, а во втором случае в качестве значений признака берутся середины интервалов и, следовательно, значение средней будет менее точным.

    Задание 2

 

По  исходным данным (табл. 1) с использованием  результатов выполнения Задания 1 необходимо выполнить следующее:

1.Установить наличие и характер корреляционной связи между признаками товарооборот и издержки обращения, образовав 5 групп с равными интервалами по каждому из признаков, используя методы:

а) аналитической  группировки;

б) корреляционной таблицы.

2. Измерить тесноту корреляционной  связи, используя коэффициент  детерминации и эмпирическое  корреляционное отношение.

Сделать выводы.

 

2.1. Установление наличия и характера корреляционной связи между признаками товарооборот и издержки обращения методами аналитической группировки и корреляционных таблиц

а) Применение метода аналитической группировки

Аналитическая группировка строится по факторному признаку Х и для каждой j-ой группы ряда определяется среднегрупповое значение результативного признака Y. Если с ростом значений фактора Х от группы к группе средние значения систематически возрастают (или убывают), между признаками X и Y имеет место корреляционная связь.

Информация о работе Применение индексного метода в изучении товарооборота торговых предприятий города