Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 16:13, контрольная работа
Введение
В последнее время общество все чаще сталкивается с проблемой нехватки свободного времени. Это связано с непрерывным ростом темпа жизни человечества. Одним из важнейших обобщающих характеристик условий для развития человека и удовлетворения его потребностей выступает бюджет времени населения. Актуальная задача социальной статистики и социологии - выявление рациональной его структуры, соотношения рабочего и внерабочего времени, взаимосвязи бюджета времени населения и бюджета его доходов и расходов. С этой целью нуждаются в согласованной программы обследования бюджета времени населения, текущего учета и отчетности, переписей населения и единовременных обследований (например, обследований рабочего времени), проводимых в стране статистическими и социологическими ведомствами, а также программы разработок материалов этих обследований.
Бюджет времени населения представляет собой распределение фонда времени (чаще всего суточного) всего населения или отдельных его социально-демографических групп по, направлениям его использования. Он позволяет определить, каковы затраты времени на осуществление различных видов деятельности человека (семьи). Может быть представлен и в абсолютных, и в относительных величинах.
Сегодня, во времена постоянной суматохи и быстрого ритма жизни, люди задумались насколько эффективно они используют свое время и как с максимальной пользой провести свое рабочее и свободное от работы время.
Мы бы хотели изучить бюджет времени и сводное время населения России за 2006 по 2007 года. Так же студентов ВСГТУ.
Свободное время населения представляет собой часть его внерабочего времени. Роль его с развитием общества будет возрастать. Оно органично связано с рабочим временем. Будучи определенным результатом общественного развития и действия объективного закона экономии рабочего времени, оно в то же время выступает и фактором этого развития. Однако механизм приведенного закона обеспечивает лишь сбережение рабочего времени, а это еще не гарантирует его превращение в свободное. Оно может перейти в прибавочное рабочее время, не выйдя за пределы экономической деятельности. От самого общества уже зависит, как будет реально использовано сбереженное рабочее время. Для решения этой задачи, возможно, необходимо использовать нормативный подход в сфере свободного времени и ввести показатель - норму свободного времени.
Свободное время - социальная категория, имеющая непосредственное отношение к развитию личности и понимаемая как время для возвышенной деятельности человека. В этом смысле оно является богатством общества. Важно лишь, чтобы это богатство использовалось качественно, по своему прямому назначению и способствовало самовоспитанию. В его структуре должны преобладать общественно полезные временные затраты. Оно включает элементы умственной, социальной, физической деятельности, отдых и развлечений.
В своей работе мы поставили перед собой следующие цели:
1. Изучить динамику изменения бюджета времени населения.
2. Определить на сколько отличается бюджет времени жителей США от бюджета времени жителей России.
3. Спрогнозировать изменения в бюджете времени и населения на ближайшее время.
Глава I. Основные проблемы изучения свободного времени населения
1.1 Бюджет времени населения, его структура
Одним из важнейших обобщающих характеристик условий для развития человека и удовлетворения его потребностей выступает бюджет времени населения. Актуальная задача социальной статистики и социологии - выявление рациональной его структуры, соотношения рабочего и внерабочего времени, взаимосвязи бюджета времени населения и бюджета его доходов и расходов. С этой целью нуждаются в согласований программы обследования бюджета времени населения, текущего учета и отчетности, переписей населения и единовременных обследований (например, обследований рабочего времени), проводимых в стране статистическими и социологическими ведомствами, а также программы разработок материалов этих обследований.
Бюджет времени населения представляет собой распределение фонда времени (чаще всего суточного) всего населения или отдельных его социально-демографических групп по, направлениям его использования. Он позволяет определить, каковы затраты времени на осуществление различных видов деятельности человека (семьи). Может быть представлен и в абсолютных, и в относительных величинах.
Основным источником информации о бюджете времени населения служат выборочные обследования, периодически проводимые органами государственной статистики и социологическими группами. Первые такие обследования в нашей стране были проведены в 20-х гг. под руководством С. Г. Струмилина (1877 - 1974 гг.) с охватом разных социальных групп населения (рабочих, крестьян, служащих и учащихся). Из последних работ такого рода, проведенных Госкомстатом СССР, можно назвать следующие: выборочное обследование затрат времени на ведение домашнего хозяйства и использование свободного времени в 53 тыс. семей рабочих, служащих и колхозников (1977 г.); обследование бюджета времени в 52 тыс. семей рабочих, служащих и колхозников (1980 г.); обследование 51 тыс. семей тех же социальных групп, постоянно ведущих бюджет (1985 г.); обследование бюджета времени 200 тыс. членов семей рабочих, служащих, колхозников и пенсионеров (возраст опрашиваемых 12 лет и старше), из них более 80 тыс. работающих женщин (1990 г.). Во всех обследованиях была получена детальная и достоверная информация об использовании бюджета времени населения
Глава I. Основные проблемы изучения свободного времени населения
1.1. Бюджет времени населения, и его структура.
1.2.Показатели использования свободного времени.
Глава II Методология статистического анализа изучения свободного времени населения
2.1 Сравнительный анализ свободного времени жителей России и США
2.2 Тенденции изменений в проведении свободного времени
Глава III Статистический анализ свободного времени населения
3.1. Расчет показателей вариации
3.2 . Выявление основной тенденции ряда. Аналитическое выравнивание
3.3.Метод скользящих средних
3.4. Многофакторный корреляционно-регрессионный анализ инвестиций
Заключение
Список использованной литературы
2.2Тенденции
изменений в проведении
свободного времени
Изменения, происходящие в обществе, в системе ценностей и досуговых ориентациях приводят к определенным сдвигам в проведении свободного времени, его структуре. Представляет интерес сравнение этих изменений в России и США в период с 1986 по 1997/99 гг. (табл. 7, 8). За рассматриваемый период у работающих мужчин в Пскове (при небольшом уменьшении недельного фонда свободного времени) на 25% увеличились затраты времени на образование.
Однако
общая тенденция динамики этого
показателя противоположная: в 1965 г. эти
затраты составляли в среднем 5 часов
на человека в день, в 1986 г. - 0,7 часа,
в 1997/98 - 1,0 часа. Эту тенденцию подтверждают
и данные о степени участия
в осуществлении видов
Таблица 7
Использование свободного времени работающими горожанами России и США в 1986 и 1997/98 гг. и США в 1986 и 1998/99 гг. (на человека в часах за неделю)
Виды деятельности | Россия | США | |||||||
Мужчины | Женщины | Мужчины | Женщины | ||||||
1986 | 1997/98 | 1986 | 1997/98 | 1986 | 1998/99 | 1986 | 1998/99 | ||
Образование | 0,8 | 1,0 | 0,9 | 0,2 | 0,9 | 3,0 | 1,6 | 2,3 | |
Общественная деятельность | 1,2 | 0,7 | 0,8 | 1,2 | 1,7 | 2,1 | 2,3 | 1,2 | |
Посещение зрелищных учреждений | 0,9 | 0,4 | 0,6 | 0,5 | 0,3 | 1,0 | 0,6 | 1,1 | |
Общение (вкл. беседы) | 2,6 | 3,2 | 2,5 | 5,1 | 8,3 | 7,2 | 8,6 | 8,2 | |
Спорт и активный досуг | 3,5 | 2,2 | 2,6 | 4,1 | 3,7 | 3,4 | 2,8 | 2,9 | |
Телевидение | 14,5 | 14,8 | 10,6 | 11,1 | 16,1 | 13,5 | 13,6 | 13,0 | |
Слушание радио | 0,2 | 0,3 | 0,1 | 0 | 0,6 | 0,4 | 0,3 | 0,1 | |
Чтение | 5,8 | 4,8 | 3,5 | 4,0 | 2,9 | 2,0 | 3,1 | 2,3 | |
Пассивный отдых | 2,5 | 2,0 | 1,7 | 1,3 | 21 | 2,5 | 1,6 | 1,4 | |
Передвижения | 2,0 | 1,7 | 1,4 | 1,5 | н.в. | 2,4 | н.в. | 1,7 | |
Итого | 34,0 | 31,1 | 25,7 | 29,0 | 36,8 | 38,5 | 34,6 | 35,1 |
Таблица 8
Степень участия работающих жителей г. Пскова в различных занятиях в свободное время в 1986 и 1997/98 (в % в среднем за один день недели)
Виды деятельности | Мужчины | Женщины | В среднем | |||
1986 | 1997/98 | 1986 | 1997/98 | 1986 | 1997/98 | |
Образование | 5,1 | 2,3 | 4,7 | 2,8 | 4,9 | 2,6 |
Общественная деятельность | 10,6 | 8,9 | 7,8 | 12,8 | 9,1 | 11,2 |
Посещение учреждений культуры и отдыха | 6,7 | 4,4 | 4,7 | 3,3 | 5,6 | 2,8 |
Общение | 42,1 | 43,2 | 34,6 | 55,6 | 38,1 | 50,9 |
Физкультура и спорт | 27,6 | 14,6 | 24,2 | 12,3 | 25,8 | 13,2 |
Прогулки | 11,6 | 6,1 | 12,3 | 18,1 | 12,0 | 13,5 |
Любительские занятия | 7,7 | 6,8 | 22,4 | 31,2 | 15,6 | 21,9 |
Радио | 6,3 | 6,2 | 1,9 | 1,2 | 3,9 | 2,1 |
Телевидение | 88,5 | 86,3 | 80,4 | 77,7 | 84,2 | 81,0 |
Чтение: | ||||||
книг | 37,2 | 23,7 | 33,3 | 26,9 | 35,1 | 25,6 |
журналов | 9,8 | 22,0 | 8,7 | 20,3 | 9,2 | 20,9 |
газет | 42,3 | 27,0 | 21,5 | 20,7 | 31,2 | 23,1 |
Пассивный отдых | 46,1 | 43,8 | 24,5 | 29,5 | 37,2 | 35,0 |
Такая
же тенденция характерна и для
работающих женщин: степень их участия
составляла в 1965 г. 12,6%, в 1986 г. - 4,7%, в 1997/98
гг. - 2,8%. Одновременно у женщин возросли
и затраты времени на участие
в общественной деятельности, частота
участия в ней. Увеличившееся
свободное время позволило
Иначе обстояло дело у работающих жителей Джексона. С 1986 г. у них значительно возросли средние затраты времени на образование -у мужчин в 3 раза, а у женщин -почти на половину. Кроме того, мужчины стали в 3 с лишним раза больше времени уделять на посещение зрелищ и участие в общественной деятельности. У женщин же помимо образования увеличилось время на посещение зрелищ (на 83%), хотя средняя его величина составляет всего 1,1 часа в неделю.
Пожалуй, гораздо чаще для досуговых занятий был характерен не рост, а уменьшение затрат времени. Так, у мужчин в Пскове к 1998 г. уменьшилась продолжительность посещения учреждений культуры и отдыха (в основном кинотеатров) на 64%, участия в общественной деятельности -на 42%, занятий спортом и активного досуга -на 38%, чтения на - 18%. То же самое характерно и для женщин (хотя у них свободное время стало больше в отличие от мужчин). Они стали расходовать меньше времени на повышение образования (в 4,5 раза), посещение учреждений культуры и отдыха.
Приведенные
данные свидетельствуют, на наш взгляд,
об ухудшении использования
Глава III Статистический
анализ свободного времени
населения
3.1.
Расчет показателей
вариации
Рассчитаем
коэффициент вариации, среднеквадратического
отклонения и проверим ряд на аномальные
наблюдения. Для этого заполним следующую
таблицу.
Таблица 1
t | Месяц | y | (y-yср) | (y-yср)2 |
1 | янв | 365 | 28,13 | 791,02 |
2 | фев | 320 | -16,88 | 284,77 |
3 | мар | 295 | -41,88 | 1753,52 |
4 | апр | 310 | -26,88 | 722,27 |
5 | май | 334 | -2,88 | 8,27 |
6 | июн | 385 | 48,13 | 2316,02 |
7 | июл | 391 | 54,13 | 2929,52 |
8 | авг | 362 | 25,13 | 631,27 |
9 | сен | 310 | -26,88 | 722,27 |
10 | окт | 290 | -46,88 | 2197,27 |
11 | ноя | 320 | -16,88 | 284,77 |
12 | дек | 330 | -6,88 | 47,27 |
13 | янв | 370 | 33,13 | 1097,27 |
14 | фев | 340 | 3,13 | 9,77 |
15 | мар | 310 | -26,88 | 722,27 |
16 | апр | 280 | -56,88 | 3234,77 |
17 | май | 320 | -16,88 | 284,77 |
18 | июн | 350 | 13,13 | 172,27 |
19 | июл | 380 | 43,13 | 1859,77 |
20 | авг | 402 | 65,13 | 4241,27 |
21 | сен | 365 | 28,13 | 791,02 |
22 | окт | 296 | -40,88 | 1670,77 |
23 | ноя | 320 | -16,88 | 284,77 |
24 | дек | 340 | 3,13 | 9,77 |
Сумма | 8085 | 0,00 | 27066,63 | |
Среднее | 336,88 | 0,00 | 1127,78 |
Среднеквадратическое отклонение находится по формуле:
=33,58
Коэффициент вариации находится по формуле: *100%=9,9
Коэффициент вариации равен 9.9%,что меньше 15%.
Это
значит совокупность в целом можно признать
однородной.
Таблица 2.
Элементы свободного времени | Количество свободного времени в день в мин. | Абсолютный прирост | Относительный прирост | Темп роста | Темп прироста | ||
2006 | 2007 | 2008 | |||||
Посещение театров, кино, спортивных мероприятий. | 27 | 25 | 23,1 | -3,9 | 0,85 | 85,5 | -14,5 |
Посещение ночных клубов, дискотек. | 5 | 11 | 14,5 | 9,5 | 2,91 | 291 | 190,6 |
Просмотр телепередач, прослушивание радио | 253 | 160 | 119 | -134 | 0,47 | 47 | -53 |
Чтение газет, журналов, художественной литературы. | 12 | 25 | 51,9 | 40 | 4,33 | 433 | 332,6 |
Прогулки и занятие спортом. | 27,6 | 49 | 69,4 | 42 | 2,52 | 252 | 151,6 |
Встречи. визиты, игры и тд. | 35,4 | 45 | 66,8 | 31 | 1,89 | 189 | 88,64 |
Прочие виды отдыха | 18 | 41 | 52,4 | 34 | 2,91 | 291 | 191,2 |
Социально политическая деятельность, митинги, собрания. | 0,1 | 1 | 2,96 | 2,9 | 29,6 | 2960 | 2860 |
Религиозные занятия. | 1 | 0,8 | 0,65 | -0,4 | 0,65 | 65 | -35 |
итого | 448 | 358 | 398 | -51 | 0,89 | 88,7 | -11,3 |
Для
расчета воспользуемся
Абсолютный прирост (базисный): Δyб = yi - y0 , где
yi - уровень сравниваемого периода, y0 - уровень базисного периода.
Абсолютный прирост (цепной): Δyц = yi - yi-1 , где
yi - уровень предшествующего периода.
Коэффициент роста: базисный - Kр = yi/y0, цепной - Кр = yi/yi-1
Темп роста: Тр = Kр х 100%
Коэффициент прироста: базисный - Кп = yi - y0/y0, цепной - Кп = yi - yi-1/yi-1. Темп прироста: Тп = Кп х 100%, Тр -100%
Абсолютное значение одного процента прироста: А% = Δyц/Тп ;
А% = 0,01yi-1 y = y1 + y2 + …. + yn / n = åy/n
На смотря на то ,что с 2006 года по 2008 год общее количество свободного времени уменьшалось на 51 минуту, структура его использования увеличилась в основном в пользу чтение газет, журналов, художественной литературы на 40 мин, Прогулки и занятие спортом на42 мин, Встречи. визиты, игры на 31 мин. И уменьшилась за счет времени проведенного перед телевизором на 134мин.
Проведя
сравнительный анализ свободного времени
молодежи Москвы о Улан-Удэ, следует отметить,
что особых различий в общем количестве
свободного времени нет. Однако студенты,
живущие в Москве более рационально используют
свой свободное время. Уделяя больше внимания
спорту, хобби и театрам.
Таблица 3
Структура распределение свободного времени.
Элементы свободного времени | Количество свободного времени в день в мин. | Структура использования свободного времени. | ||||
2006 | 2007 | 2008 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Посещение театров, кино, спортивных мероприятий. | 27 | 25 | 23,1 | 6,0 | 7,0 | 5,8 |
Посещение ночных клубов, дискотек. | 5 | 11 | 14,5 | 1,1 | 3,1 | 3,6 |
Просмотр телепередач, прослушивание радио | 253 | 160 | 119 | 56,5 | 44,7 | 29,9 |
Чтение газет, журналов, художественной литературы. | 12 | 25 | 51,9 | 2,7 | 7,0 | 13,0 |
Прогулки и занятие спортом. | 27,6 | 49 | 69,4 | 6,2 | 13,7 | 17,4 |
Встречи. визиты, игры и тд. | 35,4 | 45 | 66,8 | 7,9 | 12,6 | 16,8 |
Прочие виды отдыха | 18 | 41 | 52,4 | 4,0 | 11,5 | 13,2 |
Социально политическая деятельность, митинги, собрания. | 0,1 | 1 | 2,96 | 0,0 | 0,3 | 0,7 |
Религиозные занятия. | 1 | 0,8 | 0,65 | 0,2 | 0,2 | 0,2 |
итого | 448 | 358 | 398 |